Человеческий капитал русской провинции. Проблемы адаптации к рынку. Ермолаева Л.К.
23.03.2012, 20:57

Ермолаева Л.К.

Человеческий капитал русской провинции. Проблемы адаптации к рынку



Термин "человеческий капитал" впервые появился в работах Теодора Шульца, экономиста, утверждавшего, что рост благосостояния людей зависит не от земли, техники или их усилий, а скорее от знаний. Он назвал этот качественный аспект экономики «человеческим капиталом». В его структуре обычно выделяют: природные способности; общую культуру; общие и специальные знания; приобретенные способности, навыки и опыт; умение их применить в нужный момент и в нужном месте.

В условиях рыночной экономики многие явления и процессы приобретают товарную и денежную формы и могут рассматриваться как актив, приносящий регулярный доход. Вложения в человеческий капитал становятся важным активом, обеспечивающим более высокий поток доходов на протяжении всей жизни человека. В то же время нельзя не отметить, что это - своеобразная форма капитала. Сам человек, его знания, способности, навыки и опыт, приобретают функции товара или капитала. В последнее время даже его генетическую природу, физические и психические качества человека, его силу, красоту и ловкость стали выделять в особую форму физического капитала[1].

Человеческий капитал в широком смысле слова - специфическая форма капитала, воплощенного в самом человеке. Это имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и приносят ему доход в форме заработной платы или ренты. В узком смысле слова то человеческий капитал включает только общие и специальные знания; приобретенные способности, навыки и опыт, а также умение их применить в нужный момент и в нужном месте. Однако в реальной жизни отделить одно от другого довольно сложно[2]. Каждая из этих форм предполагает взаимодействие, переход из одной формы в другую. Т. Шульц, получивший Нобелевскую премию в 1979 году, предложил выделять две формы человеческого капитала: реальный и потенциальный. Потенциальный человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных вложений капитала) в человека в виде затрат на образование, подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.

В эпоху научно-технической революции и преобразований в структуре производительных сил, фактором экономического роста становится непосредственно сам работник. Эффективность использования основных ресурсов все больше зависит от того, насколько работники морально и материально заинтересованы в достижении высоких конечных результатов. «Человеческий капитал - наиболее ценный ресурс, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности»[3]. Следует подчеркнуть, что человеческий капитал во второй половине XX в. рос более быстрыми темпами, чем вещественный (так называемый "экономический"). Суммарные расходы на образование, здравоохранение и социальное обеспечение, например в США в1990 г., более чем в три раза превышали производственные капиталовложения[4].

Индекс развития человеческого капитала (ИРЧК) основан на трех показателях:

1. долгой и здоровой жизни, измеряемой показателем ожидаемой при рождении продолжительности жизни;

2. знаниях, измеряемых уровнем грамотности взрослого населения (с весом в 2/3) и общим показателем поступивших в учебные заведения (с удельным весом в 1/3);

3. достойным уровнем жизни, измеряемом показателем ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности в долларах США).

Первым параметром ИРЧП

В различных регионах России ИРЧП неодинаков. Более высок он в финансовых центрах и богатых нефтедобывающих районах. Это означает, что только 26% населения России живут в развитых регионах, где ИРЧП выше среднего, тогда как 68% - в регионах с уровнем ИРЧП ниже среднего, а 6% населения в регионах, сильно отстающих от среднероссийских показателей[5]. Проблема продолжительности жизни в России заключается в сокращении уровня и качества жизни. В 90-е гг. XX в. наметилась тенденция к сокращению ожидаемой продолжительности жизни: с 69,2 лет в 1990 г. до 65,2 в 2001 г. При этом, для мужчин - с 63,7 до 58,9 лет и у женщин - с 74,3 лет до 72,2. По ожидаемой продолжительности жизни Россия уступает развитым странам 15-17 лет, занимая 119-е место из 177 стран, по которым имеются данные. Особенно катастрофическая ситуация сложилась сейчас с продолжительностью жизни мужчин, которая сейчас составляет 59 лет. Это на 16 лет ниже, чем в США, на 17 - ниже, чем в Великобритании и Германии, на 19 лет ниже, чем в Швеции, и на 20 лет ниже, чем в Японии. По этому показателю нас опережают не только развитые, но и многие развивающиеся страны: Индия, Египет, Китай.

Продолжительность жизни женщин в России, которая составляет сейчас 72 года. Российские женщины живут меньше, чем американки, на 8 лет, англичанки - на 9, немки - на 10, шведки - на 11 и японки - на 14 лет. По расходам на здравоохранение Россия отстает от развитых стран. Развитые страны затрачивают на здравоохранение не только в абсолютном, но и в относительном выражении гораздо больше, чем Россия. В 2003 г. Россия тратила на здравоохранение в 1,5 раза меньше, чем Швеция, в 2 раза меньше, чем Германия, и почти в 3 раза меньше, чем США. Если 15 лет назад в России наблюдались позитивные темпы естественного прироста населения (на 13,4 родившихся в 1990 году приходилось 11,2 умерших), то в последние 10 лет наблюдается его естественная убыль (в 1996 г. она составила -5,3%с, в 2001 -6,6%о и в 2005 -5,9%о). И если население России продолжает в последние годы увеличиваться, то главным образом за счет миграционного прироста, темпы которого в последние годы сокращаются (если в 1996 г. миграционный прирост составлял 9,5%о, то в 2001 г. уже 1,9%о и в 2005 лишь 0,9%о).

Из приведенной таблицы следует, что несмотря на некоторый прирост население Ивановской области в последние годы тем не менее темпы прироста населения сокращаются.

Важным направлением социальной политики города Иваново, - отметил глава города А. Фомин в сложной экономической ситуации, стала поддержка наиболее малообеспеченных семей, имеющих детей. Администрация изыскивает возможности для финансирования антикризисных мероприятий. В их число входит обеспечение детей школьным питанием, занятостью и отдыхом в летний период". В ходе заседания Совета по образованию было решено внести изменения в Постановление главы города об оплате за содержание ребенка в детском дошкольном учреждении, в связи. Предполагается освобождение на 100 % от оплаты следующих категорий граждан: одиноких родителей, потерявших работу, состоящих на учете в центре занятости населения и не получающих, либо получающих пособие в размере не более 850 рублей; родителей, при условии, что оба потеряли работу (состоят на учете в центре занятости населения и не получают, либо получают пособие в размере не более 850 рублей).

Одним из способов поддержки семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, по мнению всех участников совещания, является обеспечение детей горячим питанием. На данный момент льготным школьным питанием обеспечиваются 1270 учащихся. Члены Совета рассматривали возможность увеличения количества этой категории детей еще как минимум на 150 человек. Однако даже эта мера требует значительных финансовых вложений - около 1 миллиона рублей. Традиционно в Иванове в весенне-летний период времени активизируется трудоустройство подростков. В 2009 году решено организовать работу в трудовых отрядах. Кроме того, в план вошли и озвученные ранее Фоминым меры: создание сети социальных магазинов, предоставление малообеспеченным гражданам бесплатных и на льготных условиях торговых мест на рынках и ярмарках города, организация сельскохозяйственной ярмарки на ул. Генерала Хлебникова

В условиях инициируемой сверху модернизации отношение к здоровью человека как к капиталу определяется уровнем его самоорганизации и видением возможности самореализации. Ивановская область на уровне районных центров представляет собой зону доминирования человека «природного». В условиях модернизации приоритетные условия для своей самореализации получает человек «экономический». Одним из различий этих двух типов самоорганизации человека является их отношение к своему здоровью. Представления человека «природного» о своем здоровье ограничивалось задачей обеспечить выживание человека в конкретно-природных условиях посредством создания сети социальных коммуникаций. Для «человека природного» интерес и ценности общины были приоритетны по сравнению с индивидуальными потребностями личности в сохранении своего здоровья. Гарантом здоровья человека «природного» были его сакральные или властные ценности. Человек природный – это человек кровнородственных связей, в рамках которых он чувствует себя комфортно в противостоянии с миром «чужих».

Объективный переход от натурального способа ведения хозяйства к рыночному разрушает традиции общинной среды. Раскол традиций ведет к утрате нравственных принципов и ориентиров «человека природного». Часть представителей этого типа самоорганизации пытаются сохранить традиции, часть изолирует себя от мира (алкоголь, наркотики, секты), часть криминализирует свою деятельность.

Стратегическими целями и задачи являются:

стабилизация численности населения и создание условий для роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни.

Основными задачами являются:

1. Сокращение уровня смертности трудоспособном возрасте от внешних причин;

2. Сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

3. Формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;

4. Повышение уровня рождаемости, укрепление института семьи.

5. Поддержка малообеспеченных семей, создание возможностей приработка для детей и подростков.

6. Возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений.

Вторым параметром ИРЧП является уровень образования. Успехи российского образования - очевидны. Начальное среднее образование в России сохраняет в основном государственный статус. Число негосударственных учреждений по-прежнему чрезвычайно мало. Численность учащихся всех дневных общеобразовательных негосударственных учреждений России составила всего 72,3 тыс. человек (на более чем 15 млн учащихся средних школ!), что составляет менее 0,5% всех обучающихся школьников Российской Федерации.

В последние годы произошли существенные изменения и в структуре высших учебных заведений. Если в 1990 г. можно было получить высшее образование только в государственных учреждениях, то в 1995 г. негосударственные учебные учреждения охватывали 5 % студентов вузов, в 2000 г. - уже 10 %, а в 2005 г. – 15 %. И это при том, что число студентов, обучающихся в вузах России с 1990 по 2005 г., выросло в 2,5 раза. Однако несоответствие числа государственных вузов (40 %) проценту обучаемых студентов (15 %) свидетельствует о том, что большинство из них пока значительно меньше государственных и не имеет таких долгих традиций в системе высшей школы. Конечно, есть блестящие примеры успешного развития частных вузов, однако пока это скорее исключение, чем правило.

В настоящее время в городе проживает 113 000 молодежи до 29 лет, из них каждый четвертый является студентом. Важную роль в работе с молодежью города выполняет Комитет по делам молодежи, который имеет свою сеть: городской молодежный центр, в состав которого входят 20 помещений, на базе которых функционирует 24 молодежных клуба. Объединенная сеть из 16 комнат школьника и клубов по месту жительства и др. Молодежь областного центра достойно представлена на областных и российских конкурсах. По итогам национального проекта «Образование» отмечен 21 представитель областного центра- премия составила от 30 000 до 60 000 рублей. Два молодежных лидера награждены знаком «Почетный работник сферы молодежной политики РФ», более 4-х человек получили награды по линии Правительства Ивановской области и городской администрации. Специалисты комитета вошли в число лауреатов всероссийского конкурса «Лучший муниципальный служащий».

Оценивая потенциал человеческого капитала Ивановской области, следует отметить научно-технические и инновационные ресурсы. В области действует 100 организаций, в том числе 2 академических института, 19 высших образовательных учреждений, 19 отраслевых и проектных института и конструкторских бюро и более 45 крупных промышленных и научно-производственных предприятий, организаций и фирм. Ивановскую науку и производство представляют около 20 научных школ, 422 доктора наук, около 1800 кандидатов наук, 45 докторантов и 919 аспирантов. Актуальность проблемы заключается в необходимости начать работу по использованию экономического потенциала работников высокой квалификации.

Другой социальной проблемой реализации потенциала человеческого капитала Ивановской области является низкая квалификационная мобильность населения. Одной из причин этого явления стала система профессионального образования. Система была создана под территориально-производственные комплексы советских времен. В результате возникла ситуация массовой депрофессионализации населения. Значительная часть населения тратит время на малоперспективное переобучение в сфере гуманитарных специальностей, при недостатке квалифицированных специалистов и рабочих. Существующие образовательные системы при отсутствия связей с производственным сектором не способны восполнить существующие проблемы на рынке труда. Политика регионального развития Российской Федерации должна базироваться на росте эффективности использования региональных ресурсов, и в первую очередь потенциале человека «природного».

Проблемы заключаются в организации возможностей самореализации работников и обучающихся в образовательных системах области. Эта задача принципиальна для проблемы рационального использования человеческого капитала.

Стратегическими целями и задачи являются:

Организация взаимодействия науки, вузов, проектных института с промышленными и научно-производственными предприятиями в целях модернизации производства.

Основными задачами являются:

1. Обеспечение качественного образования разных уровней.

2. Создание единой системы взаимодействия научно-образовательных учреждений с промышленными предприятиями при координирующей роли организационного центра региональной власти.

3. Развитие сети непрерывного образования, повышения квалификации и переподготовки в соответствии с потребностями инновационного развития производства.

4. Создание инфраструктуры научно-технологического творчества через возможности, как федерального уровня, так и создания виртуального портала для поддержки молодежного научно-технического, научно-исследовательского и художественного творчества.

5. Создание системы приобщения молодежи к экономическому образованию и воспитанию через публичное освещение в средствах массовой информации экономических аспектов решения бытовых, производственных и культурных проблем областного развития.

6. образование во всех школах города современных условий предоставления образования в части благоустройства, оснащенности, кадровой обеспеченности.

Третьим параметром ИРЧП является достойный уровень жизни, измеряемом показателем ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности в долларах США). Для роста покупательной способности населения необходим рост объемов национального производства и создание новых рабочих мест, а значит и расширение налоговой базы региональных и местных органов власти. Основным субъектов предпринимательской активности, а значит и создания новых рабочих мест в классической политэкономии А.Смита является человек «экономический» – субъекта рыночных взаимодействий. Этот тип хорошо описан в научной литературе, как субъект рационального использования имеющихся ресурсов в целях реализации своего потенциал. Его активность сводит к минимуму социальные ограничения порожденные традициями общины. Этот тип самоорганизации порождает личную независимость от членов общины, одновременно порождая вещественную зависимость. Такое противоречие порождает с одной стороны оценку качеств человека как инструмента, а, с другой стороны, как активного субъекта самореализации. Деятельность человека «экономического» ориентирована на максимизацию выгоды, понимаемой им как приращение лично контролируемых материально-финансовых ценностей. В этом процессе он обретает подъем духа, самоуважение и веру в свои силы – признание рациональности, полезности и эффективности своих действий.

Государственные органы управления федерального, регионального и муниципального уровней ставку делают на активность человека «экономического». Если вначале 90-х гг. ставка делалась на крупный бизнес, то, начиная с 2000 г. эта позиция постепенно меняется в сторону осознания необходимости поддержки малого и среднего бизнеса. Следует отметить, что процесс изменения этой позиции сталкивается с препятствиями, в числе которых можно назвать, как коррупцию, так и стремлением уйти от реальной работы, передоверив все крупному бизнесу. Местные органы власти выстраивали свою социальную политику, основанную на отношении к человеку «экономическому» как к активу, которому создаются приоритетные условия для развития. Государство последовательно расширяет степень свободы для предпринимателей в расчете, что его активности будет достаточно для вывода страны из экономического и социального кризиса.

В области периодически проходят специализированные семинары "Антикризисные меры для бизнеса" для представителей среднего и малого бизнеса. Организаторами семинара выступают юридическое бюро "Константа", газета деловой информации "Частник" и Ивановский государственный фонд поддержки малого предпринимательства.

В ходе проведения подобных семинаров руководители, менеджеры предприятий малого и среднего бизнеса и специалисты юридических служб смогли получить рекомендации, касающиеся:

- истребования задолженности контрагентов (взыскание долгов),

- вывода активов из-под угрозы требований кредиторов,

- кредитного консалтинга и работы с банками,

- эффективного банкротство юридических лиц,

- своевременных кадровых решений,

- механизмов государственной поддержки малого предпринимательства.

Один из информационных блоков семинара был посвящен мерам господдержки малого и среднего бизнеса и условиям их получения. После окончания семинара его участники воспользовались возможностью получить консультацию у каждого из докладчиков.

Министерство экономического развития Российской Федерации определило приоритетные мероприятия по государственной поддержке малого и среднего бизнеса. Одной из ведущих форм поддержки признано развитие механизмов микрофинансирования. На территории Ивановской области этими вопросами занимается финансовый отдел Ивановского государственного фонда поддержки малого предпринимательства. Льготные микрозаймы субъектам малого и среднего предпринимательства фонд предоставляет на протяжении последних трех лет. В настоящее время фонд также осуществляет прием и отбор заявок на предоставление микрозаймов. В текущем году для этой формы государственной поддержки приказом Минэкономразвития РФ №31 от 30.01.2009 года рекомендованы конкретные условия.

Однако наши опросы предпринимателей показывают, что микрозаймы не являются главной проблемой для развития малого и среднего предпринимательства. Деятельность Ивановского государственного фонда поддержки малого предпринимательства направлена на формальное выполнение своих функций. В содержательном аспекте деятельность фонда должна была быть направлена на выявление той части населения и. прежде всего, учащейся молодежи, которая бы рассматривала предпринимательскую деятельность как способ самореализации. В реальности фонд поддержки малого предпринимательства проводит лекции и учебные занятия по курсу «Правовые основы предпринимательской деятельности» в колонии. Работники фонда уверены, что их работа не напрасна. Юлия Буланова начальник координационного отдела фонда поддержки малого предпринимательства г. Иванова: «Им легче начать собственное дело, пусть маленькое, которое не будет приносить им большого дохода, но те средства, которые они будут получать от предпринимательской деятельности будут равны средствам, которые бы они получали в качестве наемного работника. Многие уверены, что получаемая информация им обязательно пригодится, тем более, что срок их заключения подходит к концу».

Следует подчеркнуть принципиальную ошибку деятельности работников фонда. Заключенные колонии, конечно, могли попасть туда по воле случая. Однако в этой случайности проявляется закономерность, которая заключается в ориентации личности заключенного на присвоение, но не на самореализацию посредством созидания общественно-значимых ценностей. Кроме того, социальная реклама микрофинансирования размещена на информационном канале кабельного Стрим ТВ., который не доступен для потенциальных предпринимателей из районных центров и прилегающих поселений области.

В условиях глобального экономического кризиса основные направления антикризисной политики глав муниципальных районов, согласно выступлению главы Южского муниципального района В.Е. Калёнова, становятся следующие задачи:

1. поддержание сбалансированности бюджетной системы с целью исполнения обязательств перед гражданами,

2. выплата заработной платы работникам бюджетной сферы,

3. оплата первоочередных расходов,

4. содействие занятости населения, сохранение и создание рабочих мест.

С целью оперативного решения вопросов по снижению влияния кризиса в районе была создана комиссия по социально-экономическому мониторингу, разработан план мероприятий по преодолению негативных явлений

Реальные процессы становления и развития потенциальных предпринимателей из районных центров и прилегающих поселений области зафиксировали различное понимание своей идентичности среди лиц занятых своим делом.

В Ивановском районе из 19 – предпринимателями определяют себя 7 человек;
в Вичугском районе из 9 – 8;
в Комсомольском районе из 11 – 4;
в Заволжском районе из 6 –6;
в Ильинском районе из 18 – 2;
в Приволжском районе из 10 – 2;
в Савинском районе из 10-0;
в Тейковском районе из 20 – 12;
в Фурмановском районе из 5– 5,
в Шуйском районе из 7–1.

Фактор понимания своей идентичности теми, кто ведет свое дело, является показателем участия региональных и муниципальных органов власти в формировании престижа предпринимательской деятельности и социального статуса предпринимателя. Отказ от своего статуса в рамках нашего случайного отбора обусловлен, в том числе и тем видом деятельности, которым заняты в большинстве предпринимателями районного центра и села.


-------------------------------------
[1] Радаев, 2003.
[2] Нуреев Р.М. Человеческий капитал и его развитие в современной России // Общественные науки и современность. – 2009 . – № 4. –С. 5.
[3] Дятлов С.А. Теория человеческого капитала: Учебное пособие. СПб.: Изд. СПбУЭФ. – 1996. – С. 38.
[4] Марцинкевич, Соболева, – 1995. – С. 47.
[5] Нуреев Р.М. Человеческий капитал и его развитие в современной России // Общественные науки и современность. – 2009. – № 4. – С. 8–9.
[6] Ивановская область в 2007 году. Статистический сборник. Иваново, 2008. –С. 22.
[7] Ивановская область в 2007 году. Статистический сборник. Иваново, 2008. –С. 62.
[8] Ивановская область в 2007 году. Статистический сборник. Иваново, 2008. –С. 177.

[9] Ивановская область в 2007 году. Статистический сборник. Иваново, 2008. –С. 139, 142.


Прогнозирование социокультурных процессов и формирование экономической культуры населения русской провинции (на примере Ивановской области) / Н.Т. Арефьева, С.В. Коваленко, Л.К. Ермолаева, Ю.С. Коваленко / "Российский государственный торгово-экономический университет". - Иваново, 2010.

Научная работа подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта "Формирование экономической культуры населения в переходный период на примере Ивановской области", проект № 08-03-54702а/Ц

Категория: Экономика | Добавил: GOD | Теги: Ермолаева, проблемы, капитал, Л.К., провинции., адаптации, Человеческий, рынку., русской
Просмотров: 1385 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]