Коваленко С.В., Ермолаева Л.К.
Психологические факторы становления женщин как предпринимателей
В качестве материала используются выдержки из интервью, взятых у женщин связанных с предпринимательством. В первый блок вошли интервью тех женщин, которые были вынуждены заниматься предпринимательством для спасения своей семьи. Как правило, это женщины с высшим педагогическим образованием.
Характерная выдержка из интервью женщины вынужденной заниматься бизнесом мужа. С 1991 года пришла в школу работать учителем. «В 1997 году я прошла аттестацию, и мне присвоили 13 разряд. Все мне нравилось, все получалось, летом 2000 года предложили должность завуча. Так успешно складывалась моя педагогическая карьера, говорили все: «Быть тебе директором». Но судьба распорядилась по-другому. Муж с 90-х годов занимался предпринимательской деятельностью вместе с компаньоном. Начинали «с нуля», работали сутками, постоянные командировки в Москву, Нижний Новгород, Киржач, Ливны и т.д. Открыли 2 магазина по продаже автозапчастей, аксессуаров и сопутствующих товаров. Жили мы в достатке. Летом 2000 г. муж из-за такого бешеного ритма работы заболел. Заниматься магазинами с нашей стороны было некому. Я ничего в этом не понимала, да было и не до этого. Целыми днями я была в больнице, хорошо что у учителей отпуск летом очень большой. Ну а дальше компаньон предложил разделиться, т.к. неизвестно, сможет ли мой муж работать дальше или нет. Самый «раскрученный» магазин остался у него, а второй мы вынуждены были продать, т.к. моя зарплата в школе, даже при таком разряде, с самыми высокими процентами за классное руководство, тетради, кабинет, была очень мала. А надо было на что-то жить. На семейном совете было принято решение, что мне придется уйти из школы, зарегистрировать предпринимательскую деятельность и опять начать «с нуля» дело, которым занимался муж 10 лет. … Сколько выслушала хамства, усмешек в свой адрес. Не может женщина быть хозяйкой магазина автозапчастей. Никто меня всерьез не воспринимал. Куда бы я не приходила, везде одно и то же: «торгуй трусами или духами». Очень тяжелое время было для предпринимателей. Кругом бюрократия, за каждую бумажку в открытую просили денег. Никакой поддержки со стороны государства не было, наоборот, проверяющие с каждой инстанции были хуже рэкета в 90-е.»
Интервью с женщиной, которая с отличием закончила биофак ИВГУ, была приглашена на работу в ЦНИЛ ИГМИ, но в закрытием лаборатории и трагической гибелью мужа была вынуждена начать зарабатывать на жизнь мелкой торговлей. Начала с торговли на рынке в палатке бакалеей, потом рыбой. Стремление выжить, бороться и побеждать, неиссякаемая энергия, развитая интуиция, постоянный анализ своих действий помогли ей стать предпринимателем. Ежедневный контроль, строгий учёт, рациональное ведение дел, разумная экономия и бережливость были первыми помощниками в её делах. Высшее образование научило её умению анализировать свою деятельность. Взяв в аренду помещение, она открыла в нём продуктовый магазин. Женщина – предприниматель имеет свои недостатки и свои достоинства перед мужчиной – предпринимателем. Например, женщина лучше выделяет ассортимент продуктов, которые больше пользуются спросом. Высокая трудоспособность, талант организатора, способность к лояльному общению с людьми дали свои результаты. Одно из главных её достоинств – обязательность. Сейчас она является директором небольшой торговой фирмы «Алексо». Фирма занимается реализацией продуктов питания. Перспектив стать крупной бизнес-леди она пока не видит. Она считает, что расширить сеть можно, но найти нишу востребованных товаров очень сложно.
Женщина – предприниматель окончила Московский государственный педагогический институт имени В.И.Ленина дефектологический факультет с рекомендациями в аспирантуру. Всю жизнь с детства чувствовала потребность в самореализации. Начиная со школы, она постоянно стремилась преуспеть в любом начинании, будь то учеба, спорт, искусство. Упорно старалась самореализоваться в этих областях. Отлично училась, окончила музыкальную школу, занималась спортом, музыкой, математикой, а также шила и вязала модные вещи для подруг. В 90-е гг. пошла в торговлю. Работа шла довольно удачно, но в том обществе люди много выпивали. Работу в торговле оставила, – не нравилось общество, в котором выпивают. Стремление к самореализации привело женщину к идее удовлетворить высокий спрос на услуги высококвалифицированного специалиста логопеда.
Вынужденная уйти из школы женщина – педагог из-за недостатка денег в 1994 г. оформила лицензию предпринимателя и начала сначала заниматься уличной торговлей в связи с необходимостью обеспечить детей. Её муж в то время работал в областной больнице водителем. Его помощь ограничивалась подвозом и доставкой товара. Все проблемы развития бизнеса О. брала на себя. Ей приходилось также иметь дело с рэкетирами, в то время единственным решением проблемы было заплатить им. Будучи эмоциональной и импульсивной в делах она руководствовалась чувствами, а не разумом, что часто приводило к ошибкам в развитии предпринимательской деятельности. О. торговала женской одеждой, которая нравилась ей, потом стала покупать ее с одного из ивановских складов. За товар, который ей не удавалось продать, она должна была платить из своего кармана. Со временем муж прекратил оказывать ей помощь, торговые места начали закрываться и в результате остался один магазин, в котором Ольга не редко работала сама. Главным для неё была и остается семья. Её предпринимательская деятельность была подчинена исключительно обеспечению семью. Ее мечтой было купить дом в деревне, уже на протяжении примерно десяти лет она шла к достижению этой цели. В этом году ей удалось приобрести желанный дом и здесь наблюдается странное обстоятельство, связанное либо с кризисом, либо с достижением мечты - она решила закрыть магазин.
Проводимые исследования и интервью показали, что угроза потери работы, резкое сокращение доходов семьи вынудили женщин, создать свой бизнес. Самозанятость стала важным фактором в решении проблемы женской безработицы. Это прекрасная альтернатива долгой безработице. Как это ни парадоксально звучит, но в условиях, когда количество рабочих мест неуклонно сокращается, одним из способов сохранения работы является… создание для себя рабочего места самостоятельно. Причем в отношении женщин это, пожалуй, сейчас даже более актуально, потому как в структуре безработных, женщин – две трети. Сложная ситуация на рынке труда в стране инициирует женщин на создание собственного бизнеса. Статистика показывает, что количество безработных женщин превышает количество безработных мужчин практически во всех регионах страны.
Согласно социологическим исследованиям на вопрос: «Чем в первую очередь определяется успех в бизнесе: вашими социально-психологическими качествами, статусными характеристиками, или же обстановкой в стране?» – на первое место вышли социально-психологические качества, на второе – статусные характеристики, а на третье – социально-экономическая обстановка в стране. Итак, социально-психологические, «человеческие» качества, такие как контактность, общительность, настойчивость в достижении цели интеллект, восприимчивость к инновациям, дипломатичность оказываются главными помощниками женщин в их предпринимательской деятельности. Гораздо слабее действие статусных характеристик, среди них: профессиональное образование, подходящий возраст, налаженные связи в деловом мире и ряд других. На третьем месте по приоритетности воздействия, как указывалось выше, оказались факторы, связанные с экономическим и политическим положением в стране. В числе позитивов были названы благоприятная ситуация на рынке товаров, поддержка государственными органами управления.
Открытые рынком возможности индивидуальной самореализации выявили женщин принадлежащих к уровню самоорганизации человека «экономического». Для них участие в микро, малом и среднем предпринимательстве стали оптимальной формой самореализации. Интервью с женщинами данного типа показывает, что в некоторых регионах они стали занимать более значимое положение в растущем частном секторе. Одной из основных причин, побудивших женщину открыть свое дело, является её психологическая независимость и уверенность в своих силах.
Выдержки из интервью Т. Образование: Кинешемский экономический техникум, позже заочно ИГУ - экономика. Начинала с организации большого фермерского хозяйства, на развитие которого в 80-х гг. давали «хорошие кредиты» сроком на 5 лет, что позволило потихоньку накопить стартовый капитал. Затем работа в администрации в должности «экономиста по ценам и защите прав потребителей» в течение полутора лет. Долго проработать там не смогла, т.к. по словам Т. « тупеешь » и никакой самореализации. Далее работа в фирме «Кумир», занимающейся фермерским хозяйством и швейным производством (пошив спец. одежды), должность - экономист. Дела фирмы постоянно ухудшались, постоянное сокращение, близкое разорение и т.п. Директор попал под следствие, вследствие чего покинул должность. Предложили занять данную должность Т, в результате ей пришлось решать кучу проблем. Заказчик спец. одежды 50% выплачивал денежными средствами, а остальные 50% пищевой продукцией. Для выплаты заработной платы работникам пришлось открыть продовольственный магазин. Дела пошли в гору, погасили все задолжности, начался набор персонала. В настоящее время лучше развивать несколько направлений, если хочешь остаться наплаву. У меня есть: Швейное производство, которое работает либо в убыток, либо оправдывает себя только на свое же содержание. До закрытия Черкизовского рынка было все отлично, но теперь нет ни поставщиков, ни места сбыта продукции. Также в Люблино постоянно перекрывают дороги (забастовки), продукция простаивает. Есть Небольшая сеть продуктовых магазинов. Аптечный пункт. Здание - бар и гостиница на 8 человек, созданная по просьбе администрация якобы для туристов.
Следующей важной причиной открытия женщинами своего дела становиться потребность заработать деньги и стать экономически независимой. После реализации этой задачи появляется потребность в активном участии в общественной жизни, в ощущении своей необходимости. Это ощущение появляется на основе управления производством необходимым для населения продукции, а также предоставление услуг, которые пользуются большим спросом у населения.
Выдержки из интервью С. Впервые открыть свое дело она решила после ссоры с мужем, который постоянно упрекал ее в больших растратах, она не хотела от него зависеть, и просить деньги на свои нужды не привыкла. Это послужило неким толчком для открытия своего дела. В начале карьерного роста доверчивость и неумение отказать в помощи меня просто губило. Боясь испортить отношение с коллективом, я часто говорила «Да» и не могла отказать в помощи другим, и как оказывалось, я выполняла работу не только свою, но еще и рутинную работу своих сотрудников. Времени не хватало на решение своих проблем и развитие организации. И наконец, поняв, в чем же дело, я научилась отказывать и твердо говорить «Нет».Вид бизнеса - департамент логистики транспортного обслуживания населения Ивановской области, перевозки продукции на дальние расстояния. В ее полномочия входит руководство всеми подразделениями, связь с г. Москва и Санкт - Петербург. В компании «ИоЛех» преобладает мужской коллектив. Это большинство водителей, и руководителей других подразделений. С. совместно с партнером занимается предпринимательской деятельностью –грузоперевозками. Они смогли расширить компанию, и открыть филиал в Москве. Самое большое достоинство говорит С.- это независимость ни от кого. «Я могу позволить себе, что угодно, и никого об этом разрешения спрашивать не нужно. Мои дети не нуждаются ни в чем. И это самое главное».
Следующей причиной вхождения женщины в бизнес является возможность применить на практике свои потенциальные навыки и способности, личную креативность и прочувствовать всю изнанку предпринимательства. По своим психологическим чертам X экстраверт, непосредственная, активная, открытая в эмоциональных проявлениях, любящая движение и риск. Она человек шумный, активный, «душа компании», отличная бизнес-леди. Прямолинейна в суждениях. Тянется к новым впечатлениям и ощущениям, оптимистична. Умеет быстро принимать решения. В то же время, чувствительна, эмоциональна, склонна болезненно переживать неудачи и расстраиваться по мелочам. Компанейская, любит гулять, отдыхать с друзьями. Любит находиться в центре внимания, а также всех удивлять, как поведением, так и внешним видом. Любит завязывать новые знакомства, много друзей, но делится своими переживаниями лишь с немногими.
Для нее очень важное место в жизни и в бизнесе занимает семья. Мать и сестра полностью поддерживают её. Девиз X: «Я и моя семья достойны всего самого лучшего!». В 1991 году X поступила в училище на специальность швеи. Но вскоре ей стало это не интересно. Можно выделить несколько причин, по которым она стала заниматься бизнесом:
1. Плохое материальное положение семьи. На тот момент, кроме неё в семье было ещё 2 несовершеннолетних ребёнка. X хотела быть независимой материально от семьи.
2. X хотела самоутвердиться. Доказать, что она может быть самостоятельной. К тому же, она привыкла быть лидером в своей компании, а так же авторитетом для своих подруг.
3. Причина того, что она пошла в рыночный бизнес - отсутствие какого-либо образования и доступность ресурсов (руководство свинокомплекса распродавало свиней).
В рынок она вошла без труда, так как этот вид деятельности был еще плохо освоен. 2 года она сама торговала на рынке мясными продуктами. Но X видела возможность развития бизнеса и более эффективной работы, соответственно, более высоких доходов. Постепенно создала свою базу клиентов и начала поставлять свинину.
Женщина-бизнесмен в экономике сегодня играет значительную роль. Эта роль состоит, по мнению исследователей, во влиянии на структурную перестройку экономики, сокращение безработицы, на стабильность общества. От руководства малыми предприятиями женщина не побоялась перейти к руководству корпорациями. Появились женские предприятия в считавшихся всегда мужскими секторах экономики (строительство, транспорт и т.д.). Преодолеть стереотип мужчины-управляющего удается немногим женщинам. Большого успеха достигли женщины в семейном бизнесе. Деловая женщина – это явление новое, но на сегодняшний день уже достаточно привычное. Многие женщины добивались успеха, не уступая первенства конкурентам - деловым мужчинам. По-видимому, сказывались такие национальные черты женщины, как самоотверженность, пренебрежение риском. Таким образом, деловыми женщинами стали все те, кто наравне с мужчинами работали на поле, в цеху, лаборатории. Деловая женщина совместила роли хранительницы семейного очага и агента процесса создания общественного продукта.
Прогнозирование социокультурных процессов и формирование экономической культуры населения русской провинции (на примере Ивановской области) / Н.Т. Арефьева, С.В. Коваленко, Л.К. Ермолаева, Ю.С. Коваленко / "Российский государственный торгово-экономический университет". - Иваново, 2010.
Научная работа подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта "Формирование экономической культуры населения в переходный период на примере Ивановской области", проект № 08-03-54702а/Ц
|