Систематизация методик эффективного обучения описанных в научной литературе. Коваленко Ю.С.
22.12.2011, 06:04 | |
описанных в научной литературе Коваленко Ю.С. Развитие когнитивных способностей является одной из актуальных проблем современности. Для того, чтобы увеличить когнитивные способности существует ряд методик описанных в научной и научно-популярной литературе. Целью автора является систематизация наиболее эффективных методик обучения и сведение их в единую концепцию. Одним из наиболее важных открытий в когнитивной науке за последние двадцать лет, стал тот факт, что эффективность обучения напрямую зависит от эмоций, которые испытывает человек. Наиболее подробно об этом написано в книге «Accelerated Learning» автора Colin Rose. Можно сказать, что человек, имеет не один, а три мозга. Когда человек получает новую информацию, сначала вовлекается первичный мозг или мозг рептилии, отвечающий за сердцебиение и дыхание, решения бежать или драться, отвечающий за чувство территории. Следующим вовлекается средний мозг, роль которого только недавно стала ясна в процессе обучения. Этот мозг, помимо других функций, контролирует как эмоции, так и долгосрочную память. Это объясняет, почему многие события, связанные с эмоциональными переживаниями, так хорошо запоминаются. Как только информация попадает в средний мозг, происходит решение, достаточно ли эта информация важна, чтобы быть замеченной. Далее информация либо блокируется, либо направляется в так называемый «думающий» мозг, где она и обрабатывается. При стрессе входящая информация может просто не достичь думающего мозга или иметь крайне низкий приоритет. Если человек находится в депрессии, нервничает или не верит в свои способности к обучению, то объем запоминаемой информации сильно снижается. Среди всех методик эффективного обучения техника приведения себя перед началом изучения материала в спокойное, расслабленное состояние, является наиболее важной. Необходимо верить в свои способности учиться и иметь ясное представление – с какой целью изучается материал. Чем больше человек мотивирован к обучению, тем быстрее он будет получать новую информацию и тем легче будет преодолеть трудности, которые останавливают других людей. Желательно настроить разум в том ключе, что человек готов к приему новой информации. Очень эффективным является способ, используемый спортсменами, называемый «визуализация». Необходимо закрыть глаза и представить успешное получение нового материала, и его будущее эффективное применение. Начиная обучение, желательно написать те веши, которые уже известны. После того как есть определенное начало формируется круг вопросов. Вопросы необходимы, так как побуждают к поиску ответов на них, по сути, любое знание является ответом на вопрос. Важно понять: что говорящий пытается сказать, каковы его основные идеи, верна ли его позиция и если нет, то почему. Просто читать книгу или слушать аудио кассету недостаточно, необходимо, что бы мозг задавал вопросы. Важно понять, как эта информация соотносится с тем, что уже известно, соответствует или противоречит имеющимся знаниям. Включая предмет в существующую систему знаний, соотнося новые сведения с тем, что уже известно и строя связи человек формирует знание. Подобное сопоставление помогает понять значимость предмета. Для более глубокого понимания предмета необходимо создать логическую цепочку: вычленить наиболее важные звенья и определить их связь друг с другом. Необходимо делать что-то особенное, что бы запомнить ключевые моменты, как например, подчеркивать их, читать важные мысли вслух или мысленно проговаривать их. Желательно записывать ключевые идеи на карточки в виде кратких и очень понятных заметок. В последствии эти карточки можно будет раскладывать в правильном порядке, в результате чего будет вовлекаться физическая память. Вспоминая ключевые моменты, будет припоминаться материал, связанный с ними. Для того чтобы лучше запомнить заметки необходимо посмотреть на них, отвернуться в другую сторону и попытаться воспроизвести. Первоначально это тяжело, но это становиться легче с практикой. Можно обнаружить слабые места, сравнив записи с тем, что удалось вспомнить. Если сделать это 2–3 раза, то можно быть уверенным, что материал сохраниться в памяти. Повторный просмотр материала это очень эффективный инструмент обучения: рекомендуется просматривать заметки через один час, один день, неделю, месяц. По сделанным выводам или заметкам можно написать короткую песню, например в стиле рэп. Очень мощным инструментом является перефразирование информации, чужие слова никогда не будут так хорошо запоминаться как свои собственные. Можно сказать, что человек понимает идею, только когда он способен изложить ее своими словами. Желательно попытаться объяснить предмет кому-либо, тем более, что обучение становиться интереснее, если к нему подключить других людей, кроме того, можно получить новые вопросы или иной взгляд на материал. После обучения необходимо обязательно проверить знание предмета, вспоминая информацию на карточках, пересказывая предмет кому-то. Если информация практического характера, крайне желательно начинать практиковать полученные знания в реальной жизни. Чем чаще полученные знания будут применяться на практике, тем больше вероятность, что их применение войдет в привычку и будет автоматическим. По сути дела необходимо искать возможности применения своих новых знаний. Многие люди пугаются объема изучаемого материала, в этой ситуации весьма полезна методика «швейцарского сыра» Алана Лакейна. Суть этой методики заключается в том, чтобы разбить материал на мелкие части и начинать изучать не обязательно с начала, но с наиболее интересного или легкого пункта. Осваивая предмет, часть за частью, мотивация будет увеличиваться. Можно осваивать материал даже по одной странице и ставить в конце галочку, чтобы показать, что материал был освоен. Очень эффективная методика состоит в том, что необходимо делать регулярные перерывы. Об этом писал даже Дейл Карнеги, его совет состоял в том, чтобы отдыхать, не дожидаясь усталости, что значительно увеличивает время, которое человек может работать. В теории эффективного обучения для регулярного отдыха есть еще одна причина. Приблизительно через пол часа внимание человека начинает ослабляться, при этом человек лучше всего запоминает то, что было в начале и в конце обучения, это можно использовать. Если информацию изложить за один раз, то будет только одно начало и один конец, но если информацию разбить на четыре части, то будет восемь начал и концов. В этом случае будет увеличена концентрация, а если в начале изучения каждого блока информации будет короткий просмотр того, что было до этого, то эффективность обучения сильно вырастет. Необходимо понять: на сколько эффективен сам процесс обучения. Нужно задать вопрос: как обучение может идти лучше? Если остановиться и проанализировать, как проходит занятие, то можно вычленить наиболее слабые места и выбрать наиболее эффективные методы, наилучшим образом подходящие конкретному обучающемуся. Автор считает нужным отметить, что на эффективность усвоения материала влияет не только психологическое состояние человека, т.е. настрой, желание учиться, но и его физическое состояние. Именно тем, как хорошо человек чувствует себя физически, определяется то количество энергии, которое организм готов выделить на обучение, т.е. продолжительность и интенсивность обучения определяется, прежде всего, состоянием здоровья. Повлиять на эффективность могут как хронические заболевания, отнимающие силы организма, так и простая усталость находящихся в одном положении мышц. Поэтому поддержка здоровья на требуемом уровне является весьма важным фактором эффективного обучения. Применяя описанные здесь методики можно значительно увеличить когнитивные способности, делая обучение более эффективным и интересным. | |
Категория: Разное | | | |
Просмотров: 3225 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 0 | |