Бизнес инкубаторы и технопарки как институты формирования экономической культуры и реализации ее потенциала. Коваленко Ю.С.
24.03.2012, 16:10

Коваленко Ю.С.

Бизнес инкубаторы и технопарки как институты формирования экономической культуры и реализации ее потенциала



Анализ публикаций ивановских средств массовой информации показывает, что основным направлением стратегии правительство области является поиск внешних резервов развития, посредством привлечения деловых партнеров из других регионов страны, налаживания международных деловых связей и максимального использования федеральных возможностей.

Основное содержание стратегии правительства области отражено в концепции социально-экономического развития региона до 2020 года. Это первый стратегический документ, учитывающий новые принципы межбюджетных отношений и межрегиональной конкуренции. Особая роль в концепции отводится работе по привлечению инвестиций для решения важнейших, первоочередных задач:

1. перехода на новую систему стратегического планирования (область переходит на трехлетний бюджет);

2. активизации работы в области инвестиционной политики;

3. создания единой нормативно-правовой базы;

4. реализации программы кластерного подхода к развитию текстильной отрасли;

5. реализации программы туристического кластера "Золотое кольцо".

Система управления правительства области сосредоточила свои усилия на активизации крупных бизнес - проектов. Их реализация способна преломить сложившиеся негативные тенденции отставания социально-экономического развития области от своих соседей. Однако в этих условиях резко возрастает необходимость в активизации антикризисной политики направленной на активизацию экономической активности широких масс населения муниципальных и районных администраций.

Традиционными способами активизации экономической активности мелкого и среднего предпринимательства является создание технопарков и бизнес-инкубаторов. Бизнес-инкубатор – это организация, которая создает наиболее благоприятные условия для стартового развития малых предприятий путем предоставления комплекса услуг и ресурсов, включающего: обеспечение предприятий площадью на льготных условиях, средства связи, оргтехнику, необходимое оборудование, проводит обучение персонала, консалтинг и т.д. Главная задача бизнес-инкубаторов – помочь тем, кто открывает собственное дело, особенно в начальной стадии за счет:

1. консультирование опытных менеджеров

2. возможности финансирования

3. предоставление услуг по бизнесу и технической поддержке

4. снижение расходов на управленческий аппарат.

5. предоставляют доступ к площадям и оборудованию.

6. стимулируют генерацию идей,

7. междисциплинарное обучение

8. формирование сети бизнеса, насущно необходимой для "запуска" успешных венчуров.

По данным Российского центра малого предпринимательства, сейчас в России создано более 30 технопарков (4 из них находятся в Москве) и более 20 бизнес-инкубаторов (в Москве - 3). В будущем их число будет возрастать. В 2008 году Минэкономразвития РФ выделило 668 млн. рублей на создание бизнес-инкубаторов в 19 регионах России. Учитывая софинансирование из региональных бюджетов, вложения в бизнес-инкубаторы составят 1 млрд. 42 млн. рублей. По данным газеты "Ведомости", Минэкономразвития просит увеличить расходы в бюджете на поддержку малого бизнеса на 2009-2011 годы с 15 млрд. до 50 млрд. рублей. Дополнительные деньги пойдут, и на создание бизнес-инкубаторов. Поддерживает правительство и Госдума. Председатель Госдумы Борис Грызлов, ссылаясь на оценки специалистов, заявил, что активные работы по созданию бизнес-инкубаторов и техно-парков позволяют радикально - с 15 до 85% увеличить шансы на выживание малых предприятий.

По соглашению правительств Ивановской области и Москвы в части развития малого и среднего предпринимательства предполагается создание бизнес-центра малого предпринимательства и бизнес-инкубатора в Иванове. Основной задачей этих совместных инвестиционных проектов является формирование единого пространства для малых предприятий Ивановской области и города Москвы на базе интернет-портала «Бизнес в ЦФО» в рамках организации кластера малых предприятий «Ивановский текстиль».

Очевидно, что создание бизнес-инкубатора в Иванове не устраняет их главного недостатка. Бизнес-инкубаторы работают с экономически активными людьми, потенциально ориентированными на создание своего дела. Этот тип человека в научной литературе определяется как человек экономический. Его тип поведения характеризуется формулой «максимум дохода ценой максимума трудовых затрат». Участие в рыночной конкуренции представители данного типа рассматривают не только как возможность повышения своего благосостояния соответственно вложенным усилиям, знаниям, умениям, но и как возможность своей самореализации. Человек экономический отличается не только высокой степенью созидательной активности, он потенциально готов к конкуренции и рассматривает себя как субъекта рынка, ответственного за свои действия. Планируемое создание бизнес-инкубатора в Иванове будет действенным фактором активизации рыночного типа поведения потенциальных предпринимателей, однако этого будет недостаточно, поскольку потенциал данного слоя относительно невелик.

Особенностью социально-экономических отношений переходного периода современного российского общества является значительное доминирование групп населения, для которых характерен дорыночный тип поведения. Он характеризуется ориентацией на исторически сложившиеся традиции трудового поведения, оценки собственного труда и желательного дохода, который должен обеспечить прожиточный минимум. Вся система мотивов трудовой деятельности людей данного типа нацелена на получение "гарантированного дохода ценой минимума трудовых затрат", в соотетствии с уравнительными традициями русской общины. Их экономическая стратегия ограничена текущим временем и не рассчитана на длительную перспективу. В целом для носителей дорыночного типа поведения характерно неприятие рынка, как системы конкуренции деловых и нравственных качеств участников. Они неспособны к адекватной оценке своих личностных качеств, прежде всего, способности принятия самостоятельных решений, взятию на себя ответственности за конечный результат.

Основной проблемой для представителей дорыночного типа поведения является проблема организации сбыта произведенной продукции. Представители данного типа способны и готовы трудиться в качестве исполнителей, доверяя традиционным субъектам управления, чья руководящая деятельность основана на патриархальных принципах и нормах отношений руководителя и подчиненного. В данной системе отношений руководитель должен выполнять функции гаранта, страхующего подчиненного от всяческих неприятностей социально-экономического и личностного плана. Создаваемый бизнес-инкубатор должен работать не только с теми гражданами, которые рассматривают себя как субъекта рынка, но и с теми людьми, которые придерживаются внерыночной модели поведения. Для формирования экономической культуры молодежи, проживающей в муниципальных районах области, чрезвычайно важным является создание виртуального бизнес-инкубатора. В рамках этой структуры молодежь, независимо от места жительства, могла бы получать реальное представление об экономической стоимости любого проекта. На основе полученных знаний молодежь могла бы предлагать свои проекты, публиковать их на форуме в целях получения консультации и создания команды единомышленников.

Одним из направлений создаваемых бизнес-инкубаторов должно стать создание кооперативных организаций. Исторический опыт российского кооперативного движения инициируемого партиями кадетов и эсеров в начале ХХ века и показывает реальность создания подобных организаций на примере функционирования сначала потребительской, а впоследствии и производственной кооперации. Основной задачей таких организаций является более эффективное использования человеческих, квалификационных, природных и производственных ресурсов и обучения населения рациональным рыночным технологиям. Создание кооперативных организаций ориентированных на реализацию стратегии «Малых дел» должно стать определенное повышение дохода участников, создание новых рабочих мест и способов самореализации жителей районных центров и села, а также их адаптации к рыночной экономике.

Вероятными направлениями деятельности кооперативных организаций в структуре бизнес-инкубаторов могут стать ассоциированные с ними фирмы занятые переработкой и организацией сбыта продуктов: а) лесного сбора (ягод, грибов, орехов); б) садоводства и огородничества и других продуктов подсобного хозяйства. Следует отметить, что экономический потенциал данных видов деятельности реализует себя стихийно, с низкой степенью эффективности. На прилавках Ивановских рынков и торговых систем нет постоянной реализации местной продукции и полуфабрикатов (фрукты, овощи, ягоды и грибы не сопровождаются местными товарными знаками и, как правило, являются привозными, за исключением сезона уборки урожая).

Необходимо, создание фирм в системе бизнес-инкубаторов, которые организовали бы локальные кооперативные организации и осуществляли координацию их деятельности. Значительную помощь в развертывании сети таких организаций могли бы оказать средства массовой информации. Развитие кооперативного движения инициируемого авторитетом власти способствовало бы росту экономической активности населения неготового к рынку, но готового сотрудничать и сдавать свою продукцию кооперативным организациям. Последние организуя закупки от населения, проводя их частичную обработку, и осуществляя сбыт, используя возможности Москвы и других городов ЦФО, способствовали бы росту дополнительных заработков жителей сельских районов и развитию экономической культуры – рационализации сельскохозяйственной деятельности.

Другим направлением деятельности бизнес-инкубаторов и ассоциированных с ними структур должна стать активизация творческой инициативы народных промыслов, продукция которых могла быть востребованной современными российскими и зарубежными рынками. Ограниченность возможностей традиционных центров народных промыслов Ивановской области заключается в их локальной территориальной замкнутости и специализации. Например, на высоком искусстве лаковой миниатюры и иконописи специализируются такие центры как Палех и Холуй. Ассортимент выпускаемой продукции включает в себя изделий: шкатулки, панно, броши, портсигары, ларцы, письменные наборы и т.д. Ювелирное производство локализуется в г. Приволжске на предприятии ЗАО «Приволжский ювелирный завод «Красная Пресня». Завод специализируется на более 250 видов украшении из мельхиора и 160 видов из серебра 925 пробы. Ювелирный завод "Красная Пресня" аттестован как предприятие народных художественных промыслов.

Широкий ассортимент многочисленных строчевышивальных предприятий также демонстрирует возможности народных художественных промыслов. В Пучеже строчевой вышивкой занимаются три предприятия: ЗАО «Истоки», ООО «Нарис» и ООО «Ришелье». Аналогичные предприятия работают в Верхнем Ландехе и в Шуе. Пестяковская фирма «Вышивка», и Ряполовская ткацкая фабрика выпускают сувенирно-подарочные изделия из чистого льна с использованием приемов народного ткачества. Поддержка и развитие народных художественных промыслов является одним из приоритетных направлений в деятельности Правительства Ивановской области. Ивановские народные промыслы создают рабочие места в городах, поселках и деревнях, где нет другого производства. Они не только сохраняют традиции, но и обеспечивают поступление налогов в бюджет муниципалитетов. Тем не менее, представляется, что наши соседи из Ярославской области куда более успешно используют таланты народных мастеров, напрямую связав их развитием туристического бизнеса в регионе. На народном искусстве и его традициях построены программы самых популярных маршрутов, привлекающих туристов со всего мира и приносящих хорошие доходы местным бюджетам. Для сравнения: на «Ладье–2005» объединенная экспозиция Ивановской области занимала 20 кв. метров, а Ярославской – 68.

Очевидным недостатком деятельности традиционных центров развития народных художественных промыслов является их территориально-профессиональная специализация и локальная замкнутость. Правительство области ориентировано на поддержку старых центров развития художественных промыслов.

Важным направлением стимулирования экономической активности молодежи является создание венчурных поисковых предприятий под крышей создаваемых бизнес-инкубаторов нацеленных на открытие новых видов народных художественных промыслов, чья продукция могла быть востребованной рынком. Они при сотрудничестве с областным художественным училищем и областным училищем культуры могли бы проводить выставки конкурсы народного самодеятельного творчества. Призеры таких выставок и их художественные изделия могли бы открыть не только новые направления развития народных художественных промыслов Ивановской области, создать новые рабочие места и новые возможности самореализации в условиях рынка. Особенно значимыми такие формы самореализации являются для инвалидов вхождение, которых в рыночную экономику сопровождается значительными трудностями.

Развитие и эффективность поисковых предприятий в сфере народных художественных промыслов в значительной степени зависит от освещения их работы средствами массовой информации. Соответственно, эти предприятия должны носить открытый характер, представляя информационные, консультативные и сбытовые услуги. Наглядными образцами народного самодеятельного творчества являются многочисленные частные магазинчики торгующими изделиями из ракушек и других материалов на побережье Черного моря в местах массового отдыха. В Ивановской области могли бы изготавливаться изделия из дерева, бересты, лозы, керамики, меха под художественным руководством преподавателей областных учреждений культуры и реализовываться через предприятия, ассоциированные с бизнес-инкубаторами. Создавая индивидуально-неповторимые изделия, повышая свое мастерство, участники подобных проектов станут рассматривать свое творчество как источник и способ повышения уровня и качества жизни. Одновременно, деятельность бизнес-инкубаторов будет способствовать поиску потенциальных организаторов – будущих менеджеров ассоциированных кооперативных предприятий. Именно такие предприятия могут наиболее эффективно использовать потенциал представителей вне рыночных моделей поведения.

Важнейшим направлением инновационного развития области является создание технопарков. Сложившиеся традиции функционирования технопарков заключаются в создании условий для развития новых инновационных бизнес-предприятий, посредством предоставления этим предприятиям помещений, технологической базы, коммуникационных и юридических услуг. В Ивановской области научно-техническую и инновационную деятельность осуществляют более 100 организаций, в том числе 2 академических института, 19 высших образовательных учреждений, 19 отраслевых и проектных института и конструкторских бюро и более 45 крупных промышленных и научно-производственных предприятий, организаций и фирм. Ивановскую науку и производство представляют около 20 научных школ, 422 доктора наук, около 1800 кандидатов наук, 45 докторантов и 919 аспирантов. Такой огромный потенциал области дает возможность создать виртуальный технопарк области, что в условиях экономического кризиса было бы оправданным. Виртуальный технопарк области мог бы стать важным инструментом формирования технологической и экономической культуры молодежи. В рамках этой структуры молодежь, независимо от места жительства, могла бы получать реальное представление о перспективных технологических разработках, использование которых способствовало бы решению производственных, энергетических, экологических и других проблем. На основе виртуального технопарка молодежь могла бы предлагать свои проекты, публиковать их на форуме в целях получения консультации и создания команды единомышленников.

Реализация творческого потенциала учащейся молодежи возможна через создание молодежных научно-технических конкурсов направленных на решение энергетических и экологических и других проблем социально-экономического развития. Область имеет все возможности для активного проведения таких конкурсов и накопления банка идей и перспективных технологий.

Система открытых конкурсов может оживить поисковую работу в вузе или научном центре – технопарке области. Обсуждение перспективных идей до этапа внедрения, составления бизнес-плана (на грантовой основе) может стать основным содержанием деятельности технопарков для последующего внедрения и создания инновационного развития промышленности области. Возможность создания системы открытых конкурсов и максимально широкого их освещения в средствах массовой информации вполне реальна в связи с федеральной поддержкой создания технопарков в регионах.

Проблема использования творческого потенциала представителей вне рыночных моделей поведения может быть реализована только при соответствующей информационной поддержке со стороны правительства области и средств массовой информации. Полученный эффект будет способствовать ускоренному формированию экономической культуры и развитию области в системе рыночных отношений.


Прогнозирование социокультурных процессов и формирование экономической культуры населения русской провинции (на примере Ивановской области) / Н.Т. Арефьева, С.В. Коваленко, Л.К. Ермолаева, Ю.С. Коваленко / "Российский государственный торгово-экономический университет". - Иваново, 2010.

Научная работа подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта "Формирование экономической культуры населения в переходный период на примере Ивановской области", проект № 08-03-54702а/Ц

Категория: Экономика | Добавил: GOD | Теги: Технопарки, экономической, культуры, институты, реализации, инкубаторы, как, бизнес, её, формирования
Просмотров: 1612 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 1
1 Lakeisha  
Back in shcool, I'm doing so much learning.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]