Основные этапы развития философии Средневековья
[ Скачать с сервера (252.1 Kb) · Скриншот ]24.04.2013, 21:57
Патристика

Патристика (лат.Pater – отец) христианское богословие 1-8 вв. Учение о боге первых христианских теологов.Патрес – отец, патристика – власть отцов церкви. В середине 1 в. формируется христианская религия. Для патристики характерны следующие черты:
А) борьба с гностицизмом. Центральное место в гностицизме занимает человек как средоточие мирового процесса.суть гносиса (Феодот) заключается в ответе на вопросы: кто мы? Кем стали? Где мы? Куда заброшены? Куда стремимся? Как освобождаемся? Что такое рождение и возрождение? Познание человеком своего внутреннего «Я» делает возможным познание мира. В гносисе человек преодолевает свою разорванность, двойственность, через человека происходит преодоление бытием своей расщепленности и восстановление распавшейся гармонии.
Учение гностицизма – это одна из форм кризиса рабовладения и попытка найти новый мировоззренческий синтез.
Б) Борьба с манихейством. Манихейство – учение перса Мани, воспринимающее точку зрения Заратустры о борьбе света и тьмы, добра и зла. Манихейство требовало от человека строжайшей воздержанности во всех пристрастиях человека, а также физического труда.
1 период в патристике (2-3 вв.) – апологетика. Среди апологетов выделяется Ориген. Его идея: построить на основе предпосылок христианской религии целостную философскую систему. Высшей точки развития патристика достигает в деятельности каппадокийского кружка (Василий великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский – на востоке и Августина – на латинском западе). Каппадокийский кружок – это положительное отношение к античной культурной традиции. Его участники выступают за объединение церкви на основе ортодоксии 1 вселенского собора. Ортодоксия – от греч. Orthodoxia – правоверие, согласие с учениями, проповедуемые церковью. Ортодоксия противостоит иноверию и ереси.
Во второй половине 5 века появляются сочинения Псевдо–Дионисия Ареопагита – попытка истолковать мир как систему символов.
Заключительный период характеризуется стабилизацией догматических идей и угасанием диалектики (Леонтьев – на востоке, Боэций – на западе).
Основная идея патристики – идея откровения. Для патристики характерно заостренное противоречие между верой и разумом, выраженное в трудах Тертуллиана. Онтология патристики построена вокруг идеи Бога как абсолютного бытия.
Наряду с катафатической теологией, описывающей бога как средоточие благости, справедливости, всемогущества и т.п., развивается отрицательная апофатическая теология, исходящая из того, что бог в качестве абсолюта не имеет атрибутов и не поддается определению, ибо находится за пределами бытия и качественности. Космос в патристике – творение бога.
Труды Иоанна Дамаскина закладывают основы схоластики. С его именем связано окончание эпохи патристики.
Схоластика

Схоластика (от греч. schola – школа, школьный, ученый) – тип религиозного философствования, который характеризуется принципиальным подчинением примату теологии и особым интересом к формально – логической тематике.
Истоки восходят к позднеантичной философии (прежде всего Проклу). Установка на вычитывание ответов на все вопросы из текстов Платона.
Ранняя схоластика (11-12 вв), в других источниках 9-12 век сложилась в условиях подъема феодальной цивилизации в папской власти. Она стоит под влиянием августовского платонизма (Ансельм Кентерберийский). Впервые выявляются противоположные позиции в споре об универсалиях – реализм (Гильом из Шампо) и номинализм (Росцелин), а также промежуточная позиция – концептуализм (П. Абеляр). В этот период схоластика нередко выступает как оппозиционное течение.
В это время очень популярно учение Таджикского энциклопедического ученого, врача и философа Ибн-Сина Абу Али (латинская транскрипция – Авиценна), который сохраняя приверженность исламу, сыграл большую роль в распространении среди арабов философского и научного наследия античного мира и прежде всего Аристотеля. Авиценна много сделал для утверждения рационального мышления и пропаганды естественнонаучных и математических знаний. Ибн-Сина самостоятельно развивал логику, физику и метафизику Аристотеля. В некоторых вопросах он отступал от аристотелизма в сторону неоплатонизма. Он признавал вечность материи, рассматривая ее как причину многообразия единичных вещей и выступал против астрологических и иных суеверий.
Зрелая схоластика или средняя (12 – 13 вв.) развивалась в основном в средневековых университетах. Центром был Парижский университет. Платонизм постепенно вытесняется аристотелизмом, в интерпретации которого происходит размежевание между «еретическим» аверроизмом, отрицавшем реальность личной души и учившим о единой безличной интеллектуальной душе во всех существах (Сигер Брабантский) и ортодоксальным направлением, подчинявшим онтологию Аристотеля христианским представлениям о личном Боге, личной душе и сотворенном космосе (Альберт Великий, Фома Аквинский).
Альберт великий – немецкий философ, естествоиспытатель и теолог. Вместе со своим учеником Фомой Аквинским боролся против истолкования аристотелизма в духе аверроизма.Аверроизм восходит к воззрениям арабского философа 12 в. Ибн Рушда (Аверроес). Аверроизм – натуралистическая обработка аристотелизма (учения Аристотеля) в форме комментария к его произведениям. Аверроизм развивает учение о вечности материи и движения, отвергает акт единовременного божественного творения, принимая бытие бога в качестве первопричины сущего. Аверроизм рассматривает душу как форму материи и на этом основании отвергает сотворение и бессмертие души.
Основным принципом философии Фомы Аквинского является гармония веры и разума. Он считал, что разум способен рационально доказать бытие Бога и отклонить возражения против истин веры. Учение Фомы Аквинского об иерархии бытия отражало церковную организацию феодальной эпохи. Его учение было признано ведущим в католической церкви и получило название томизм. С 1879 года схоластическая система Фомы Аквинского официально объявляется «единственно истинной философией католицизма».
Поздняя схоластика (13 – 14 вв.) испытала воздействие идейных противоречий эпохи развитого феодализма. Так, Оппозицией этого периода выступают Уильям Оккам и Иоанн Дунс Скот. Уильяма Оккама – английский теолог, философ-схоласт, преподаватель Оксфордского и Парижского университетов, крупнейший представитель номинализма, выступающий родоначальником теории двойственной истины. Иоанн Дунс Скот – монах-францисканец, преподаватель Оксфордского и Парижского университетов противопоставил томизму Фомы Аквинского волюнтаризм (зависимость разума от воли человека), проявил интерес к индивидуальному бытию. Теория двойственной истины разрушает схоластическую гармонию веры и разума. Процесс развития капиталистических отношений требует повышения образовательного уровня человека. С этим и связана эпоха Возрождения, которая постепенно оттесняет схоластику на второй план.
Категория: Презентации
Просмотров: 2908 | Загрузок: 112
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]