Экономическое образование населения: рабочая гипотеза. Коваленко С.В.
23.03.2012, 19:59 | |
Коваленко С.В.Экономическое образование населения: рабочая гипотезаРабочая гипотеза представляет собой важнейший инструмент анализа проблемы. Гипотеза направляет весь процесс исследования по определенному руслу, подчиняя его внутренней логике. Логика модернизации заключается в том, что субъект власти работает с той частью населения, которая определена как человек экономический, т.е. с той группой, которая способна самостоятельно включиться в рынок в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Реальность модернизации русской провинции заключается в том, что основная масса населения и, прежде всего, районных центров не готова к самостоятельному участию в предпринимательской деятельности в силу традиций и отсутствия психологической готовности к продаже своей продукции в целях получения прибыли. Положение этой массы населения с нерыночными моделями жизнедеятельности значительно усугубилось с наступлением мирового финансового кризиса. Предпринимаемые попытки региональных и муниципальных органов власти выработать антикризисные мероприятия, традиционно направлены на работу по активизации малого и среднего предпринимательства. Такую политику считают наиболее реальной и перспективной. В этом контексте следует подчеркнуть, что многочисленные ассоциации предпринимателей лоббируют проведение данной политики в тесном союзе с субъектами административной и представительной власти. По данным Минэкономразвития России и Росстата на 1 января 2008 г. в Российской Федерации общее число малых и средних предприятий составило 1133,8 тыс. (тогда как на 1 января 2007 г. - 1032,8 тыс.), а общее количество предпринимателей без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей) достигло величины 3,5 млн. (на 1 января 2007 г. - 2,994 млн.). По состоянию на 1 января 2008 г. количество рабочих мест на малых предприятиях составило 9,879 млн. (на 1 января 2007 г.- 9,468 млн.). При этом ежегодно в среднем 25% занятости населения в России обеспечивается за счет предприятий малого бизнеса, а среднегодовые темпы прироста занятости в секторе составляют 500-600 тысяч рабочих мест. Положительная динамика объясняется ежегодным увеличением объемов государственных ассигнований, выделяемых в целях финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Приоритетными направлениями программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Правительства РФ являются мероприятия по развитию сектора финансовых услуг малым компаниям, обеспечению доступа к современным офисным и производственным площадям. В 2007 г. в процессе создания находились 120 бизнес-инкубаторов, в ряде регионов были созданы венчурные фонды. 05.03.2009 в Иванове состоялся семинар «Антикризисные меры для бизнеса» Более 40 представителей среднего и малого бизнеса приняли участие в специализированном семинаре "Антикризисные меры для бизнеса". Организаторами семинара выступили юридическое бюро "Константа", газета деловой информации "Частник" и Ивановский государственный фонд поддержки малого предпринимательства. Руководители, менеджеры предприятий малого и среднего бизнеса и специалисты юридических служб могли получить рекомендации, касающиеся: а) истребования задолженности контрагентов (взыскание долгов), б) вывода активов из-под угрозы требований кредиторов, в) кредитного консалтинга и работы с банками, г) эффективного банкротство юридических лиц, д) своевременных кадровых решений, е) механизмов государственной поддержки малого предпринимательства. Один из информационных блоков семинара был посвящен мерам господдержки малого и среднего бизнеса и условиям их получения. После окончания семинара его участники воспользовались возможностью получить консультацию у каждого из докладчиков. Важнейшим условием интенсивного устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в России является свободный доступ к недорогим целевым "девелоперским" кредитам. Исследование, проведенное Ассоциацией российских банков в 2006 г., показало, что малые и средние предприятия составляют 83% клиентов банков, причем 62% кредитов - это кредиты предприятиям торговли. Промышленность в структуре кредитного портфеля в отношении малых предприятий составляет 6,8%, строительство - 5,8%, ЖКХ, полиграфия, лизинг - 8,1%. Необходимо отметить, что 92,1% из числа обратившихся в банк за кредитом, получают его. По исследованиям ("ОПОРА РОССИИ") более 50% предпринимателей, обратившихся в банки за кредитами и не получивших их, в качестве основной причины отказа назвали недостаточность ликвидного обеспечения. Одним из возможных методов решения проблемы доступности недорогих кредитов для развития малых и средних предприятий может стать использование механизмов микрофинансирования. В Российской Федерации более 3000 малых городов и 150 000 населенных пунктов и большинство существующих в них малых предприятий нуждаются в доступных финансовых услугах. Частично вопросы финансирования решаются за счет использования инфраструктуры микрофинансирования. На 1 января 2007 года, по оценкам экспертов, активно действует более 1600 небанковских микрофинансовых организаций, обслуживающих около 500 000 клиентов. Наиболее массовыми представителями рынка микрофинансирования остаются кредитные кооперативы, доля которых ежегодно увеличивается и составляет сейчас 2/3 от общего числа объектов инфраструктуры микрофинансирования. Фонды (государственные, муниципальные, частные) - второй по распространенности тип микрофинансовых организаций. Средний размер займа составляет 50 000 рублей. Значительный вклад в развитие института микрофинансирования в России может сыграть создание региональных фондов гарантий, в том числе на базе государственных и муниципальных фондов. Аналогичные механизмы реализуются в большинстве европейских стран (Финляндия, Австрия, Германия) и США. Юридическая поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется на уровне федеральных законодательных актов и различных подзаконных актов профильных министерств. Немаловажную роль в процессе стратегического управления долгосрочным развитием сектора малого и среднего предпринимательства играет разработка и реализация региональных и муниципальных целевых программ комплекса. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, вклад малого бизнеса в валовой внутренний продукт по-прежнему не превышает 15-20%, что существенно ниже аналогичных показателей в европейских странах. Главной проблемой для малого бизнеса, является проблема излишних и неоправданных административных барьеров. Затраты на их преодоление составляют в среднем до 10% выручки от реализации. Для сравнения, в Германии данные расходы составляют 3,5% от прибыли предприятия. С целью корректировки сложившейся ситуации 15 мая 2008 г. Президентом России был подписан Указ "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности". Все разрабатываемые законопроекты по проблемам развития малого и среднего предпринимательства принимаются при активной аналитической, законотворческой и экспертной деятельности профессиональных ассоциаций, объединений и саморегулируемых организаций, таких, как ТПП РФ, РСПП, "ОПОРА РОССИИ", "Деловая Россия" и др. Процесс модернизации экономики и самоорганизации человека как показывает реальная практика, может занимать значительное время. На начальном этапе модернизации субъекты власти последовательно расширяют степень свободы для предпринимателей – человека «экономического» в расчете, что его активности будет достаточно для вывода страны из экономического и социального кризиса. Человек «экономический», как субъект рационального использования имеющихся ресурсов противоречив по своей природе. Этот тип самоорганизации порождает личную независимость, одновременно порождая вещественную зависимость. Такое противоречие порождает с одной стороны оценку качеств человека как инструмента, а, с другой стороны, как активного субъекта самореализации. Деятельность «человека экономического» ориентирована на максимизацию выгоды, понимаемой им как приращение лично контролируемых материально-финансовых ценностей. В этом процессе он обретает подъем духа, самоуважение и веру в свои силы – признание рациональности, полезности и эффективности своих действий. Акцент государственной политики на деятельности человека «экономического» привел к тому, что потенциал человека «природного», живущего преимущественно в провинции по сути дела игнорируется. В результате возникает проблема рационального перевода человеческого капитала из пассива в актив. Власть, намеренная выстраивать социальную политику, основанную на отношении к человеку как к активу, должны учитывать, что активизация потенциал человека «природного» возможно только посредством социальной политики, основанной на принципах патернализма. Суть политики патернализма должна быть основана на проблеме ввода в рыночные отношения доминирующего большинства населения – находящегося на уровне культуры человека «природного» посредством помощи в организации сбыта результатов деятельности. Инициируемая сверху модернизация натурального способа ведения хозяйства в экономику рыночного типа разрушает традиции общинной среды, что приводит к потере нравственных принципов и ориентиров «человека природного». Этот тип самоорганизации подчинен задаче, обеспечить выживание человека в конкретно-природных условиях посредством создания сети социальных коммуникаций. Поэтому для «человека природного» интерес и ценности общины были приоритетны по сравнению с индивидуальными потребностями личности в самореализации. Для «человека природного» вся хозяйственная деятельность была подчинена сакральным или властным ценностям и признается вторичной по значимости для самореализации личностного начала. Человек природный – это человек кровнородственных связей, в рамках которых он чувствует себя комфортно в противостоянии с миром «чужих». Разрушение этих связей в условиях доминирования товарно-денежных отношений и появление ценностей индивидуального успеха приводит к дезориентации «человека природного». Личность может свернуть свою социальную активность – замкнуться, может включить программы саморазрушения через алкоголь, наркотика, секты. Рыночный тип поведения еще только начинает формироваться и в сильной мере зависит от хода экономических реформ и их соответствия социальным ожиданиям экономически активных индивидов. Неизбежные издержки формирования рынка труда приводят к возникновению псевдорыночного типа экономического поведения. Этот тип характеризуется формулой "максимум дохода ценой минимума трудовых затрат". Наличие псевдорыночного типа поведения в той или иной социальной системе свидетельствует о криминализации экономической деятельности. Соответственно, рациональное использование человеческого капитала в процессе модернизации предполагает использование патерналистских культурных кодов населения. Эта задача становится чрезвычайно актуальной, поскольку в психологически сложных ситуациях рынка, прежде всего, в вопросах индивидуальной реализации своих товаров и услуг, патернализм становится экономической и нравственной основой личности и в ее попытках стать субъектом рынка. Патернализм предполагает использование традиционных институтов общины, в качестве переходных организационных форм к участию субъекта в рыночных отношениях. Антропологический аспект социально-экономической самоорганизации человека показывает, что содержанием этого процесса является последовательное превращение труда в экзистенциональный по своей сути способ самореализации личности. Этот процесс обусловлен возможностями свободного выбора личности своего места в системе созидания общественно значимых ценностей и формы самореализации. Современные исследователи отмечают, что в информационной экономике вновь возрождается индивидуальность труда, институт мастерства (и ученичества). Отмирает узкий профессионализм и возрождается универсализм через совмещение функций и операций, все шире распространяется поливариантность технологий[1]. Следовательно, патернализм как традиционная форма отношений субъекта и объекта, мастера и ученика дает возможность снятия противоречий между человеком «экономическим» и человеком «природным». В результате изучения антропологических и этнических особенностей работников исследователи пришли к выводу о возможности использования общины как коллективистскую структуру в системе либеральной экономики. Община способна быстрее адаптироваться к новым условиям? нежели еще не сформировавшийся индивид и еще не сложившееся гражданское общество[2]. Россия как граница западной и восточной цивилизаций совмещает в себе в противоречивом синергетическом единстве западные новации и восточные традиции. Западная рационалистическая модель либерализма делает акцент на индивидуальность, на приоритет частного интереса личности по отношению к интересу общины. Попытки наших либералов реализовать эту модель оказались не эффективными. Они не учли, значения традиций сформировавшихся на основе природно-климатических, геополитических, и религиозных факторов. Значение последнего обусловлено традициями реформации католицизма в форме протестантства. Протестантская этика является важнейшим механизмом перехода от человека «природного» к человеку «экономическому». По мнению Вебера, центральное для протестантского мировоззрения понятие "призвание" дает оценку рационально поставленному капиталистическому предпринимательству как богоугодному делу. Идеал протестантизма – "кредитоспособный добропорядочный человек, долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель". Что касается рабочих, то "призвание" делает их приверженными идее "долга по отношению к труду", восприятию труда как самоцели, оцениванию "своего заработка с трезвым самообладанием и умеренностью" – и все это в надежде на загробное воздаяние[3]. И у работодателей, и у наемных работников ценности протестантской этики формируют ценности труда, как способа самореализации, а также чувства самостоятельности и личной ответственности за результаты своего труда. Слово «рациональность» не случайно постоянно используется в работах Вебера. Его понимание эволюции цивилизации можно назвать теорией рационализации. Рационализация – это вытеснение из человеческого действия всех тех элементов, которые препятствуют достижению поставленной цели. Восточная культура в целом основана на внерациональном восприятии мира, и человеку этой культуры всегда был чужда однобокая рационализация, а тем более, экономическое мышление, как крайнее ее проявление. При любых противоречиях между индивидом и окружающей его средой, восточная культура давала установку на гармонизацию отношения личности к природе, обществу, людям. Используя традиции патернализма и коллективизма общины, Восток сумелдобиться фантастических результатов. Не случайно, что экономический прорыв стал возможен именно в Японии, Китае, Тайване, Корее, то есть в странах с традиционным мировоззрением. Бережное сохранение традиций и национальных культурных кодов, позволило Востоку воспользоваться результатами развития мировой цивилизации, без тех чудовищных издержек, которые были бы неизбежны в случае простого дублирования западной модели. В итоге феноменальный рост материального благосостояния вершится здесь на фоне благоговейного отношения к национальной культуре, природе и человеку. Наличие программ рационального использования потенциала человеческого капитала дало возможность, отсталому, по сравнению с нами, Китаю осуществить сверху эффективную модернизацию. За период, равный нашим постсоветским реформам, Китай увеличил ВВП, промышленное производство и благосостояние граждан во много раз, а мы по этим показателям не достигли даже дореформенного уровня. Наши страны как бы меняются местами. Китай на всех парах движется по пути развития промышленного производства и высоких технологий, а мы скатились на позиции сырьевой периферии и по факту допустили де индустриализацию страны и немало преуспели в ее де интеллектуализации. По коэффициенту интеллектуального развития, уровню грамотности, числу научных открытий и, главное, по состоянию самой науки и научно-технической инфраструктуры мы уже далеки от лидеров. Во многих сферах наша страна отстает даже от Китая. Например, как считает Н. Михайлов, доля в мировом экспорте информационного Китая составляет около 5 %, а России – 0,2 %. Доля готовой продукции Китая в 2006 г. составила 91 % и только 9 % – необработанное сырье, у нас же сырье было основной статьей экспорта, как у самых отсталых стран[4]. Исходя из вышесказанного важнейшими структурными блоками процесса формирования экономической культуры являются следующие положения: Во-первых, необходимость создания единой, непрерывной, поэтапной системы экономического образования населения. Целью её функционирования должно стать воспитание способности граждан к рациональному использованию своего экономического потенциала посредством созидания общественно значимых ценностей. Поэтапная системы экономического образования должна начинаться с дошкольных и школьных учреждений, включая средние и высшие учебные заведения, а также различные системы подготовка и переподготовки представителей всех возрастных групп населения в соответствии с потребностями экономики; Во-вторых, исследование деятельности муниципальных органов управления культурой показывает, что доминирующими направлениями их деятельности являются такие направления, как художественная самодеятельность, овладение ремеслами и некоторыми видами художественного творчества. Работа в сфере экономической культуры практически не ведется. Необходимо создание координирующего совета при правительстве Ивановской области по координации деятельности муниципальных органов управления по активизации культурного потенциала населения в процессе производства и реализации продукции сельского хозяйства и народных промыслов; В-третьих, – Анализ деятельности ивановских СМИ показывает отсутствие внимания к проблемам формирования экономической культуры, а также необходимость создания Интернет сайтов для привлечения молодежи к обсуждению и выдвижению проектов решения проблем экономического развития муниципальных и районных территориальных образований Ивановской области. Необходимо создание виртуального областного научного центра – технопарка и бизнес центра. В рамках этого Интернет - портала возможно проведение молодежных научно-технических конкурсов, направленных на решение энергетических, экологических и экономических проблем социально-экономического развития Ивановской области. Работа этого портала даст возможность выделить потенциально активную молодежь способную к разработке проектов, составлению команды для их реализации. Кроме того, обсуждение бизнес-планов этих проектов может стать новым фактором формирования экономической культуры учащейся молодежи, безотносительно к месту их учебы; В-четвертых, использование методик углубленного интервью при работе с фокус-группами показывают, что оптимальной организационной структурой формирования экономической культуры, соответствующей традициям групп дорыночного типа, являются потребительские и снабженческо-сбытовые кооперативы. К сожалению, их работа не соответствует ожиданиям населения; В-пятых, важнейшим элементом формирования экономической культуры населения районных центров являются муниципальные органы власти. Однако анализ правовых и нормативных актов, определяющих деятельность муниципальных органов власти, показывает их незаинтересованность в формировании широких групп культурных собственников и предпринимателей, способных эффективно использовать местные ресурсы, а также отсутствие с их стороны реальной помощи своим товаропроизводителям помощи в организации и сбыте местной продукции; В-шестых, эффективное использование человеческого капитала населения возможно только через взаимодействие систем административной и представительной власти по выработке культурно-информационных и политико-правовых норм, а также институтов по приобщению широких масс населения к экономической культуре, т.е. к рациональному использованию созидательного потенциала личности. Использование потенциала созидания граждан с нерыночными ценностями в процессе развития становится синергетическим фактором, реализация которого обеспечит устойчивое развитие, как экономики, так и страны в целом. Решение этой проблемы будет определяться способностью субъектов политики и власти использовать рациональные методики активизации энергии населения, направляемой на созидание общественно значимых ценностей. Создание таких систем обеспечит стабильное и устойчивое развитие Ивановской области. ------------------ [1] Шкаратан О. М. Русская культура труда и управления / Общественные науки и современность. – 2004. – № 1. – С. 42. [2] Шкаратан О. М. Русская культура труда и управления / Общественные науки и современность. – 2004. – № 1. – С. 32–33. [3] Вебер М. Протестантская этика и «дух капитализма» // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. – С. 73,83. [4] Кива А. В. Тернистый путь к самопознанию // Общественные науки и современность. – 2008. – № 4 . – С. 39. Прогнозирование социокультурных процессов и формирование экономической культуры населения русской провинции (на примере Ивановской области) / Н.Т. Арефьева, С.В. Коваленко, Л.К. Ермолаева, Ю.С. Коваленко / "Российский государственный торгово-экономический университет". - Иваново, 2010. Научная работа подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта "Формирование экономической культуры населения в переходный период на примере Ивановской области", проект № 08-03-54702а/Ц | |
Категория: Экономика | | | |
Просмотров: 1501 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |