22.12.2011, 05:48 | |
ЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Коваленко Ю.С. ИФ ГОУ ВПО «РГТЭУ», Иваново В книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адам Смит обосновал необходимость «человека экономического» как субъекта рынка, интерес которого обеспечивает рост промышленности и национального богатства. Под этим понятием он понимал человека – активного участника рынка, создающего продукт и оценивающего свой труд в соответствии с потребительским спросом. «Человек экономический» – это человек ориентированный на свою самореализацию, как субъекта созидания, в расчете на адекватное вознаграждение. Соответственно он способен прогнозировать, ориентироваться в рыночной конъюнктуре и максимально эффективно использовать свой творческий потенциал в процессе созидания ценностей, пользующихся спросом. Актуальность исследования данной проблемы заключается в необходимости воспитания экономически грамотного населения, способного соотнести свой вклад в экономическое развитие государства с его доходом (уровнем и качеством жизни). Экономически грамотное и активное население становится народом, способным обеспечить развитие национального производства и страны. Экономически грамотное население это один из важнейших этапов в создании инновационной экономики. Сложность современного этапа заключается в том, что после распада СССР и вступления в рыночные отношения «человек природный» с огромным трудом выживает в новых условиях. Отсутствие экономической культуры приводит к неумению пользоваться важнейшими экономическими инструментами, неспособности защититься от экономических махинаций, элементарному неумению рационально расходовать бюджет семьи, сохранять и приумножать свое богатство. Защита от финансового обмана. Люди, пережившие 90-е годы XX в., прекрасно помнят такие структуры как «МММ» или «Хопер-инвест». У населения фактически не было опыта взаимодействия с подобными структурами. Агрессивная реклама, отсутствие разъяснительной работы среди населения и элементарной экономической грамотности, расчет на быстрое обогащение отсутствие привели к огромной популярности пирамид. Обманутое доверие вкладчиков отозвалось осторожным отношением к другим институтам, возникавшим впоследствии. Распределение денежных потоков внутри семьи. Любая семья, по своей сути, является маленьким предприятием и имеет свою бухгалтерию, благодаря которой всегда можно выяснить свое финансовое положение. Для организации семейного бюджета вовсе не нужно знание тонкостей, но о таких вещах как норма сбережения или первоочередные затраты знать необходимо. Это должно быть неотъемлемой частью экономической культуры семьи и общества. Простейшие возможности. Человек, обладающий азами экономической грамотности, в случае необходимости может воспользоваться таким инструментом как потребительский кредит. Для этого необходимо владеть хотя бы минимумом экономической терминологии, знать понятия: процентная ставка и переменная процентная ставка. Часто кажется, что термин «кредит» знают фактически все, но в реальности немногие решаются им воспользоваться, испытывая страх перед необходимостью выплаты огромных процентов. Однако это тоже нехватка экономической грамотности. При этом мы знаем, что население западных стран привыкло к «жизни в кредит». Несмотря на обширную рекламу, многие граждане не владеют знаниями об ипотечном кредите, что мешает им улучшить жилищные условия, получить образование и т. д. Экономическое образование должно давать представление об имеющихся возможностях и более предпочтительных путях решения возникших проблем. Понимание политических и экономических действий государства. Иногда политические лидеры прикрывают свою деятельность экономическими терминами, зачастую не говоря ничего или скрывая за ними абсолютно неприемлемые предложения. Если население страны понимает экономические мотивы деятельности правительства, то на предложения прямо противоречащим интересам страны, региона или слоя населения будет оказываться определенное давление. Причем экономически грамотное население будет того же ожидать и от правительства и от его решений. Финансовые инструменты, системы управления капиталом. Развитыми странами запада был накоплен полезный опыт в рамках стратегии «народного капитализма». Важнейшим элементом этой стратегии было создание цивилизованного рынка ценных бумаг, направленного на создание максимально широкого слоя мелких и средних акционеров. В России фондовый рынок представлен небольшой группой профессиональных спекулянтов. Многие знают, что такое акции, но далеко не все решатся приобрести их. Кроме желания инвестировать необходимо по отчетности компании определить: быстроту роста продаж, как компания финансирует свой рост, сколько взяла кредитов, насколько эффективно собирает дебиторскую задолженность, какую прибыль получает от продажи своих продуктов и услуг и т.п. Сравнить компанию с ее конкурентами. Это стандартный путь без расчета коэффициентов и различных тонкостей в анализе. Мало кто из отечественных инвесторов прибегает к таким расчетам. Акции являются мощным инструментом долгосрочного инвестирования, однако, на пути к ним российские инвесторы еще только осваивают паевые инвестиционные фонды, часто уступающие банкам в доходности. Правильное управление капиталом (сохранение и приумножение имеющегося богатства) невозможно без экономической грамотности населения. Начальные знания о предпринимательстве. Рассматривая управление капиталом, мы предполагаем его наличие. Если помимо капитала имеется желание использовать его наиболее эффективным образом, то вариантом здесь может стать открытие собственного дела. Поддержка развития малого предпринимательства – одна из наиважнейших задач государства. Однако помимо государственной поддержки человек, решивший заняться бизнесом должен обладать определенной экономической грамотностью. В наши дни люди, обладающие достаточными финансами, боятся открывать собственное дело, т.к. не знают принципов, законов, правил открытия и функционирования компании. Иногда даже опытным менеджерам бывает очень сложно начать собственное дело с нуля. Человек, знающий хотя бы основные принципы и законодательные акты об открытии компании, ее отчетности, функционировании и работе с налоговыми органами может намного быстрее приобрести недостающие знания, легче решиться на открытие дела. Экономические знания в системе. Повышение экономической грамотности автоматически расширит весь спектр знаний. Владение информацией о возможностях накопления и приумножения, правильном сохранении или выгодном вложении помогает обычным людям в управлении их финансами, что будет способствовать созданию мощного среднего слоя. Экономическую грамотность населения можно повысить. Видимо, ее формирование необходимо начинать с детского сада: разъяснения экономических терминов, просмотра детских познавательных мультипликационных фильмов на экономические темы, организации экономических игр и занятий, чтения увлекательных и познавательных книг по экономике. Самым важным этапом формирования культуры подрастающего поколения является опыт родителей, их умение решать экономические задачи, т.к. дети стремятся подражать родителям. Школьникам будет полезно изучение экономики, как предмета, с написанием рефератов по практическим вопросам. Студенты большую пользу получат от прикладной экономики, проведения бесплатных консультаций, конкурсов, специальных радио, телевизионных передач и фильмов на экономическую тематику. Приглашение банковских работников в школы и вузы будет способствовать не только расширению круга клиентов, но и разъяснению сложных для населения вопросов деятельности банков и их услуг. Активная реклама экономической литературы, бесплатные экономические региональные журналы, почтовая рассылка также будут способствовать росту интереса к экономическим вопросам. Таким образом, обобщая вышесказанное, отметим, что значение экономической грамотности в современном обществе постоянно повышается. Этому способствует рост потребности и стремления населения участвовать в экономической жизни страны. Кроме того, динамично развивающиеся в России новые формы экономического континуума предъявляют особые требования к знаниям и умениям населения в области экономики. Страна, обладающая экономически грамотным населением, обладает большим преимуществом на мировой арене. Множество экономических агентов, действующих во благо себя, и своей страны – это самый мощный ресурс государства. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Бузгалин А Это сладкое слово — свобода». К теории социального освобождения человека // Свободная мысль 1999. № 9. 2. Васильчук Ю. А. Социальное развитие человека в XX веке. Фактор культуры // Общественные науки и современность. 2003. №1. 3. Клейнер Г. Б. Homo economicus и Homo institutius в российской институциональной среде // Общественные науки и современность. 2003. № 3. 4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов (книги I-III) Ответственный редактор академик Л.И.Абалкин. М.: Наука. 1993 5. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. М.: ИНФРА - М, 1999. 6. Стиглиц Дж. Россия должна преодолеть извращения ельцинизма // Российская Федерация. 2004. № 17. 7. Токвиль А. Демократия в Америке. М.: Весь мир, 2000. 8. Чепасова Э. Структурная перестройка и качество роста // Экономист. 2005. № 3. 9. Шкаратан О. М. Русская культура труда и управления // Общественные науки и современность. 2004. № 1. | |
Категория: Экономика | | | |
Просмотров: 9107 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 0 | |