Анализ работы прессы по формированию экономической грамотности и культуры населения области. Коваленко Ю.С.
24.03.2012, 15:30


Коваленко Ю.С.

Анализ работы прессы по формированию экономической грамотности и культуры населения области



Экономический подъем России возможен только при условии роста экономики ее регионов. Ивановская область – один из сложных регионов, переживших упадок традиционной отрасли производства (текстиль), вступающий на путь использования современных инновационных технологий, поэтому необходимо готовить население, творчески реализующее свои задатки и способности, к предстоящим преобразованиям. В этом процессе не малая роль отводится средствам массовой информации, местным органам власти, способным использовать рациональные методики активизации энергии населения, направляемой на созидание общественно значимых ценностей. Традиционные методики рынка, основанные на конкуренции, не задействуют энергетический потенциал и возможности тех групп населения, которые не связаны или мало связаны с рыночными отношениями. Повышение экономической грамотности и формирование экономической культуры возможно только в процессе длительной и целенаправленной работы правительства области, представительных органов власти и средств массовой информации. Приобщение широких масс населения к экономической культуре, т. е. к рациональному использованию созидательного потенциала личности обеспечит ускоренное развитие Ивановской области.

Приступая к работе, необходимо определить сущность экономической культуры. Для этого было проанализировано содержание основного понятия «культура». Из множества определений культуры наиболее приемлемым является понимание культуры как исторически конкретной меры реализации творческих сил и способностей человека посредством созидания общественно-значимых ценностей. В нем заложены: а) результаты деятельности – создание общественно-значимых ценностей; б) навыки, опыт, квалификация, требующиеся для созидания; в) условия, в которых личность может реализовать себя при создании ценностей. Анализ культуры как исторически конкретной меры предполагает рассмотрение ее в качестве стихийно сложившихся норм, образцов, идеалов созидания ценностей. Все, что не соответствует нормам созидания, не является культурой. Все, что разрушает творческий потенциал человека и созданные им ценности, является анти культурным. Функциональная роль культуры заключается в росте эффективности реализации энергетики человека, через созидание общественно-значимых ценностей. Исходя из вышесказанного, под экономической культурой понимается рационально организованная деятельность личности, направленная на повышение уровня и качества жизни и реализацию своего творческого потенциала посредством созидания общественно значимых ценностей.

Анализ процесса формирования экономической грамотности, экономической культуры населения автор начал с изучения газет, выходящих на территории Ивановской области, оказывающих огромное влияние на умы сограждан и их активную деятельность. Условно издания можно поделить на областные газеты и местную печать. Были изучены областные общественно–политические газеты: «Иваново–Вознесенск», «Ивановская газета», «Рабочий край» за последние полтора года (весь 2007 г. и первое полугодие 2008 г.). Материалы районных газет: «Заря» (Комсомольский район), «Приволжская правда» (Кинешемский район), «Сельские вести» (Лежневский район), «Шуйские известия» (г. Шуя и Шуйский район), «Вичугские новости» (г. Вичуга и Вичугский район), «Наше время» (г. Тейково и Тейковский район) анализировались за шесть месяцев 2008 г. При исследовании материала газет анализировалось: общее количество статей в газете; количество статей, освещающих развитие экономики страны; статьи по экономике Ивановской области; статьи, способствующие формированию экономической грамотности и экономической культуры населения.

Изучение газетных статей привело к выводу, что в плане формирования экономической культуры деятельность газет должна строиться на основе двух направлений: своевременного информирования населения (его просвещения) и показа основных образцов экономической деятельности населения, опыта их работы, организации производства, возможностей повышения производительности труда.

Подходя к материалам газет с данных позиций, мы видим, что формирование экономической грамотности населения осуществляется через: раскрытие вопросов декларирования доходов, уплаты налогов (правила подачи налоговой декларации, налоговой отчетности через Интернет, использование системы «Консультант – Плюс» и т.д.); освещение деятельности банков, выдающих кредиты, сотрудничество банков и представителей бизнеса (вклады, правила и сроки получения кредитов); практические рекомендации для экономически активной части населения: об оказании аудиторских услуг предприятиям компанией «Иваудит», бухгалтерского обеспечения бизнеса «Бухгалтерской фирмой», рекомендации для желающих заниматься бизнесом.

«Рабочий край» в рубрике «АПК» представляет статьи, посвященные предпринимательству в сельском хозяйстве[2], инвестиционным проектам в сфере животноводства, перспективам создания в области зернового и льняного кластеров, завершению строительства предприятий, производящих мясо-молочную продукцию. О развитии строительного бизнеса в Иванове рассказала статья А. Воронина[3]. Освещается деятельность швейной фабрики «Айвенго»[4], говорится о становлении отдельных предприятий, их развитии, выбранной стратегии ведения бизнеса.

«Ивановская газета» информирует о выпуске для бизнесменов пособия о потребительском рынке, документах, необходимых для открытия предприятия[5]. Под рубрикой «Аграрии» освещается развитие предпринимательской деятельности на селе, становление фермерских хозяйств, создание и деятельность животноводческих комплексов[6], получение кредитов фермерами, производство в фермерских хозяйствах экологически чистых продуктов, развитие личных подсобных хозяйств, техническое оборудование сельхоз предприятий, отсутствие мест реализации продукции. Ряд материалов показывает развитие малого бизнеса в таких отраслях как фотодело, резьба по дереву, ресторанный бизнес, придорожная торговля ягодами[7].

«Приволжская правда» больше внимания уделяет преуспевающим бизнесменам (например, деятельности индивидуального предпринимателя А. А. Волковой, наладившей в Кинешме организацию пассажирских перевозок и организовавшей некоммерческое партнерство «Автотранспортное сотрудничество»), хозяйственной деятельности в сфере торговли в районе (характеризуются торговые точки, показаны успехахи магазина «Перекресток», связанные с современным оборудованием и широким ассортиментом товаров, открытие в районе магазинов, объектов розничной торговли, кафе, проведении ярмарок), рассказывает о кинешемском заводе «Поликор», который благодаря грамотной политике руководства вышел из состояния банкротства и стал преуспевающим. Газета просвещает население об одном из перспективных направлений развития предпринимательства, о деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере прудового рыбоводства[8].

«Шуйские известия» пишут об эффективной хозяйственной деятельности предпринимателей (реализация перспективного бизнес–проекта на территории района), секретах успеха предприятий (ООО «Фабрика «Шуйская мебель» приобрела новое оборудование и расширила ассортимент). В рубрике «Нацпроект «Развитие АПК» в действии» [9] речь идет о предпринимательстве в селе (деятельность колхозов, фермерских хозяйств, предоставление кредитов сельскохозпредприятиям). Через газету идет активный обмен опытом между хозяйствами, населению предлагается бесплатное обучение основам фондового рынка.

Газета «Заря» рассказывает о бизнесмене-фермере из Череповца В. Архипове, грамотно организовавшем хозяйственную деятельность и добившемся значительных успехов на своей частной ферме, увеличив поголовье крупного рогатого скота и надои молока. Газета пропагандирует опыт предприятий Комсомольского района по разработке стратегии ведения бизнеса[10] (швейное предприятие «ИП Давыдов Н.И.», НПП «Спецэлектромагнит» и ООО «Альфа – Элтех», внедрение нового оборудования и привлечение иностранных инвестиций).

«Сельские вести» [11] через рубрики: «Спрашивали – отвечаем», «Занятость», «Пенсии», «Вниманию налогоплательщиков», «На заметку потребителям», «Советует специалист» информируют население о новшествах в законодательстве, оформлении документации и т. д. Рубрики: «Увлечение», «Бизнес», «Предпринимательство», «Актуальное интервью» представляют материал об опыте предпринимательской деятельности и возможностях самореализации. Предприниматели сами готовят материалы о своих предприятиях и проблемах. Индивидуальный предприниматель А. Куваев (автосервис) поделился опытом выживания в условиях конкуренции, успехами рациональной организации хозяйственной деятельности и планами развития бизнеса. Совершенствование деятельности ООО «Лежневец», отмечено в материалах газеты, прочно связано с закупкой нового оборудования и материальным стимулированием работников, о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Луч» и его помощи фермерским хозяйствам района рассказала его исполнительный директор.

Рассмотрев материалы областной и районной прессы, выпускаемой на территории Ивановской области, можно отметить, что формирование экономической грамотности и культуры средствами массовой информации находится в настоящее время в зародышевом состоянии. Об этом свидетельствуют цифровые показатели численности материалов, направленных на формирование экономической культуры как по областным газетам (см. рис. 1), так и по районным изданиям (см. рис. 2).

В «Ивановской газете» и «Рабочем крае», этим вопросам уделено 0,3 % статей, газете «Иваново–Вознесенск» – 2,2 %, «Шуйских известиях» – 1,3 %, «Приволжской правде» и «Заре» – 1,8 %, «Сельских вестях» – 1,5 %, «Вичугских новостях» – 1 %, «Наше время» – 3,8 %. Таким образом, материалы, направленные на формирование экономической культуры, занимают незначительное место в областной и районной печати Ивановского края, что связано с начальным этапом формирования рыночного типа поведения и соответствующей ему экономической культуры. Газеты дают информацию «сегодняшнего дня» (налоги, получение кредита и т.д.), но ряд проблем выпадает из виду, материалы разрознены, представлены отдельными заметками, мало рубрик, ориентирующих на предпринимательскую деятельность и экономическую активность. Пресса больше внимания уделяет деятельности правительства Ивановской области, руководства районов в сфере экономики, но мало пишет о проявлениях экономической активности населения.

Следует отметить, что результаты опросов предпринимателей муниципальных образований показывают их потребность в освещении предпринимательской деятельности и экономической активности граждан.

Результаты опроса наглядно свидетельствуют, что подавляющее большинство предпринимателей понимают значение пропаганды в средствах массовой информации положительного опыта развития предпринимательской деятельности, большое значение придают объективности информации. Этот вывод в сочетании с фактами игнорирования прессой проблем местного предпринимательства требует участия региональных и муниципальных властей в корректировке информационной политики в соответствии с объективными потребностями, как развития экономической базы, так и населения в появлении новых рабочих мест и дополнительных источников дохода.

Следует отметить, что результаты опросов населения, ведущего личное подсобное хозяйство, показывают их потребность в освещении предпринимательской деятельности и экономической активности граждан.

Результаты обследования, проведенного с августа по октябрь 2009 г. наглядно демонстрируют, что местная пресса стоит в стороне от освещения проблем развития личных подсобных хозяйств жителей. С учетом предшествующего анализа, подтвердившего вывод об игнорировании средствами массовой информации положительного опыта развития предпринимательской деятельности, следует сделать вывод о необходимости участия региональных и муниципальных властей в корректировке информационной политики. Основным вектором этой корректировки должны стать объективные потребности развития экономической базы муниципальных образований, появления новых рабочих мест и дополнительных источников дохода.

Исследования показывают, что средства массовой информации являются важным компонентом целенаправленной политики по использованию экономического потенциала широких масс населения, придерживающихся внерыночных моделей поведения. Очевидно, что повышение экономической грамотности и формирование экономической культуры возможно только в процессе длительной и целенаправленной работы правительства области, представительных органов власти и средств массовой информации. Приобщение широких масс населения к экономической культуре, т. е. к рациональному использованию созидательного потенциала личности обеспечит ускоренное развитие Ивановской области.


Прогнозирование социокультурных процессов и формирование экономической культуры населения русской провинции (на примере Ивановской области) / Н.Т. Арефьева, С.В. Коваленко, Л.К. Ермолаева, Ю.С. Коваленко / "Российский государственный торгово-экономический университет". - Иваново, 2010.

Научная работа подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта "Формирование экономической культуры населения в переходный период на примере Ивановской области", проект № 08-03-54702а/Ц
Категория: Экономика | Добавил: GOD | Теги: формированию, экономической, анализ, культуры, ПО, области., населения, работы, грамотности, прессы
Просмотров: 637 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 1
1 Emylly  
That hits the trgeat perfectly. Thanks!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]