Экономическая культура и экономические интересы: диалектика единства и противоречия. Рамазанов Д.И.
13.02.2012, 09:06

Д.И. Рамазанов

 

 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ: ДИАЛЕКТИКА ЕДИНСТВА И ПРОТИВОРЕЧИЯ



 Современное общество, требует высокого уровня организации экономической жизни, центральное место в анализе экономической системы отводится анализу экономической культуры, т.е. совокупности ценностей, значений, норм морали, обычаев, посредством которых регулируется и направляется экономическое поведение людей. Необходимо отметить, что все признают экономическую культуру как часть более широкой системы - общей культуры общества. Экономическая культура присуща каждому из элементов экономической системы, всем видам, способам и формам экономической деятельности общества, коллектива, отдельного работника. Она во многом формирует образ жизни современного общества. Но с другой стороны у каждого индивида есть объективные, побудительные мотивы экономической деятельности, обусловленные их местом в системе общественного разделения труда и производственными отношениями. Таким образом, экономические интересы выступают как побудители к труду, деятельности. В основе экономических интересов лежат потребности, удовлетворение которых является целью хозяйственной деятельности. И на практике мы можем наблюдать диалектическое взаимодействие экономических интересов и культуры.

 Наиболее полно роль и значение экономической культуры и ее роли в развитии экономики представлены в трудах марксистов, исторического и институционального направления экономической теории. Социальный подход к экономике составлял характерную особенность методологии К. Маркса, важным принципом которой являлся учет политического фактора и роли государства в сфере отношений к собственности на средства производства, и необходимость перестройки системы общественных отношений классов, занимающих преимущественно противоположное положение в системе производства, распределения, обмена и потребления продукта труда. Другим крупным представителями экономической социологии являются М. Вебер, исследовавший влияние политики, этики и религии на экономику капитализма.

 Экономическая культура является несомненным катализатором экономического развития, а ее отсутствие является фактором, тормозящим экономический рост. Исследование влияния факторов экономической культуры на эффективность общественного воспроизводства, его функционирование и развитие, началось сравнительно недавно, в конце 80-х годов, но сегодня, в связи с массовыми формами предпринимательства и резким падением валового национального продукта, указанная зависимость общепризнанна. Но в то же время отметим, что роль экономической культуры в развитии экономики занимает подчиненную роль среди остальных факторов экономического роста. Например, неоклассическое направление в экономической теории не рассматривает экономическую культуру как фактор роста, на первом месте у них материально-вещественные факторы. Согласно им экономическую культуру можно свести к экономическим интересам, и соблюдение человеком своих экономических интересов предопределяют экономическую культуру (в данном случае мы говорим об отношении к труду и собственности). Вот почему теория, основывающаяся на частных интересах индивида и семьи, получила всеобщее одобрение и повсеместное практическое применение. Заслуга в этом принадлежит А. Смиту и его труду "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776). За 17 лет до "Богатства народов" А. Смит обнародовал "Теорию нравственных чувств", которую завершил таким выводом: всякий человек, по внушению его природы, заботится без сомнения, прежде всего о самом себе; и так как ему легче, чем всякому другому, заботиться о самосохранении, то эта обязанность естественно, и возложена на него самого. А. Смит был глубоко проникнут убеждением в эгоистической природе человека, хотя на первый план ставил склонность человека к торгу и обмену, являющуюся основой рыночных отношений. Рыночный обмен ученый считал самой великой и прогрессивной хозяйственной силой, той невидимой рукой, которая свободной игрой хозяйственных интересов приводит к наибольшему благополучию всех, недостижимому для сознательной воли и общего плана. Таким образом, соблюдение человеком своих собственных интересов формирует у него и соответствующую экономическую культуру - если мы требуем должного отношения к нашей собственности, то так же мы и будем относиться к чужой.

 С середины 50-х годов ХХ века и по настоящее время ведется активная дискуссия относительно соотношения объективного и субъективного в экономических интересах. По этому вопросу принято выделять три точки зрения: согласно первой, интересы объективны; согласно второй - они представляют собой единство объективного и субъективного; сторонники третьей точки зрения полагают, что интересы субъективны. Среди авторов, рассматривающих понятие интереса с психологических позиций, получило распространение несколько точек зрения: одни сводят понимание интереса к осознанным потребностям, другие - к направленности внимания, третьи - к познавательному интересу личности. В то же время в социологической и философской литературе чаще подчеркивается объективный характер интереса, нередко говорят о материальных интересах как об определяющей силе поведения в обществе и отдельных личностей, и классов. Таким образом, можно определить экономические интересы как объективную характеристику экономического положения субъектов, которая показывает уровень осознания того, что им, в силу этого положения, выгодно или не выгодно и в какой степени, какие действия в данной системе общественно-экономических отношений или изменений этой системы улучшают или ухудшают их экономическое положение и какой мере.

 Но в то же время экономическая культура может явиться и тормозом для развития экономики, а вернее ее отсутствие и не правильные представления которые могут надолго укоренится в сознании людей (примером тому служат выражения "не обманешь, не продашь", "капитализм - человек человеку волк" и др.). Здесь мы видим ограниченность принципа "невидимой руки", поскольку человек преследуя свои интересы занимается зачастую по сути асоциальной деятельностью, как разрешенной так и запрещенной законом, т.е субъект от подобной деятельности получает выгоду, но обществу наносится вред (производство и продажа алкоголя, табака, наркотиков, оружия и др.). Ярким примером отсутствия в обществе экономической культуры является высокие трансакционные издержки ведения хозяйственной деятельности. Трансакционные издержки - это издержки, связанные с совершением сделок. Появлению понятия "трансакционные издержки" в экономической теории предшествовало предположение о том, что любые взаимодействия между экономическими агентами совершаются без особых затрат. Такое предположение соответствовало условиям становления рынка и было адекватно теоретической модели совершенной конкуренции. Развитие рынка привело к утверждению иной ситуации и соответствующих ей теоретических представлений: для того, чтобы сделка могла состояться, необходимо выполнить ряд обязательных условий: собрать информацию о ценах и качестве товаров и услуг; договориться об условиях сделки; проконтролировать добросовестность партнера; учесть реальные результаты сделки и соотнести их с проектными. Рыночные сделки получили обременение в виде значительных специальных затрат, отражение которых привело к появлению в обороте экономической науки понятия трансакционные издержки (transaction cost).

 Отсутствие в стране устоявшихся обычаев делового оборота, правил и этики ведения бизнеса повышают трансакционные издержки, в общем, так и в частности связанные с оппортунистическим поведением контрагента. В целом новейшая история развития экономики России подтверждает тезис о том, что капитализм в России строился в среде полного отсутствия соответствующих институтов, что и явилось следствием глубочайшего падения экономики России в 90-хх гг. прошлого века.

 Проблема формирования адекватной рыночной экономике экономической культуры в переходной экономике России имеет большое значение. Здесь важно избегать крайностей, и золотая середина будет заключаться в сохранении того лучшего, что есть в характере российского народа и как можно скорее сформировать поведение людей в рыночной экономике (уважительное отношение к частной собственности, новое отношение к труду, соблюдение норм делового оборота в соответствии с традициями, обычаями моралью, и др.). Экономические интересы индивида, групп, слоев, классов общества, государства должны способствовать формированию экономической культуры, так чтобы соблюдения ими своих интересов шло в русле соответствующей экономической культуры.

Категория: Экономика | Добавил: GOD | Теги: РАМАЗАНОВ, противоречия, единства, диалектика, интересы:, Д.И., экономическая, экономические, культура
Просмотров: 5271 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
1 GOD  
Благодарим за публикацию на нашем портале!

Библиографическая запись:
Каталог научных статей [Электронный ресурс] : Экономическая культура и экономические интересы: диалектика единства и противоречия. Рамазанов Д.И. - Электрон. дан. - Иваново: международный сетевой журнал "Моя Наука" - Режим доступа: http ://nauka.my1.ru/load/science/economy/ehkonomicheskaja_kultura_i_ehkonomicheskie_interesy_dialektika_edinstva_i_protivo rechija_ramazanov_d_i/1-1-0-328, свободный. - Загл. с экрана.

Библиографические ссылки:
Внутритекстовые
(Экономическая культура и экономические интересы: диалектика единства и противоречия. Рамазанов Д.И.. URL: http ://nauka.my1.ru/load/science/economy/ehkonomicheskaja_kultura_i_ehkonomicheskie_interesy_dialektika_edinstva_i_protivo rechija_ramazanov_d_i/1-1-0-328)
Подстрочные и затекстовые
Экономическая культура и экономические интересы: диалектика единства и противоречия. Рамазанов Д.И. // международный сетевой журнал "Моя Наука". 2012. URL: http ://nauka.my1.ru/load/science/economy/ehkonomicheskaja_kultura_i_ehkonomicheskie_interesy_dialektika_edinstva_i_protivo rechija_ramazanov_d_i/1-1-0-328 (дата обращения: 01.01.2012).

© Все права защищены. Данный материал является объектом авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.

2 GOD  
Джалалудин Исамутдинович, не знаю как Вы к этому отнесетесь, но по моему статью можно считать опубликованной, не так надежно, как в бумажном формате, но все же с библиографическими данными.
Спасибо за Вашу работу, и за внимание к сайту!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]