Рекреационные технологии как фактор развития культуры досуга семьи на примере семейного парка развлечений «Планета смайлс» ТРК «Куба» г. Чел
16.07.2019, 13:07
Большие города России, к числу которых относится Челябинск, опережают малые по уровню культурных запросов населения и уровню развития инфраструктуры досуга и рекреации. Городская культура на современном этапе становления оказалась неразрывно связанной с индустрией развлечений. Индустрия развлечений, решая многогранные задачи (прежде всего отдыха, воспитания, формирования позитивного настроя, развития культуры досуга), по сути своей формирует и развивает личность. Процесс развлечения может осуществляться как в естественной, так и в искусственно созданной обстановке, ярким примером выступает торгово-развлекательный центр (далее ТРЦ).

ТРЦ, в частности семейный парк развлечений, находящийся на его территории постепенно приходит на смену типовым Домам и Дворцам культуры, клубным объединениям и действуют параллельно наряду с парками культуры и отдыха. Что по сути своей очень удобно, поскольку парки культуры и отдыха функционируют, как правило, сезонно. В основном в теплое время года спектр развлечений предоставляется наиболее полно: кафе, аттракционы, физкультурно-оздоровительные комплексы, конные прогулки по парку и многое другое. В свою очередь, семейные парки развлечений, позволяют обеспечить полноценный отдых и удовлетворить различные досуговые потребности населения круглогодично, независимо от погодных условий. Став популярными, они усовершенствовались и превратились в формы излюбленного семейного досуга, доступного большинству. Все это заставляет переосмыслить новые реалии, концепции и выводы в теории досуга.

Включение рекреации в область социально-культурного исследования обусловило необходимость по-новому взглянуть на сущность организационной деятельности семейных парков развлечений. Социально-культурная деятельность семейных парков развлечений является одной из составных частей формирующейся сегодня в крупных городах системы рекреации, развлечений, восполнения физических и духовных сил личности.

Сам термин парк развлечений (парк аттракционов, тематический парк) - собирательный, описывающий некоторое количество аттракционов и других видов развлечений, размещённых на одной территории (в одном здании). Семейный парк развлечений отличается от обычных парков тем, что предназначен именно для развлечения всей семьёй [1, с. 10].

Современные рекреативные технологии, которые применяются в том числе и в семейных парках развлечений, основаны на психолого-педагогических закономерностях развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятельности [3, с. 438].

По мнению Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова, рекреативные (восстановительные) и спортивно-оздоровительные технологии предназначены для обеспечения и сохранения жизнеспособности человека. Они являются универсальными по своему использованию в процессе социально-культурной деятельности [Там же]. Н. А. Киселева определяет, рекреационные технологии как способы восстановления физических и психических сил человека, его работоспособности и противодействия развитию утомления [2, с. 54]. Это позволяет сделать вывод, что результатом социально-культурной рекреации населения выступает улучшение психофизиологического статуса личности; оптимизация социально-психологических отношений; формирование рекреативной культуры; ориентация на семью, её материальное благополучие; потребность в семейном общении. Ведь сегодня семья является ведущим социально-культурным институтом, призванным быть действенным инструментом консолидации общества, социализации личности, достижения согласия.

Семейному досугу свойственно отсутствие жёстких стандартов и норм, свобода выбора форм досуговой деятельности. Особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них интенсивно задействованы различные схемы общения: семья - дети, семья - семья, дети - дети, дети - взрослые. Одновременность таких контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту.

Характеризуя культуру семейного досуга, мы подразумеваем те занятия, которым отдается предпочтение в свободное время. Потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания членов семейной общности - все это, на наш взгляд, является важными составляющими аспектами культуры досуга семьи. Формирование и развитие культуры досуга семьи может осуществляться при условии педагогического воздействия на все сферы жизни, а особенно на сферу свободного времени. Поэтому одним из ведущих факторов, влияющих на развитие культуры семейного досуга, является уровень организации, содержание досуга, наличие свободного времени и возможностей для его использования. В результате чего происходит сплочение семьи, установление благоприятного семейного климата, разви¬тие рекреационной, воспитательной функции этого социального института, а также появляются общие интересы и увлечения [4, с. 49].

В процессе разработки большинства рекреационных проектов, ориентированных на формирование и развитие культуры досуга, основное внимание специалистов сосредоточено на внедрении в практику массового и специализированного досуга новейших технологий в области социально-культурной деятельности. Поэтому особое место в рекреационных технологиях занимают анимационные социально-культурные технологии [3, с. 438-439]. Анимационные технологии нашли широкое применение в ор¬ганизации досуговой деятельности семейных парков развлечений.

Мы считаем, что в настоящее время есть все предпосылки для выведения семейных парков развлечений на уровень классического семейного воспитания. Ведь, как известно, каждая семья отдает предпочтение совместным досуговым занятиям с детьми. В досуговой деятельности преобладает ориентация на детские, а не на общесемейные формы и виды.

Традиционно ТРЦ предоставляют нам стандартный и довольно-таки однообразный набор развлечений: игровые аппараты и стимуляторы, аттракционы, боулинг, бильярд, кафе, кинотеатр, детские игровые комплексы (батут, сухой бассейн) и пр. А мы предлагаем программу, благодаря которой все члены семьи могли бы не только удовлетворить свои досуговые потребности и предпочтения, но и получить новую информацию, возможность для совместного проведения свободного времени, общения, а также способствующая появлению общих интересов и занятий.

Преимущество ТРК «Куба» перед прочими ТРЦ функционирующими на данный момент в Челябинске в том, что он находится в центре города и располагает достаточными территориальными и материально-техническими ресурсами для реализации данной программы. На территории семейного парка развлечений «Планета Смайлс», который располагается в комплексе и занимает по площади целый этаж, планируется открытие детской творческой студии «Смайл», что уже само по себе внесет коррективы в концепцию парка и выведет его на новый культурный уровень. Все условия для внедрения инновации есть: позволяет площадь, наличие специалистов, материальное и техническое оснащение, рекламное обеспечение.

Справедливо заметить, что организация семейной досуговой деятельности в условиях семейного парка развлечений будет строится на принципах: совместной деятельности, роста интереса, рекреации и познания, компенсации, социальной отдачи. Для эффективной реализации программы, направленной на формирование и развитие культуры семейного досуга необходимы следующие педагогические условия: включенность детей и родителей в досуговую деятельность; формирование опыта организации семейной досуговой деятельности; осуществление программного обеспечения организации семейной досуговой деятельности на основе принципов диагностической направленности, содержательной деятельности, психологической поддержки.

Таким образом, семейным паркам развлечений следует больше внимания сосредоточить на разработке концепции, расширении услуг, развивающих творческие способности человека, способствующих формированию рекреационной культуры населения, а также консолидации семейной общности.
1. Бизнес-журнал, №17, 2006.
2. Киселева Н. А. Рекреация и туризм / Н. А. Киселева// Рекреационные технологии в Псковском регионе. - Псков, №4, 2007
3. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников// Учебник. - М.: МГУКИ, 2004
4. Кусков А. С., Голубева В. Л., Одинцова Т. Н. Рекреационная география: учебно-методический комплекс / А. С. Кусков, В. Л. Голубева, Т. Н. Одинцова//. - М.: МПСИ, Флинта, 2005.

И. Теребенина
Категория: Разное | Добавил: GOD
Просмотров: 65 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]