Манипулирование массовым сознанием как способ движения общества к правовому государству. Коваленко Ю.С.
22.12.2011, 05:44 | |
Коваленко Ю. С. Манипулирование массовым сознанием как способ движения общества к правовому государству Традиционно, в рамках методологии классической рациональности, возникновение государства рассматривается как результат целенаправленной деятельности элит, создавших государство для защиты своих интересов. Поэтому государство представляет собой аппарат классового господства. С точки зрения методологии неклассической рациональности, государство – это механизм территориально-политической самоорганизации общества, субъекты которого координируют процесс своего взаимодействия посредством стратегического политического решения, направленного на обеспечение целостности, стабильности и развития общества, повышение уровня и качества жизни граждан. Естественной целью такого развития является движение к созданию правового государства. С точки зрения автора, правовое государство - это политическая самоорганизация общества, обеспечивающая максимальное стимулирование и использование созидательной активности граждан в целях развития национального производства, повышения уровня и качества жизни граждан и реализации прав человека. Обеспечить максимальное стимулирование и использование созидательной активности граждан можно в случае, если население способно соотнести свой вклад в экономическое развитие государства с его доходом (уровнем и качеством жизни). Для этого необходимо воспитание экономически грамотного населения. Поэтому воспитание экономически грамотного населения является важнейшей задачей государства. В этом процессе самым простым и удобным способом воспитания экономически активного, грамотного гражданина становится манипулирование его сознанием. Манипулирование понимается как метод информационно-психологического воздействия на массу в целях стимулирования ее деятельности в необходимом направлении, создание у массы иллюзии необходимости этих действий. Здесь может работать как простое информирование (что такое ипотека или ПИФ), так и побуждение к деятельности (вложить деньги в банк, инвестировать). Сложность современного этапа заключается в том, что после распада СССР и вступления нашей страны в рыночные отношения людям приходится постоянно приспосабливаться к новым, часто меняющимся условиям. Отсутствие экономической культуры приводит к неумению пользоваться важнейшими экономическими инструментами, неспособности защититься от экономических махинаций, элементарному неумению рационально расходовать бюджет семьи, сохранять свое богатство. Что же получит население от такой формы манипулирования? Защита от финансового обмана. Люди, пережившие 90-е годы XX в., прекрасно помнят такие структуры как «МММ» или «Хопер-инвест». У населения фактически не было опыта взаимодействия с подобными структурами. Агрессивная реклама, отсутствие разъяснительной работы среди населения и элементарной экономической грамотности, расчет на быстрое обогащение привели к огромной популярности пирамид. Обманутое доверие вкладчиков отозвалось осторожным отношением к другим институтам, возникавшим впоследствии. Распределение денежных потоков внутри семьи. Любая семья, по сути, является маленьким предприятием и имеет свою бухгалтерию, благодаря которой всегда можно выяснить свое финансовое положение. Для организации семейного бюджета вовсе не нужно знание тонкостей, но о таких вещах как норма сбережения или первоочередные затраты, знать необходимо. Это должно быть неотъемлемой частью экономической культуры семьи и общества. Простейшие возможности. Человек, обладающий азами экономической грамотности, при необходимости может воспользоваться таким инструментом как потребительский кредит. Для этого необходимо владеть хотя бы минимумом экономической терминологии, понятиями: процентная ставка и переменная процентная ставка. Часто кажется, что термин «кредит» знают фактически все, но в реальности немногие решаются им воспользоваться, испытывая страх перед необходимостью выплаты огромных процентов. Однако это тоже нехватка экономической грамотности. При этом мы знаем, что население западных стран привыкло к «жизни в кредит». Несмотря на обширную рекламу, многие граждане не владеют знаниями об ипотечном кредите, что мешает им улучшить жилищные условия, получить образование и т. д. Экономическое образование должно давать представление об имеющихся возможностях и более предпочтительных путях решения возникших проблем. Понимание политических и экономических действий государства. Иногда политические лидеры прикрывают свою деятельность экономическими терминами, зачастую не говоря ничего или скрывая за ними абсолютно неприемлемые предложения. Если население страны понимает экономические мотивы деятельности правительства, то на предложения, прямо противоречащие интересам страны, региона или слоя населения будет оказываться определенное давление. Причем экономически грамотное население будет того же ожидать и от правительства, и от его решений. Финансовые инструменты, системы управления капиталом. Развитыми странами запада накоплен полезный опыт в рамках стратегии «народного капитализма». Важнейшим элементом этой стратегии было создание цивилизованного рынка ценных бумаг, направленного на создание максимально широкого слоя мелких и средних акционеров. В России фондовый рынок представлен небольшой группой профессиональных спекулянтов. Многие знают, что такое акции, но далеко не все решатся приобрести их. Кроме желания инвестировать необходимо по отчетности компании определить: быстроту роста продаж, как компания финансирует свой рост, сколько взяла кредитов, насколько эффективно собирает дебиторскую задолженность, какую прибыль получает от продажи своих продуктов и услуг и т. п., сравнить компанию с ее конкурентами. Это стандартный путь: без расчета коэффициентов и различных тонкостей в анализе. Малая часть отечественных инвесторов прибегает к таким расчетам. Акции – мощный инструмент долгосрочного инвестирования, но на пути к ним российские инвесторы только еще осваивают паевые инвестиционные фонды, часто уступающие банкам в доходности. Правильное управление капиталом (сохранение и приумножение имеющегося богатства) невозможно без экономической грамотности населения. Начальные знания о предпринимательстве. Рассматривая управление капиталом, мы предполагаем его наличие. Если помимо капитала имеется желание использовать его наиболее эффективным образом, то вариантом здесь может стать открытие собственного дела. Поддержка развития малого предпринимательства – одна из наиважнейших задач государства. Однако, помимо государственной поддержки, человек, решивший заняться бизнесом должен обладать определенной экономической грамотностью. В наши дни люди, обладающие достаточными финансами, боятся открывать собственное дело, т. к. не знают принципов, законов, правил открытия и функционирования компании. Иногда даже опытным менеджерам бывает очень сложно начать собственное дело с нуля. Человек, знающий хотя бы основные принципы и законодательные акты об открытии компании, ее отчетности, функционировании и работе с налоговыми органами может намного быстрее приобрести недостающие знания, легче решиться на открытие дела. Экономические знания в системе. Повышение экономической грамотности автоматически расширит весь спектр знаний. Владение информацией о возможностях накопления и приумножения, правильного сохранения или выгодного вложения помогает обычным людям в управлении их финансами, что будет способствовать более быстрому созданию мощного среднего слоя. Экономическую грамотность населения можно повысить. Ее формирование необходимо начинать с детского сада: разъяснения экономических терминов, просмотра детских познавательных мультипликационных фильмов на экономические темы, организации экономических игр и занятий, чтения увлекательных и познавательных книг по экономике. Самым важным этапом формирования культуры подрастающего поколения является опыт родителей, их умение решать экономические задачи, т.к. дети стремятся подражать родителям. Школьникам будет полезно изучение экономики, как предмета, с написанием рефератов по практическим вопросам, связанным с экономическими проблемами, решаемыми в семье. Студенты большую пользу получат от прикладной экономики, проведения бесплатных консультаций, конкурсов, специальных радио, телевизионных передач и фильмов на экономическую тематику. Приглашение банковских работников в школы и вузы будет способствовать не только расширению круга клиентов, но и разъяснению сложных для населения вопросов деятельности банков и их услуг. Что же касается манипуляции непосредственно, то активная реклама экономической литературы, бесплатные экономические региональные журналы, почтовая рассылка также будут способствовать росту интереса к экономическим вопросам. Значение экономической грамотности в современном обществе постоянно повышается. Этому способствует рост потребности и стремления населения участвовать в экономической жизни страны. Кроме того, динамично развивающиеся в России новые формы экономического континуума предъявляют особые требования к знаниям и умениям населения в области экономики. Страна, обладающая экономически грамотным населением, обладает большим преимуществом на мировой арене. Множество экономических агентов, действующих во благо себя и своей страны – это самый мощный ресурс государства. А роль государства – создать этот ресурс. Правящая политическая элита, поставившая целью движение России к правовому государству, в силу определенных традиций, низкого уровня развития образования и культуры многочисленных групп населения, вынуждена использовать методы манипулирования общественным сознанием, в целях стимулирования созидательной активности населения в интересах национального производства. Список литературы Васильчук Ю. А. Социальное развитие человека в XX веке. Фактор культуры // Общественные науки и современность. 2003. №1. Чепасова Э. Структурная перестройка и качество роста // Экономист. 2005. № 3. Шкаратан О. М. Русская культура труда и управления // Общественные науки и современность. 2004. № 1. | |
Категория: Экономика | | | |
Просмотров: 5556 | Загрузок: 1 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 0 | |