Моя Наука - международный сетевой журнал
Публикация научных и образовательных работ

Приглашаем посетить сайт: Ивановское отделение РФО
Каталог научных статей
Категории раздела
Высшая математика [4]
Экономика [52]
История [109]
Философия [24]
Политология [2]
Право [12]
Методика преподавания [6]
Разное [78]

Меню сайта

Поиск

Новые материалы
Сульфопроизводные фталоцианина кобальта в катализе окисления диэтилдитиокарбамата натрия

Factors determining methanol dipole moment value in hydrogen-bonded cluster: quantum chemistry simulation

Модель сбалансированности корпоративных интересов и качества корпоративного управления

Исследование кислотных и комплексообразующих свойств производных октаметилпорфирина в ацетонитриле при 298 к

ПРИРОДНЫЕ КРАСИТЕЛИ НА ОСНОВЕ ХИМИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННОГО ХЛОРОФИЛЛА а И ИХ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

New biocide hybrid materials based on mesoporous silica and silver nanoparticles

Влияние количества катализатора и состава растворителя на скорость реакций гидрогенизации нитро-, азокси- и азобензолов

Непрерывное экологическое образование с позиций гуманистической смешанной модели

Потребление, сбережение и инвестиции в национальной макроэкономике: основные подходы и их оценка (анализ на примере России за период 2001-20

Государственный бюджет РФ за 2007-2013 гг. Планирование бюджета, формирование бюджета и использование средств бюджета

Quantum chemistry calculations of phosphorous and methylphosphorous acids in dimethylformamide

Получение гибридных материалов типа «органика- неорганика», функционализированных аминными и тиоловыми группами

Квантово-химическое моделирование молекулярной структуры и механизма реакции кислотной диссоциации яжхдипирролилметенатов) -металлов

Влияние внешних условий на скорость деструкции красителей в смеси

Исследование кинетики жидкофазного окисления билирубина в среде дмсо и хлороформа


Друзья сайта

Вход

Статистика




Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 19.11.2018, 12:45

Главная » Работы » Публикации » Экономика




Место и роль традиционной народной культуры в экономической жизни общества. Коробова О.О.



09.02.2012, 18:24


МЕСТО И РОЛЬ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА


Коробова О.О.

кафедра «Экономики и управления предприятий торговли и сферы услуг», ИФ РГТЭУ

 

Вопросам исследования экономической сущности культуры на сегодняшний день уделяется много внимания. Зачастую это связано с многогранностью самого понятия «культура»[1]. Наиболее емкое определение культуры представлено в Декларации о мировой культуре, принятой на Всемирной конференции по культурной политике под эгидой ЮНЕСКО (1982 г., Мехико): «В самом широком смысле культурой можно назвать весь комплекс наиболее ярких духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт, характеризующих общество или социальную группу. Культура включает в себя не только искусство и литературу, но и образ жизни, основные права человека, систему ценностей, традиции и мировоззрение» [1]. В определении культуры, представленном экспертами Совета Европы по результатам исследования культурной политики ряда европейских стран, термин культура используется в широком и узком смысле слова.

 В узком смысле слова под культурой подразумевается искусство всех форм, а также произведения искусства. В более широком смысле культура охватывает учреждения культуры и искусства всех форм, музеи, библиотеки, объекты культурного наследия, художественное образование и международное культурное сотрудничество. В еще более широком понимании культура включает в себя индустрию культуры и средства массовой информации. Другие определения культуры охватывают образование взрослых, социально-культурную деятельность, спорт, работу с молодежью. Самое широкое определение культуры, которое часто применяется, когда речь заходит о влиянии культуры на занятость населения, распространяется на те профессии в области СМИ и индустрии культуры, которые не связаны напрямую с творческой деятельностью, а также на ремесла, культурный туризм и даже рекламу [2]. В современной литературе можно встретить следующие утверждения: «…продукты отрасли культуры, так же как и продукты образования, науки, информационного обслуживания относятся к результатам нематериального, духовного производства, так же как продукты отраслей туризма, физкультуры и спорта потребляются в свободное время и служат средствами досуга и рекреации. Однако в группе отраслей сферы услуг, куда относятся все названные отрасли, у культуры свое место – свой вид экономической деятельности, своя продукция и технология ее производства. Определить его следует исходя из определения культуры как сферы художественной деятельности»[3].

Таким образом, совершенно очевидно, что «культура как отрасль экономики включает экономические субъекты, занятые в сфере художественной деятельности. Именно с этим узким определением культуры связана идентификация отрасли культуры в системе отраслей экономики. У культуры свое место – свой вид экономической деятельности, своя продукция и технологии ее производства. Определять его следует исходя из определения культуры как сферы художественной действительности»[3]. В свою очередь, предметом экономики культуры выступают экономические (общественные) отношения субъектов культурной деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления нематериальных культурных ресурсов.

Основными объектами исследования феномена культуры как экономически определенного уровня развития общества являются:

– типы и формы организации деятельности людей, а также их взаимосвязь;

– создаваемые человеком культурные (материальные и духовные) ценности[4].

Кроме того, необходимо отметить, что в основе характеристики экономического содержания культуры как всеобщего способа производящей деятельности лежат формы экономических и производственных отношений на всех стадиях творческого процесса (культурного производства).

Основу понятия «традиционная народная культура» составляет определенный содержательный аспект культуры как достаточно сложного и масштабного явления по своему составу, формам проявления, функциям и т.п. В обычном, прикладном понимании под «традиционной культурой» рассматривают вид деятельности в тех или иных устоявшихся из поколения в поколение видах и формах классического и самодеятельного искусства. Соответственно под традиционными видами деятельности в культуре понимают устоявшиеся в народе или официально утвердившиеся виды и способы удовлетворения культурных потребностей, а именно личных, производственных и общественных в целом. Таким образом, традиционные виды деятельности могут быть представлены не только в народной, но и в официальной культуре.

Народная культура является собирательным понятием, согласно данному определению в одной из энциклопедий, она не имеет четко определенных границ и включает культурные пласты разных эпох от глубинной древности до настоящего времени. Самоидентификация с народом, народные традиции в стереотипах социального поведения и действиях, объединенных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентация на определенные формы досуга, любительской художественно-творческой практике – проявления народной культуры. Традиционность – важное качество народной культуры во все периоды, определяющее ее как целостно-нормативное смысловое содержание, так и социальный механизм его передачи, наследования в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институционально-организационные формы[5].

 В научной литературе под народной культурой нередко понимают некоторую совокупность человеческой деятельности, обретенных знаний, образов самосознания и символических обозначений окружающего мира, которая выступает в качестве особой системы, поддерживающей жизнеспособность социального организма через формирование единой картины мира, а также общей системы ценностей, норм и предписаний.

Следует отметить, что само понятие народная культура включает в себя несколько значений – это «материальная (занятия, орудия труда, средства передвижения, одежда, жилище, пища и т.п.), духовная (верования и представления, знания, праздники и обряды, фольклор, язык и т.п.) и соционормативная культуры (обычаи, нормы и правила, регулирующие отношения на индивидуальных и групповых уровнях), которые являются традиционными и, как правило, характеризуются большим или меньшим этническим своеобразием»[6].

Кроме того, народной культуре присуща ее общая особенность – внепрофессиональный статус в сфере многослойной культуры, неспециализированный характер культурной деятельности, что, впрочем, не исключает высокий уровень мастерства, умения, знания, в основе чего лежит свободное владение традицией. Внепрофессиональный творческий труд и неспециализированная культурная деятельность, определяемая нами как самодеятельная, может быть как видом культурной деятельности народа в целом, или коллективов (групп), так и отдельных любителей. Это группа разновидностей человеческой деятельности, «любая форма практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле». В этой связи, все виды самодеятельной деятельности в культуре в совокупности своей можно характеризовать как «самодеятельное искусство», которое представляется возможным выделить в самостоятельную экономическую категорию отраслевой структуры культурной сферы. К основным его видам (единицам классификации) следует отнести такие области самоорганизации художественно-эстетической деятельности, как самодеятельное народное искусство и/или художественную самодеятельность и любительское творчество.

В свою очередь, народное творчество является одним из основных ресурсов культурного потенциала, прямо участвующего в развитии экономики страны. Внимание к традиционным видам народных промыслов обусловлено их особой экономической ролью в жизни страны и регионов, а также местом среди элементов культурного потенциала.

Например, культура многих областей, сохраняя самобытность народа, уникально связана с историей сложившихся в народе традиций кустарного производства тканей и лаковых миниатюр, обычаев и навыков текстильного ремесла, художественной росписи, фольклора и т.п. В основе народного творчества – местный фольклор, творчески воспроизводимый как образ жизни коренного населения сел и деревень текстильного края. Он становится частью быта, позволяет стимулировать процессы производительности труда на селе. Производство уникальных художественных товаров сопровождается хоровым пением, сказаниями, исполнением частушек, прибауток, стихов и т.д. Самобытно созданная в регионе культура сохраняется своим народом, бережно передаваясь из поколения в поколение[4].

Таким образом, традиционное самодеятельное народное искусство представляет собой внепрофессиональные и неспециализированные виды творческой деятельности, стихийно утвердившиеся в народе, а также исторически сложившиеся в народе способы (технологии) производства культурных продуктов.

Так, какую же характеристику можно дать основным видам деятельности в самодеятельном искусстве?

Определяя структуру художественной культуры, Т.Н. Суминова, ссылаясь на Б.М. Сапунова, считает, что «…искусство как субъект создания художественных ценностей может быть разделено на следующие группы: народное художественное творчество, самодеятельное искусство и профессиональная художественная деятельность». В результате необходимо заметить, что «в отечественной культурологии и практике культурной деятельности словосочетание «художественное творчество» обычно употребляется в значении самодеятельное (любительское) творчество, которое включает в себя создание и (или) исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно или в одиночку»[7].

К первому виду самодеятельного искусства, исходя из классификации самодеятельного искусства как вида экономической деятельности, объединяющего в практике культурной деятельности производителей-субъектов «художественной самодеятельности», следует отнести:

а) во-первых, самодеятельное народное творчество, которому принадлежат:

– народное искусство – создание народом подлинных произведений искусств в таких интеллектуально-художественных формах (внутренней структуре), как фольклор, обычаи, обряды и т.д.;

– народное художественное искусство (творчество) – создание интеллектуальных и вещных (временных и пространственных) художественных форм народных произведений искусств силами любителей (выступающих коллективно или в одиночку), включая любительское художественное творчество и декоративно-прикладное, ремесленническое народное творчество (народные промыслы и ремесла);

б) во-вторых, народное исполнительское искусство – исполнение (в традиционных или инновационных формах) художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно (например, массовые событийные празднества) или в одиночку (домашнее музицирование, пение, танцы).

Пассивное или активное самоучастие в потреблении результатов данных видов деятельности, т.е. народное искусство потребления, следует вынести за пределы форм деятельности в самодеятельном искусстве.

Ко второй составляющей самодеятельного искусства, другими словами к практическим областям самодеятельного авторского искусства относятся процессы создания произведений искусств авторами-любителями. Это могут быть произведения поэтов, художников, сочинителей музыки, авторов произведений декоративно-прикладного творчества и других авторов-творцов из числа любителей, например, художников-фотографов, модельеров одежды, обуви, предметов дизайна, ювелирных изделий и т.д., выступающих стихийно на индивидуальной основе.

Перечисленные выше виды деятельности не являются самостоятельными в отрасли «Культура и искусство». Экономические характеристики видов творческой деятельности, которые устанавливаются в рамках системы общественного разделения труда, должны быть положены в основе ее классификации, при этом необходимо учесть, что общественно организованный творческий труд охватывает лишь такие формы организации творческого труда, которые участвуют в процессе общественного разделения труда и выступают тем самым в качестве самостоятельных субъектов.

Таким образом, если брать за основу данные критерии творческого труда, следует различать экономику традиционной культуры, к которой принадлежат все формы «организованной» деятельности, и экономику традиционной народной культуры. В результате, к первой не относятся сложившиеся и пока еще мало признанные элементы общественно-организованного труда в форме народной творческой деятельности, конечные результаты которых не поступают в потребление посредством обмена.

Следовательно, традиционная народная культура выступает мощным экономическим ресурсом сохранения и формирования, как нематериального культурного наследия, так и культурного потенциала регионов России, определяя развитие современной культуры во взаимосвязи с другими процессами, обеспечивающими ее расширенное воспроизводство.

На сегодняшний момент без развития традиционной народной культуры и поддержки ее государством не представляется возможным духовное и экономическое возрождение нашей страны. Так, общеизвестно, что элементы нематериального культурного наследия, которые утвердились в народе как нормы социально-духовного регулирования, пронизывают все структуры общественных отношений и, выступая базисом общества, включаются в систему экономических отношений.

От развития культуры, в частности традиционной народной культуры, непосредственно зависит дальнейшее развитие нашей страны.

 

Литература

 

  1. Ионин Л.Г. Социология культуры: учеб. Пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. С. 11.

2.       Кузьмин Е.И., Фирсов В.Р. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры: сборник материалов. – М.: Либерея, 2002. С. 206-207.

3.      Чарная И.В. Введение в экономику культуры: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 080502-Экономика и упр. на предприятии культуры и искусства. – М.: МГУКИ, 2006. С. 10.

4.      Луховская О.К. Культурный потенциал как социально-экономический ресурс национального хозяйства. Дисс. на соиск. уч. ст. д.э.н. по спец. 08.00.01. Тамбов, 2009. С. 23.

5.      Культурные смыслы // Культурология. ХХ век: Энциклопедия: Т.2 / Гл. ред., сост. и авт. проекта С.Я. Левит. – СПб.: Унив. кн., 1998. С. 70-77.

6.      Культурные смыслы // Культурология. ХХ век: Энциклопедия: Т.2 / Гл. ред., сост. и авт. проекта С.Я. Левит. – СПб.: Унив. кн., 1998. С. 70-77.

7.      Суминова Т.Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосфера) // Художественная культура: Понятия. Термин. – М.: Академический Проект, 2006. С. 61.

 



Категория: Экономика | Добавил: GOD | Теги: народной, общества., экономической, место, культуры, Коробова, О.О., роль, традиционной, жизни
Просмотров: 6118 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1

Похожие работы:
Найдем Все!


Структура: Главная » Работы » Публикации » Экономика

Всего комментариев: 1
1 GOD  
Благодарим за публикацию на нашем портале!

Библиографическая запись:
Каталог научных статей [Электронный ресурс] : Место и роль традиционной народной культуры в экономической жизни общества. Коробова О.О. - Электрон. дан. - Иваново: международный сетевой журнал "Моя Наука" - Режим доступа: http ://nauka.my1.ru/load/science/economy/mesto_i_rol_tradicionnoj_narodnoj_kultury_v_ehkonomicheskoj_zhizni_obshhestva_kor obova_o_o/1-1-0-308, свободный. - Загл. с экрана.

Библиографические ссылки:
Внутритекстовые
(Место и роль традиционной народной культуры в экономической жизни общества. Коробова О.О.. URL: http ://nauka.my1.ru/load/science/economy/mesto_i_rol_tradicionnoj_narodnoj_kultury_v_ehkonomicheskoj_zhizni_obshhestva_kor obova_o_o/1-1-0-308)
Подстрочные и затекстовые
Место и роль традиционной народной культуры в экономической жизни общества. Коробова О.О. // международный сетевой журнал "Моя Наука". 2012. URL: http ://nauka.my1.ru/load/science/economy/mesto_i_rol_tradicionnoj_narodnoj_kultury_v_ehkonomicheskoj_zhizni_obshhestva_kor obova_o_o/1-1-0-308 (дата обращения: 01.01.2012).

© Все права защищены. Данный материал является объектом авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]




При использовании материалов сайта Моя Наука http://moianauka.ru в том числе Место и роль традиционной народной культуры в экономической жизни общества. Коробова О.О. категории Экономика раздела Публикации модуля Каталог научных статей - прямая открытая ссылка на источник обязательна.
Все права защищены. © moianauka.ru 2011-2018.
Protected by Copyscape DMCA Takedown Notice Infringement Search Tool
Используются технологии uCoz
Кнопка рейтинга Business-Key Top Sites Український рейтинг TOP.TOPUA.NET RATING ALL.BY LightRay Дайвинг - рейтинг DIVEtop ****** TOPlist ****** Томск --------------------------- Рейтинг SIMPLETOP.NET Топ100- Общественные науки ---------------------------
Besucherzahler russian girl
счетчик посещений
Besucherzähler hot russian women
contatori per blog
web clocks relojes html
Contatore
Besucherzahler find ukraine women in ukraine
website counter
contadores de visitas ukraine brides
contatori per blog
besucherzähler contador de visitas
Contatore per sito