КРАВЧУК Ю.Б. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ: ФАКТОРЫ И ПРОБЛЕМЫ
24.04.2014, 10:18 | |
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ: ФАКТОРЫ И ПРОБЛЕМЫ Услуги образования, как и другие нематериальные блага, существенно отличаются от многообразных материальных благ. Во-первых, процессы производства, передачи и потребления покупателем услуги образования, как и иной услуги, совмещены во времени: они осуществляются в прямом контакте производителя (продавца) и потребителя (покупателя). Во-вторых, в результате купли-продажи материального блага меняется собственник, но не изменяются свойства товара; в результате же купли-продажи услуги образования продавец теряет право собственности на свой специфический товар, но покупатель такого права не приобретает: сам этот товар «исчезает», поскольку потребляется в тот же момент, что и производится, и передается. Здесь мы имеем дело с еще одним фактором, ограничивающим распространение сферы рыночных отношений в образовании. На рынке учебное заведение может претендовать на возмещение лишь собственных общественно необходимых затрат по оказанию той или иной образовательной услуги. Указанный вывод важен для определения величины стоимости услуги образования. Разрешить такое противоречие можно несколькими путями; 1) обучающимся выдаются долгосрочные кредиты целевого назначения с условием погашения их в период производительного труда (из заработной платы); 2) государство берет на себя все расходы, связанные с оплатой образовательных услуг и материальной поддержкой их потребителей (соответственно так или иначе уменьшается заработная плата будущих собственников рабочей силы); 3) используются различные источники покрытия затрат, связанных с оплатой образовательных услуг и материальной поддержкой их потребителей: государственные (финансирование учебных заведений из республиканского, местных бюджетов; предоставление обучающимся пособий и долгосрочных кредитов целевого назначения), личные средства обучающихся (а также их родителей и опекунов), средства предприятий и организаций (восполняющие затраты на подготовку специалистов по заказам, переподготовку и повышение квалификации работников), средства общественных и благотворительных организаций. Рассмотренные факторы, ограничивающие рыночные отношения в сфере образования, действуют объективно и, следовательно, не могут быть устранены законодательно. В связи с этим возникают две важнейшие проблемы: 1) формирование цен на такого рода услуги при ограниченном рынке; 2) адаптация государственных учебных заведений к рыночным отношениям. Прежде всего необходимо создать государственную систему формирования нормативных цен на услуги образования. Нормативную цену услуги образования образуют нормативная себестоимость и нормативная прибыль. Первая из этих величин включает в себя текущие затраты (заработная плата, учебные и хозяйственные расходы и др.) и отчисления на полное возмещение износа и капитальный ремонт основных средств. Прибыль должна дать источник затрат на развитие учебного заведения и материальное поощрение сотрудников сверх заработной платы. Затраты государства на материальную поддержку обучающихся (стипендии, льготное питание и др.) исходя из вышеизложенных соображений, строго говоря, не должны включаться в нормативную цену образовательной услуги, поскольку непосредственно с последней не связаны. Однако во многих случаях на практике все рассматриваемые затраты суммируются. В такой ситуации, по-видимому, следует говорить не о цене услуги образования, а о цене обучения (в общеобразовательной школе) или о цене подготовки специалиста (в профессиональной школе). Теперь о второй из встающих крупных проблем — о необходимости реализации комплекса мероприятий, обеспечивающих адаптацию государственных учебных заведений к рыночным отношениям. Успешное функционирование государственных учебных заведений в рыночных условиях предполагает наличие ряда условий. Первое. Предоставление им как можно большей (в рамках действующего законодательства) свободы организационно-экономической деятельности, превращение их в самоуправляемые, автономные организации. Средством достижения цели здесь становится прежде всего финансирование основной учебно-воспитательной деятельности по научно обоснованным нормативам, выполняющим роль цены обучения (цены подготовки специалиста). Второе. Предоставление обучающимся по возможности максимальной (в пределах разумной достаточности) свободы поведения в получении образовательных услуг. Это достигается, в частности, тогда, когда возможно изучение отдельных дисциплин по выбору из нескольких альтернативных, обучение по индивидуальному графику, сокращение срока обучения при условии выполнения учебного плана и др. Третье. Максимально возможное (но регламентированное законодательством) ограничение государственных органов, имеющих в своем подчинении учебные заведения, в действиях, касающихся их работы. Имеется в виду прекращение административно-командного вмешательства в организационно-экономическую деятельность учебных заведений, использование исключительно экономических методов управления, основанных на применении механизмов ценообразования, нормирования, бюджетного финансирования, налогообложения, аттестации и аккредитации, индикативного планирования и прогнозирования и т.п. | |
Категория: Экономика | | | |
Просмотров: 2971 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |