Античная тема в историософии В. С. Соловьева и В. В. Зеньковского. Чугунова Т. В.
13.02.2012, 08:51

Чугунова Т. В.

Ивановский государственный университет


Античная тема в историософии В. С. Соловьева и В.  В. Зеньковского



Культурное наследие в его ценностном выражении - вот, что подчеркивал французский специалист в области философии истории Э. Калло как наиболее существенную основу цивилизации [7, С.84]. Таков, по выражению испанского философа X. Ортеги-и-Гассета, усматривающего смысл человеческого бытия в истории, ее "онтологический принцип" [7, С.83].

Русская культурная традиция второй половины XIX - начала XX веков, отличавшаяся особой восприимчивостью, вобрала в себя как идеи исконной отечественной культуры, так и лучшие достижения западной цивилизации, главным из которых явилось культурное наследие античности. Несмотря на то, что "в 40-50-х годах российская "европейскость" была поставлена под сомнение, а вместе с ней - и "русская античность" как органичный плод духовного взаимодействия Востока и Запада"[8, С. 161], подрыв духовных основ в русском обществе, сословное расслоение к концу XIX века, непонимание природы общечеловеческих категорий морали, настоятельно требовали формирования общей "образованности". Поэтому всплеск интереса к цивилизаторской миссии Древней Греции и Рима был предрешен, наступал новый расцвет занятий античностью.

Обращение к античности, в целом, можно обозначить как историко-культурное явление, включавшее в себя российскую историческую науку (антиковедческое направление), представители которого не только изучали события и даты, но и активно пропагандировали идеалы античности (М. Куторга, В. Бузескул, Т. Грановский, Ф. Зелинский, М. Ростовцев и другие); систему государственного образования и просвещения, в виде обучения классическим языкам и античной литературе; общественно-политическую и философскую мысль, в которой наряду с философией революционных демократов, подпитывавших свои идеи научного социализма примерами свободы и равенства граждан древнегреческого    полиса,    существовало   направление   русской философии, противостоявшее процессу "обезбоживания" мира своими научными трудами, по убеждению, советского историка В. М. Хвостова, помогающее "науке разобраться в своих задачах исследовать те общие принципы, которые лежат в основе уже добытого знания, попытаться свести их в систему и, в случае нужды предложить свои гипотезы для восполнения пробелов, оставляемых наукой..." [2, С.108].

"Поэтому именно философия, признающая значительность присутствия прошлого в каждом моменте времени", [2, с.84] сыграла существенную роль в осмыслении новых исторических реальностей и утверждении общечеловеческих ценностей, осветила пути творческих исканий во многих областях гуманитарной деятельности.

Исторические реалии были таковы, что Россия во второй половине XIX века обретала контуры современного цивилизованного капиталистического государства, начинался процесс формирования русского национального самосознания, остро встал вопрос духовного самоопределения страны. В связи с этим происходит смена философских настроений просвещенной части русского общества. Первостепенное внимание отечественная философия уделяет проблеме человека, борьбе с бездуховностью, голой рациональностью, проблеме "Восток-Запад".

Направленность стремлений того времени отразилась и на определении культурной концепции, которая приобрела бы ценность в качестве жизненных идеалов, отраженных в исторических образцах.

Отношение к классическому наследию претерпело существенные изменения. "Романтическое стремление к национальному, народному осмыслению государственности, критика рационализма ... вызвали отторжение от римского наследия, которое воспринималось как прагматичное и утилитарное. Римской политической мудрости в сочетании с ... моралью стоицизма российская мысль противопоставила свободное от рассудочности умозрение эллинов, прежде всего философию Платона" [8, С. 162].

В условиях зашедшего в тупик противостояния славянофильской идеологии и западнической, наследие эллинское явилось наиболее благоприятным источником, из которого национальная философская  мысль черпала идеи для ответа на вопрос: "Что такое человек?", для решения проблемы "Восток-Запад", в борьбе за Логос.

Вплотную к их решению подошел русский философ Вл. Соловьев. Идейные предпосылки для объединения западников и их противников прозвучали в его творчестве, проникнутом историзмом. Современник Вл. Соловьева, философ и богослов В.В.Зеньковский отмечал, что Владимир Сергеевич "унаследовал от своего отца чрезвычайное чувство истории, глубокое ощущение ее единства ... понятие Богочеловечества, раскрывается им как понятие по существу историческое. Основные фазы в его духовном развитии тоже связаны с его историческими воззрениями" [6, С. 126]. Главная в научной судьбе Вл. Соловьева, идея Софии, являлась идеалом мирового единства человечества, без разделения его на Восток и Запад, корни которой лежали в греческой и иудейской религиозно-философской традиции. Классические, античные черты соловьевской софиологии олицетворяли идею мирового универсального значения античной культуры. С.Н. Булгаков подчеркивал, что "нельзя указать философской системы, которая была бы в такой степени многосторонняя, нет ни одного великого философского и религиозного учения, которое не вошло бы как материал в эту многогранную систему: философия греков, находящая свое историческое завершение в Плотине и неоплатониках, буддизм и христианство..." [1, С. 389].

Античная тема в творчестве Вл. Соловьева связана не только с изучением древнегреческой философии ("Жизненная драма Платона", переводы Вергилия и Платона). Лирическая поэзия философа насыщена образами античной мифологии ("Прометею" (1874); "Три подвига" (1882); "Друг мой! Прежде, как и ныне..." (1887); "Das ewig wetbliche" (1898). Главным же было его отношение к античному наследию, как созвучному эпохе. Эллинско-христианское "софийное" воплощение античности прошло через все творчество мыслителя.

Тоска по всечеловечеству, ведшая Вл. Соловьева к постановке проблемы "Восток-Запад", волновала и другого русского философа В. В. Зеньковского (1881-1962 гг.), труды которого до недавнего времени не были изданы в России (большинство работ В. В. Зеньковского издаются в нашей стране впервые в постсоветский период).

Анализируя творчество соотечественников, русских мыслителей и писателей (Вл. Соловьева, В. Розанова, Н. Бердяева, В. Эрна, К. Аксакова и др.), он приходит к выводу, что "русские религиозные философы оказались бессильны в решении проблемы "Восток-Запад" и завещали ее будущим поколениям" [3, С.6]. Поэтому в своей книге "Русские мыслители и Европа" [6] Зеньковский не ограничивается изложением оценки европейского влияния на Россию этих философов, а приводит свои соображения в отношении усвоения Россией опыта западной культуры, в том числе и античного наследия.

Философский диагноз В. Зеньковского таков, что "русская мысль сплошь историософична, она постоянно обращена к вопросам о "смысле" истории, о конце истории и т. п."[4]. Историософичность построений В. Зеньковского состоит в обращении к античному наследию, но не только как символу европейской культуры и цивилизации (что проявляется наиболее ярко у Вл. Соловьева). В негативных последствиях усвоения античного наследия христианством на Западе, философ видел проблему кризиса европейской культуры, ее секуляризации. Произошло, по его мнению, роковое "отступление" верующего разума перед разумом "естественным": ... из чего позже выросла и вся система "нейтральной" культуры со всеми гибельными последствиями этого" [5, С.316]. Как это случилось? Философ прослеживает пути христианской рецепции античной культуры на Востоке и на Западе. Они неодинаковы: "... из античного наследия особенно ценными для христианского Запада оказались научно-философские построения одного только Аристотеля. И христианский Восток высоко чтил Аристотеля, но в вопросе о соотношении рассудочного знания и озарений о высшем мире Восток следовал всегда Платону" [5, С.317].

Таким образом, делает вывод В. Зеньковский, абсолютные духовные ценности стали относительными, христианские ценности были обречены на обмирщение. Кризис европейской культуры имел для философа непосредственное отношение к проблеме взаимоотношений России и Запада. "Живучесть и актуальность темы об отношении России к Западу. ... Здесь существенна неразрывность [их] связи и невозможность духовно и исторически изолировать себя от него, а с другой стороны - существенная бесспорность русского своеобразия, правда в искании собственного пути" [3, С.6].

Творчество Вл. Соловьева и В. Зеньковского являлось частью общей тенденции обращения в России к наследию античности (несмотря на преобладание то римской, то греческой ее части), в котором наиболее ярко прозвучала мысль о синтезе русского и мирового начал, о присутствии античного наследия в европейской и национальной культурах, обусловленной их христианской сущностью.

 

 

Библиографический список

1.  Булгаков С. Н. Что дает современному сознанию философия Вл. Соловьева? //Книга о Вл. Соловьеве: [Сборник]. М., 1991. С. 389.

2.  Гносеологическая и методологическая характеристика исторического знания в работах Р. Ю. Виппера, В. М. Хвостова, М. М. Хвостова // Дорошенко Н.М. Философия и методология истории в России (конец XIX - нач. XX вв.). СПб., 1997. С. 84, 108.

3.  Жуков В. Н., Маслин М. А. В. В. Зеньковский о России, русской философии и культуре // Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М, 1997. Сб.

4.  Зеньковский В. В. История русской философии: В 2т. Л.,1991.

5.  Зеньковский В. В. Наша эпоха // Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М, 1997. С. 316, 317.

6.  Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М, 1997. С. 126.

7.  Калло Э. Культурное наследие как основа цивилизации // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. М, 1998. С. 83, 84.

8.  Межуев Б. В. Античная тема в русской философской мысли во второй половине XIX века // Античное наследие в культуре России. М., 1995. С. 161, 162.

 

 

Категория: Философия | Добавил: GOD | Теги: античная, чугунова, Соловьева, историософии, тема, С., Зеньковского., В.
Просмотров: 4630 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 GOD  
Благодарим за публикацию на нашем портале!

Библиографическая запись:
Каталог научных статей [Электронный ресурс] : Античная тема в историософии В. С. Соловьева и В. В. Зеньковского. Чугунова Т. В. - Электрон. дан. - Иваново: международный сетевой журнал "Моя Наука" - Режим доступа: http ://nauka.my1.ru/load/science/philosophy/antichnaja_tema_v_istoriosofii_v_s_soloveva_i_v_v_zenkovskogo_chugunova_t_v/15-1-0-327, свободный. - Загл. с экрана.

Библиографические ссылки:
Внутритекстовые
(Античная тема в историософии В. С. Соловьева и В. В. Зеньковского. Чугунова Т. В.. URL: http ://nauka.my1.ru/load/science/philosophy/antichnaja_tema_v_istoriosofii_v_s_soloveva_i_v_v_zenkovskogo_chugunova_t_v/15-1-0-327)
Подстрочные и затекстовые
Античная тема в историософии В. С. Соловьева и В. В. Зеньковского. Чугунова Т. В. // международный сетевой журнал "Моя Наука". 2012. URL: http ://nauka.my1.ru/load/science/philosophy/antichnaja_tema_v_istoriosofii_v_s_soloveva_i_v_v_zenkovskogo_chugunova_t_v/15-1-0-327 (дата обращения: 01.01.2012).

© Все права защищены. Данный материал является объектом авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]