"Специфика морали"
[ Скачать с сервера (4.47 Mb) ]16.01.2014, 20:25
Успехи естественных наук в XIX веке пробудили у современных мыслителей желание выработать новую этику на положительных началах. Притом наука предвидит, что в недалеком будущем человеческое общество, освобожденное благодаря успехам науки от нищеты прежних веков и построенное на началах справедливости для всех и взаимной поддержки, сможет обеспечить человеку свободное проявление его умственного, технического и художественного творчества. И это предвидение открывает такие широкие нравственные возможности в будущем, что для их осуществления уже нет надобности ни во влияниях сверх природного мира, ни в страхе наказания в загробной жизни. Требуется, следовательно, новая этика, на новых основах; выяснению необходимости этой потребности и была посвящена первая глава нашего исследования.
Пробудившись от временного застоя в конце 50-х годов XIX века, современная наука уже подготовила материалы для выработки такой новой рациональной этики. В трудах Паульсена и многих других мы имеем прекрасные обзоры всех прежних попыток обосновать этику на различных началах - религиозных, метафизических и естественнонаучных. И в течение всего XIX века делался ряд попыток, чтобы найти основы нравственной природы человека в разумном себялюбии и любви к человечеству (Огюст Конт и его последователи), во взаимной симпатии и умственном отождествлении себя с человечеством (Шопенгауэр), в полезности (утилитаризм Бентама и Милля) и в теории развития, т.е. эволюции (Дарвин, Спенсер).
Начало этой последней этике положил Дарвин. Он попытался вывести первоосновы нравственного чувства из инстинкта общительности, глубоко прирожденного всем общительным животным, а так как большинство писателей об этике оставило эту попытку без внимания, и ее замолчало большинство самих дарвинистов, то я подробно рассмотрел ее во второй главе «Нравственное Начало в Природе». На широкое распространение инстинкта общи­тельности у громадного большинства животных всех классов и отделов я указывал уже в книге о «Взаимной помощи», во второй же главе мы видели, как самые первобытные люди ледникового и раннего послеледникового периода должны были учиться общи­тельности и ее этике у животных, с которыми они жили тогда в тесном общении, и как действительно в самых первых своих сказ­ках и преданиях человек передавал из поколения в поколение прак­тические наставления, дочерпнутые им из знания жизни животных.
Первым нравственным учителем человека была, таким образом, сама природа - не та природа, которую описывали кабинетные философы, с нею не знакомые, или естествоиспытатели, изучав­шиеизучавшие природу лишь по мертвым образцам в музеях, а та природа, среди которой жили и работали на американском материке, тогда еще слабо заселенном людьми, а также и в Африке и в Азии ве­ликие основатели описательной зоологии: Одюбон, Азара, Вид, Брем и др.; словом, та природа, которую имел в виду Дарвин, когда он дал в книге «Происхождение человека» краткий очерк зарож­дениязарождения нравственного чувства у людей.
Нет никакого сомнения, что инстинкт общительности, унасле­дованныйунаследованный человеком и потому глубоко укоренившийся в нем, мог только развиваться впоследствии и укрепляться, несмотря даже на тяжелую борьбу за существование; и я показал в той же работе о Взаимопомощи - опять-таки на основании трудов компетентных исследователей, насколько развита общительность у дикарей, а вместе с тем и чувство равноправия у самых первобытных пред­ставителей человеческого рода, а также как благодаря ей могли развиться человеческие общества, несмотря на всю трудность их жизни среди дикой природы.
2.Рождается ли человек безморальнымбез моральным, и только воспитание прививает ему некие принципы, выработанные когда-то рационалистами? Или человек появляется на свет с каким-то набором врожденных чувств и представлений о том, что хорошо и что плохо, а воспитание их только развивает и направляет?
Биоэтику (или сложные поведенческие программы, присущие животному миру) следует рассматривать как естественное обоснование человеческой морали. Ведь многие признаки, присущие человеку, генетически обусловлены. И только часть человеческих черт воспитания, образования и других факторов – продукт внешней среды обитания. Поэтому суть эволюции составляет процесс передачи генов от поколения к поколению. Все человеческие действия – это поведение человека. ХронометрияХронометре человеческого поведения показывает, в какой значительной степени все оно биологично.С помощью биоэтики можно ответить на вопрос о происхождении таких важных проявлений человеческого разума, как мораль и этика. Этологи открыли у животных (и не только у высших) большой набор инстинктивных запретов, необходимых и полезных в общении с сородичами.
Что мораль не чужда животным, люди могли знать многие тысячи лет, ведь рядом с ними была собака. Каждый, воспитывая собаку, может убедиться, как легко можно привить ей некоторые наши этические правила, которые ей исходно чужды, - понятливость и послушность.
Но если бы собаке были присущи только эти качества, мы называли бы ее своим четвероногим рабом. Но все зовут ее другом. Веди помимо придуманной для нее этики, в хорошей собаке чувствуется ее собственная мораль, во многом совпадающая с нашей. Многие владельцы этих домашних животных могут совершенно спокойно оставить своего ребенка на попечение собаки. Потому что доверяют устойчивым принципам ее поведения. Ведь собака, как и человек с моральными устоями, не может обидеть самку или детеныша, готова рисковать жизнью за товарища, уважает смелость и прямоту, презирает трусость и обман. Она очень тонко чувствует, когда ее хозяин чем-то расстроен, и способна на проявление чуткости и сопереживания.
По мнению выдающегося австрийского этолога К.ЛоренцаК. Лоренца, мораль животных (или основные принципы биоэтики) – это создание естественным способом врожденного запрета выполнять обычные программы поведения, в некоторых случаях возникающие при общении с себе подобными, т.е. полезный необходимый инстинкт остается неизменным (у хищника это загонять добычу, убивать ее, рвать на части), но для особых случаев, где это проявление было бы вредно, в водится специальный механизм торможения. Культурно-историческое развитие человеческого общества происходит аналогичным образом, ведь важнейшие требования всех моральных заповедей и кодексов – это не предписания, а именно запреты. Как врожденные механизмы и ритуалы, препятствующие асоциальному поведению животных, так и человеческие табу определяют поведение, аналогичное истинно моральному лишь с функциональной точки зрения; во всем остальном оно так же далеко от морали, как животное от человека.
3.Интернализация социальных норм — одна из узло ¬вых проблем изучения нормативной регуляции поведения людей. В процессе интернализации механизмы социального контроля превращаются во внутренние императивы индивидуального сознания. Одним из аспек¬тов этой проблемы является вопрос о природе и степе ¬ни эффективности сознательной саморегуляциисамо регуляции индивидуального поведения, основанной, в отличие от регу ляции ситуативно-приспособительного поведения, на двоенных и выработанных личностью моральных принципах. Но регулятивные механизмы индивидуального поведения тесно связаны с механизмами социального контроля и культурными стереотипами, которые изучаются историей и этнопсихологией.Вэтнопсихологией. В культурно-историческом плане речь идет об эволюции форм социального контроля: насколько обобщенными являются те нормы, соблюдения которых требует от своих членов общество, насколько велика самостоятельность индивида в принятии соответствующих решений, является ли он активным субъектом или только исполнителем и какое значение придает данная культура внутренней, мотивационной стороне поведения. 1В индивидуально-психологическом плане речь идет формировании внутренних моральных «инстанций» личности какова степень общности, осознанности и «внутренности» тех норм и принципов, которым индивид подчиняет или с которыми соотносит свое поведение на разных этапах своего развития.
В настоящей статье мы рассмотрим некоторые общие черты этих процессов. Их сопоставление позволит прояснить соотношение ситуативных, когнитивных и личностных факторов в нравственно-конфликтных ситуациях, что имеет важное значение для практики воспитания. ГенезисответственностиГенезис ответственности исследовался, в основном, в период разложения родового строя иформированияинформирования классового общества. На этом рубеже истории человечество уже имело механизмрегулированиямеханизм регулирования общественных отношений, развивался институт ответственности нравственной.«Длянравственной. «Для генезиса нравственности недостаточно было появления первобытной орды, а необходима известная зрелость общественных отношений. Исторически и логически этот процесс связан с возникновением не человека, а личности как относительно автономной системы в общественных отношениях» отмечал В. Вичев.
Человеческий род существует на нашей планете около двух миллионов лет. Этнография, археология,палеоантропологияархеология, палеоантропология по крупицам собрала и обобщила источники о том, как возникали нравственныеотношениянравственные отношения и ответственность как социальное явление. Эти отношения складывались очень медленно,являлисьмедленно, являлись результатом длительного процесса. Историки приводят убедительные доказательства, что труд по изготовлению орудий особым образоморганизовывалобразом организовывал психику древнейших гоминоидгоминид, развивая в головном мозге те структурные подразделения,которыеподразделения, которые контролируют внимание, сдержанность, самодисциплину-то есть те качества, которые необходимыдлянеобходимы для подавления агрессивности и выработки социального поведения индивида. Нам кажется, что эти жекачестваже качества необходимы и для возникновения ответственности.Значительныйответственности. Значительный интерес представляют данные Я.Я. Рогинского относительно психологии древнейшихгоминоид. По мнению автора, взаимопомощь была развита в неандертальских коллективах (современнаятерриториясовременная территория ФРГ, более 200 тысяч лет назад). Взаимопомощь исключала из жизни неандертальцевуничтожениенеандертальцев уничтожение одних индивидов другими, ибо коллектив изгонял или убивал тех особей, чьи эгоистические устремления были вредны для стада. Постепенно в этом коллективе накапливались такие свойства, которые были необходимы для укрепления социальной жизни.В.В. БунакБуняк в своих исследованиях пришел к выводуобвыводу об очень раннем происхождении трудовойдисциплины, в которой заметны корни стереотипа поведения индивида в коллективе, откуда в последствии возникли импульсы нравственного чувства ответственности и долг.
По мнению В.Г. Нестерова, роль труда в формировании нравственности доказывается тем, что бездобросовестногобез добросовестного исполнения обязанностей, без дисциплины, честности в труде возникновение и существование рода стало бы невозможным, разрушились бы социальные связи между людьми.
В.Ф. ЗыбковецЗубков отмечает, что уже на уровне первобытного человеческого стада внутри стада постепенноначалипостепенно начали складываться такие динамические стереотипы поведения, которые можно рассматривать какэмбрионыкак эмбрионы последующих нравственных отношений. К числу первичных стереотипов поведения унеандертальцеву неандертальцев автор относит: добросовестный труд, подчинение старшим, охрану детей, дружбу ивзаимнуюи взаимную привязанность индивидов стада
В матриархальном обществе было уважительное отношение к женщине, убийство матери, илипокушениеили покушение на материнское достоинство считалось тягчайшим проступком, не подлежащим прощению. При материнском родовом строе сформировалась нравственная ответственность соблюдения экзогамии,тоэкзогамии, то есть строгой обязанности не вступать в брак внутри рода. Виновных мужчин публично подвергалижестокимподвергали жестоким мучениям и вешали, а виновных женщин живыми сжигали на кострах. Если нарушенное родствобылородство было менее близким (например, сожительство с двоюродной сестрой), наказание ограничивалось изгнаниемизизгнанием из рода. Изгнание в иновноговиновного из рода в большинстве случаев заканчивалось тоже смертью.В.Ф. Зыбковец полагал, что при родовом строе была создана хорошо продуманная система воспитания(ответственности в том числе) подрастающего поколения. Суть этой системы состояла в том, что подостижениипостижении определенного возраста мальчик должен был пройти учебные занятия и испытания навыносливостьна выносливость и волю, постигнуть и воспринять традиции рода и племени. Особое внимание уделялосьвоспитаниюуделялось воспитанию дисциплины, безупречному повиновению старшим, соблюдению обычаев и нравственныхправилнравственных правил. У разных народов воспитание продолжалось от нескольких месяцев до полутора-двух лет.Жизньлет. Жизнь первобытного общества была регламентирована положительными предписаниями и запретами,системазапретами, система которых в исторической литературе получила название«табуназвание «табу».
Для характеристики того, насколько табу связывало волю и сознание человека первобытной формации,этнографыформации, этнографы приводят многочисленные факты.Вождьфакты. Вождь одного из племен Новой Зеландии бросил в пути остатки своего обеда. Проходивший юношасъелюноша съел их. Едва он кончил трапезу, ему сказали, что он съел запрещенный обед вождя. Услышав этосообщениеэто сообщение, юноша упал на землю, у него начались мучительные судороги, ивскореи вскоре он умер. ЗажигалкавождяЗажигалка вождя маори погубила несколько его соплеменников. Вождь потерял ее, соплеменники нашли ее ипользовались использовались ею. Узнав, кому принадлежит эта зажигалка, они скончались от страх.Пострах. О вопросу о сущности табу мнение ученых разделилось. По мере разложения первобытнообщинногострояпервобытнообщинного строя, пишет С.С. Алексеев, стали формироваться«специфическиеформироваться «специфические способы регулирования, которые явилисьпромежуточнымиявились промежуточными образованиями между нормами первобытнообщинного строя и правом. Одним из такихпромежуточныхтаких промежуточных образований явилась«системаявилась «система табу»,атабу», а затем общинное право (соответствующее во многихслучаяхмногих случаях особой стадии в процессе возникновения государствавоенной демократии)». По мнению А.Ф.Анисимова, система табу регламентировала в той или иной степени почтивсепочти все стороны жизни первобытногочеловекапервобытного человека, как личной, так и общественной, и представляла собой особый род санкции за отклонение отидеологии.В отличие от поздних социально-правовых запретов, подчеркивает Ю.М. Бородай, опирающихся напринуждающуюна принуждающую силугосударствасилу государства, табу первобытных людей–это прежде всего самоограничение,действующеесамоограничение, действующее изнутри. Система табу является системой обычаев, но облечена она, как подчеркиваетА.Ф. Анисимов, в форму религиозного запрета. Страх перед непонятными силами истихийнаяпривычка, пишет Е.М. Пеньков,–вот, что обеспечивало безотказное действие обычаев и табу.«Табутабу. «Табу, посуществуполсущества, выступало единственным элементом механизма регулирования действия людей».Представляетлюдей». Представляет значительный интерес табу на кровосмешение–запрещение сексуальных отношениймеждуотношений между некоторыми категориями родственников, обычно близких по крови. Некоторые формыобнаруживаютсяформы обнаруживаются во всех известных обществах, хотя связи, подпадающие под табу, видоизменяются. ЧащевсегоЧаще всего это связи между детьми и родителями, братьями и сестрами. В одних обществах активно поощряютсясексуальныепоощряются сексуальные отношения между кузенами, а в других они считаются кровосмешением.Длякровосмешением. Для универсальности некоторой формы табу выдвигались различные объяснения. Одно из них-нынеизвестныеныне известные генетические последствия. Леви-СтроссСтресс утверждал, что запреты существовали для того, чтобылюдичтобы люди заключали браки за пределами своей социальной группы и тем самым формировали союзы с другимисоциальнымидругими социальными группами. (Однако запреты и нормы брака–не одно и то же). Фрейд подчеркивает значимостькровосмесительныхзначимость кровосмесительных отношений, особенно между сыном и матерью, и табу здесь существует для того, чтобыуменьшитьчтобы уменьшить конфликт внутри семьи. Интернализация табу, по Фрейду, есть важная часть психологическогоразвитияпсихологического развития индивидуума.Ввидуиндивидуума. Ввиду разнообразия способов, которыми выражается табу, акцент на универсальности, а,следовательноа, следовательно, на универсальных объяснениях, вероятно, не уместен. Более плодотворная линияисследованиялиния исследования–ответ на вопрос: почему определенные общества обозначают как кровосмесительные именноодниименно одни, а не другие связи.Правиласвязи. Правила поведения, сформированные и закрепленные в табу, осознавались первобытным человеком какнепреложныекак непреложные правила, нарушение которых влечет за собой тягчайшие последствия.Впоследствия. В период матриархата индивид в процессе нравственного воспитания получал двойную нравственнуюориентациюнравственную ориентацию, и соответственно у него формировалась такая же двойная ответственность. Послушание,скромностьПослушание, скромность, ответственность были обязательными нормами поведения индивида только среди сородичей исоплеменникови соплеменников, за пределами же рода и племени, в отношениях с чужими, действовали совершенно иныепринципыиные принципы и нормы: подозрительность, злобность, мстительность. По мнению С.А. Токарева, враждебныемежплеменныевраждебные межплеменные конфликты имели психологические причины. Главным методом вооруженных боевыхоперацийбоевых операций были внезапные нападения из засады, ночью. Тайная опасность, подстерегающая человека днем иночьюи ночью, в лесу и на стойбище, наполняла его сознание страхом и подозрительностью. В таких условияхчеловекусловиях человек не в состоянии провести логическую грань между опасностью тайного нападения врага ипостигшими постигшим его реальным несчастьем, например, болезнью. Он склонен любой несчастный случайприписыватьслучай приписывать проискам злобного и коварного врага.Изврага. Из сказанного следует, что индивид родового общества воспитывался одновременно в полярнопротивоположныхполярно противоположных нравственных принципах, следовательно, его нравственность и ответственность всодержательномв содержательном отношении не имеют однозначной оценки.Большойоценки. Большой интерес для исследования истории становления ответственности имеет древнейший обычайкровнойобычай кровной мести, возникший для регулирования межродовых и межплеменных отношений.Кровнаяотношений. Кровная месть существовала у всех народов мира. Всечеловеческий характер кровной местиобъясняетсямести объясняется не только системой воспитания родового общества, но и необходимостью–другого способазащититьспособа защитить жизнь и свободу не существовало. Обязанность мести–это высокий нравственный, а с появлением религии, и религиозный долг, забвение которого порождает изгнание из рода и, наоборот, местьвлечетместь влечёт за собой общий почет.Дляпочет. Для защиты своей безопасности отдельный человек полагался на покровительство рода и мограссчитыватьмог рассчитывать на это. Тот, кто причинял зло представителю данного рода и племени, причинял зло всему родуиродии племени.Уплемени. У ирокезов, если члена рода убивал кто-нибудь из чужого рода, весь род убитого был обязан ответитькровнойответить кровной местью. Сначала делалась попытка к примирению: совет рода убийцы собирался и делал советуродасовет урода убитого предложение покончить дело миром, предлагая значительные подарки. Если предложениепринималосьпредложение принималось, то дело считалось улаженным, в противном случае назначался один или несколько мстителей,которыемстителей, которые обязаны были выследить и умертвить убийцу. Если это выполнялось, род убитого не имел праважаловатьсяправа жаловаться–дело признавалось поконченным.Упоконченным. У арабов месть считалась доблестью, мстителей восхваляли в песнях, а отказ от мести считалсяпозором.У древних германцев месть была обязанностью наследников убитого: они не могли получитьнаследствополучить наследство, пока не отомстят за убийство родственника.Кровнаяродственника. Кровная месть существовала у евреев: ближайший родственник убитого, который обязан был мстить,считалсямстить, считался опозоренным до тех пор, пока ему не удавалось отомстить.Уотомстить. У исландцев убийство оскорбителя считалось необходимым для поддержания достоинства рода, новраждано вражда должна была вестись открыто и иметь известные пределы.Обычайпределы. Обычай кровной мести имел широкое распространение у народов Кавказа и Закавказья.ЕщеЗакавказья. Ещё сто лет назад на пролитии крови была построена сложная система нравственных и юридическихотношенийюридических отношений Дагестана. Пролита родная кровь–и все, в чьих жилах течет хоть капля той же крови,призываютсякрови, призываются обычаем к кровной мести, чтобы успокоить неотомщенную память убитого родственника.Однакородственника. Однако не всякое убийство вызывало кровную месть. Разбойник, нападающий из засады ради грабежа,оскорбительграбежа, оскорбитель женской чести, застигнутый в объятиях жены, сестры, дочери или матери, убиваются горцембезгорцем без ответа, без права возмездия со стороны убитого. По обычаю, убийца«выходитубийца «выходит в канлыканалы», то естьудаляетсяесть удаляется в искупительное изгнание из своего селения. Чтобы неотвечатьне отвечать за убийцу, его родственникнемедленнородственник немедленно должны внести установленную пеню родным убитого.Черезубитого. Через несколько лет«канлы»могут просить о примирении. Если все родственники убитого, мужчины иженщиныи женщины, согласятся простить убийцу, то устраивался пир с подарками.Послеподарками. После каждого убийства между родственниками убитого и родственниками совершившего убийствовозникалоубийство возникало право мести, которое нередко переходило от одного поколения к другому.Вдругому. В селении Гадар кровная месть между двумя родами, начавшаяся из-за убийства вссоревскоре за курицу,длиласькурицу, длилась более 200 лет.Послелет. После нескольких тысячелетий существования кровная месть постепенно стала ограничиваться,смягчатьсяограничиваться, смягчаться и заменяться выкупом.Обычайвыкупом. Обычай, а затем и право ограничивали не только круг мстителей, но и места, где разрешалось мстить.Такмстить. Так, по чешскому обычаю, если убийца был найден у жены, и она прикрывала своей одеждой или обнималаегообнимала его, то мститель не касался своей жертвы. У племен Центральной Австралии имелись священные пещеры,гдепещеры, где преследуемому обеспечивалась безопасность. У индейцев Калифорнии местами убежищ были храм,старыехрам, старые деревья, гробницы, города-убежища и т.д.Генезисответственности исследовался, в основном, в период разложения родового строя иформированияинформирования классового общества. На этом рубеже истории человечество уже имело механизмрегулированиямеханизм регулирования общественных отношений, развивался институт ответственности нравственной.«Длягенезисанравственной. «для генезиса нравственности недостаточно было появления первобытной орды, а необходима известная зрелостьобщественныхзрелость общественных отноенийотношений. Исторически и логически этот процесс связан с возникновением не человека, аличностиалчности как относительно автономной системы в общественных отношениях»–отмечал В. Вичев.Человеческий род существует на нашей планете около двух миллионов лет. Этнография,археология,палеоантропология по крупицам собрала и обобщила источники о том, как возникали нравственныеотношениянравственные отношения и отвественностьответственность как социальное явление. Эти отношения складывались очень медленно,являлисьмедленно, являлись результатом длительного процесса.Историкипроцесса. Историки приводят убедительные доказательства, что труд по изготовлению орудий особым образоморганизовывалобразом организовывал психику древнейших гоминоид, развивая в головном мозге те структурные подразделения,которыеподразделения, которые контролируют внимание, сдержанность, самодисциплину–то есть те качества, которые необходимыдлянеобходимы для подавления агрессивности и выработки социального поведения индивида. Нам кажется, что эти жекачестваже качества необходимы и для возникновения ответственности.Значительныйответственности. Значительный интерес представляют данные Я.Я. РогинскогоотносительноРогинского относительно психологии древнейшигоминоид. По мнению автора, взаимопомощь была развита в неандертальских коллективах (современнаятерриториясовременная территория ФРГ, более 200 тысяч лет назад). Взаимопомощь исключала из жизни неандертальцевуничтожениенеандертальцев уничтожение одних индивидов другими, ибо коллектив изгонял или убивал тех особей, чьи эгистическиеустремления были вредны для стада. Постепенно в этом коллективе накаливались такие свойства, которыебыликоторые были необходимы для укрепления социальной жизни.В.В. Бунак в своих исследованиях пришел к выводуобвыводу об очень раннем происхождении трудовойдисциплинытрудовой дисциплины, в которой заметны корни стереотипа поведения индивида в коллективе, откудавпоследствиивозникли импульсы нравственного чувства ответственности и долга.По мнению В.Г. Нестерова, роль труда в формировании нравственности доказывается тем, что бездобросовестногобез добросовестного исполнения обязанностей, без дисциплины, честности в труде возникновение исуществованиеи существование рода стало бы невозможным, разрушились бы социальные связи между людьми.В.Ф. Зыбковец отмечает, что уже на уровне первобытного человеческого стада внутри стада постепенноначалипостепенно начали складываться такие динамические стереотипы поведения, которые можно рассматривать какэмбрионыкак эмбрионы последующих нравственных отношений. К числу первичных стереотипов поведения унеандертальцеву неандертальцев автор относит: добросовестный труд, подчинение старшим, охрану детей, дружбуивзаимнуюдружбу взаимную привязанность индивидов стада.Встада. В матриархальном обществе было уважительное отношение к женщине, убийство матери, илипокушениеили покушение на материнское достоинство считалось тягчайшим проступком, не подлежащим прощению
При материнском родовом строе сформировалась нравственная ответственность соблюдения экзогамии,тоэкзогамии, то есть строгой обязанности не вступать в брак внутри рода. Виновных мужчин публично подвергалижестокимподвергали жестоким мучениям и вешали, а виновных женщин живыми сжигали на кострах. Если нарушенное родствобылородство было менее близким (например, сожительство с двоюродной сестрой), наказание ограничивалось изгнанием из рода]. Изгнание виновного из рода в большинстве случаев заканчивалось тоже смертью.В.Ф. Зыбковец полагал, что при родовом строе была создана хорошо продуманная системавоспитаниясистема воспитания(ответственности в том числе) подрастающего поколения. Суть этой системы состояла в том, что подостижениипостижении определенного возраста мальчик должен был пройти учебные занятия и испытания навыносливостьна выносливость и волю, постигнуть и воспринять традиции рода и племени. Особое внимание уделялосьвоспитаниюуделялось воспитанию дисциплины, безупречному повиновению старшим, соблюдению обычаев и нравственныхправилнравственных правил. У разных народов воспитание продолжалось от нескольких месяцев до полутора-двух лет.Жизньлет. Жизнь первобытного общества была регламентирована положительными предписаниями и запретами,системазапретами, система которых в исторической литературе получила название«табу».Для характеристики того, насколько табу связывало волю и сознание человека первобытной формации,этнографыформации, этнографы приводят многочисленные факты.Вождьфакты. Вождь одного из племен Новой Зеландии бросил в пути остатки своего обеда. Проходивший юношасъелюноша съел их. Едва он кончил трапезу, ему сказали, что он съел запрещенный обед вождя. Услышав этосообщениеэто сообщение, юноша упал на землю, у него начались мучительные судороги, ивскореи вскоре он умер. ЗажигалкавождяЗажигалка вождя маори погубила несколько его соплеменников. Вождь потерял ее, соплеменники нашли ееипользовалисьиспользовались ею. Узнав, кому принадлежит эта зажигалка, они скончались от страха.Постраха. О вопросу о сущности табу мнение ученых разделилось. По мере разложения первобытнообщинногострояпервобытнообщинного строя, пишет С.С. Алексеев, стали формироваться«специфическиеформироваться «специфические способы регулирования, которые явилисьпромежуточнымиявились промежуточными образованиями между нормами первобытнообщинного строя и правом. Одним из такихпромежуточныхтаких промежуточных образований явилась«системаявилась «система табу»,атабу», а затем общинное право (соответствующее во многихслучаяхмногих случаях особой стадии в процессе возникновения государства–военной демократии)». По мнению А.Ф.Анисимова, система табу регламентировала в той или иной степени почтивсепочти все стороны жизни первобытногочеловекапервобытного человека, как личной, так и общественной, и представляла собой особый род санкции за отклонение отидеологии.В отличие от поздних социально-правовых запретов, подчеркивает Ю.М. Бородай, опирающихся напринуждающуюна принуждающую силугосударствасилу государства, табу первобытных людей–это прежде всего самоограничение,действующеесамоограничение, действующее изнутри. Система табу является системой обычаев, но облечена она, как подчеркиваетА.Ф. Анисимов, в формурелигиозногоформу религиозного запрета. Страх перед непонятными силами и стихийнаяпривычкастихийная привычка, пишет Е.М. Пеньков,–вот, что обеспечивало безотказное действие обычаев и табу.«Табутабу. «Табу, посуществуполсущества, выступало единственным элементом механизма регулирования действия людей».Представляетлюдей». Представляет значительный интерес табу на кровосмешение–запрещение сексуальных отношениймеждуотношений между некоторыми категориями родственников, обычно близких по крови. Некоторые формыобнаруживаютсяформы обнаруживаются во всех известных обществах, хотя связи, подпадающие под табу, видоизменяются. ЧащевсегоЧаще всего это связи между детьми и родителями, братьями и сестрами. В одних обществах активно поощряютсясексуальныепоощряются сексуальные отношения между кузенами, а в других они считаются кровосмешением.Длякровосмешением. Для универсальности некоторой формы табу выдвигались различные объяснения. Одно из них–нынеизвестныеныне известные генетические последствия. Леви-Стросс утверждал, что запреты существовали для того, чтобылюдичтобы люди заключали браки за пределами своей социальной группы и тем самым формировали союзы с другимисоциальнымидругими социальными группами. (Однако запреты и нормы брака–не одно и то же). Фрейд подчеркивает значимостькровосмесительныхзначимость кровосмесительных отношений, особенно между сыном и матерью, и табу здесь существует для того, чтобыуменьшитьчтобы уменьшить конфликт внутри семьи. Интернализация табу, по Фрейду, есть важная часть психологическогоразвитияпсихологического развития индивидуума.Ввидуиндивидуума. Ввиду разнообразия способов, которыми выражается табу, акцент на универсальности, а,следовательноа, следовательно, на универсальных объяснениях, вероятно, не уместен. Более плодотворная линияисследованиялиния исследования–ответ на вопрос: почему определенные общества обозначают как кровосмесительные именноодниименно одни, а не другие связи.Правиласвязи. Правила поведения, сформированные и закрепленные в табу, осознавались первобытным человеком какнепреложныекак непреложные правила, нарушение которых влечет за собой тягчайшие последствия.Впоследствия. В период матриархата индивид в процессе нравственного воспитания получал двойную нравственную ориентацию, и соответственно у него формировалась такая же двойная ответственность. Послушание,скромностьПослушание, скромность, ответственность были обязательными нормами поведения индивида только среди сородичей исоплеменникови соплеменников, за пределами же рода и племени, в отношениях с чужими, действовали совершенно иныепринципыиные принципы и нормы: подозрительность, злобность, мстительность. По мнению С.А. Токарева, враждебныемежплеменныевраждебные межплеменные конфликты имели психологические причины. Главным методом вооруженных боевыхоперацийбоевых операций были внезапные нападения из засады, ночью. Тайная опасность, подстерегающая человека днем иночьюи ночью, в лесу и на стойбище, наполняла его сознание страхом и подозрительностью. В таких условияхчеловекусловиях человек не в состоянии провести логическую грань между опасностью тайного нападения врага ипостигшими постигшим его реальным несчастьем, например, болезнью. Он склонен любой несчастный случайприписыватьслучай приписывать проискам злобного и коварного врага.Изврага. Из сказанного следует, что индивид родового общества воспитывался одновременно в полярнопротивоположныхполярно противоположных нравственных принципах, следовательно его нравственность и ответственность всодержательномв содержательном отношении не имеют однозначной оценки.Большойоценки. Большой интерес для исследования истории становления ответственности имеет древнейший обычайкровнойобычай кровной мести, возникший для регулирования межродовых и межплеменных отношений.Кровнаяотношений. Кровная месть существовала у всех народов мира. Всечеловеческий характер кровной местиобъясняетсямести объясняется не только системой воспитания родового общества, но и необходимостью–другого способазащититьспособа защитить жизнь и свободу не существовало. Обязанность мести–это высокий нравственный, а споявлениемс появлением религии, и религиозный долг, забвение которого порождает изгнание из рода и, наоборот, местьвлечетместь влечёт за собой общий почет.Дляпочет. Для защиты своей безопасности отдельный человек полагался на покровительство рода и мограссчитыватьмог рассчитывать на это. Тот, кто причинял зло представителю данного рода и племени, причинял зло всему родуи племени.Уплемени. У ирокезов, если члена рода убивал кто-нибудь из чужого рода, весь род убитого был обязан ответитькровнойответить кровной местью. Сначала делалась попытка к примирению: совет рода убийцы собирался и делал советуродасовет урода убитого предложение покончить дело миром, предлагая значительные подарки. Если предложениепринималосьпредложение принималось, то дело считалось улаженным, в противном случае назначался один или несколько мстителей,которыемстителей, которые обязаны были выследить и умертвить убийцу. Если это выполнялось, род убитого не имел праважаловатьсяправа жаловаться–дело признавалось поконченным.Упоконченным. У арабов месть считалась доблестью, мстителей восхваляли в песнях, а отказ от мести считалсяпозором.У древних германцев месть была обязанностью наследников убитого: они не могли получитьнаследствополучить наследство, пока не отомстят за убийство родственника.Кровнаяродственника. Кровная месть существовала у евреев: ближайший родственник убитого, который обязан был мстить,считалсямстить, считался опозоренным до тех пор, пока ему не удавалось отомстить.Уотомстить. У исландцев убийство оскорбителя считалось необходимым для поддержания достоинства рода, новраждано вражда должна была вестись открыто и иметь известные пределы.Обычайпределы. Обычай кровной мести имел широкое распространение у народов Кавказа и Закавказья.ЕщеЗакавказья. Ещё сто лет назад на пролитии крови была построена сложная система нравственных и юридическихотношенийюридических отношений Дагестана. Пролита родная кровь–и все, в чьих жилах течет хоть капля той же крови,призываютсякрови, призываются обычаем к кровной мести, чтобы успокоить неотомщенную память убитого родственника.Однакородственника. Однако не всякое убийство вызывало кровную месть. Разбойник, нападающий из засады ради грабежа,оскорбительграбежа, оскорбитель женской чести, застигнутый в объятиях жены, сестры, дочери или матери, убиваются горцембезгорцем без ответа, без права возмездия со стороны убитого. По обычаю, убийца«выходитубийца «выходит в канлы»,то естьудаляетсяесть удаляется в искупительное изгнание из своего селения. Чтобы неотвечатьне отвечать за убийцу, его родственникинемедленнородственники немедленно должны внести установлннуюустановленную пеню родным убитого.Черезубитого. Через несколько лет«канлы»могут просить о примирении. Если все родственники убитого, мужчины иженщиныи женщины, согласятся простить убийцу, то устраивался пир с подарками.Послеподарками. После каждого убийства между родственниками убитого и родственниками совершившего убийствовозникалоубийство возникало право мести, которое нередко переходило от одного поколения к другому.Вдругому. В селении Гадар кровная месть между двумя родами, начавшаяся из-за убийства вссоревскоре за курицу,длиласькурицу, длилась более 200 лет.Послелет. После нескольких тысячелетий существования кровная месть постепенно стала ограничиваться,смягчатьсяограничиваться, смягчаться и заменяться выкупом.Обычайвыкупом. Обычай, а затем и право ограничивали не только круг мстителей, но и места, где разрешалось мстить.Такмстить. Так, по чешскому обычаю, если убийца был найден у жены, и она прикрывала своей одеждой или обнималаегообнимала его, то мститель не касался своей жертвы. У племен Центральной Австралии имелись священныепещеры,где преследуемому обеспечивалась безопасность. У индейцев Калифорнии местами убежищ были храм,старыехрам, старые деревья, гробницы, города-убежища и т.д.Трансформацият.д. Трансформация обычаев в правовые обычаи.Юридическаяобычаи. Юридическая ответственность в обычном правГенезисответственности исследовался, в основном, в период разложения родового строя иформированияинформирования классового общества. На этом рубеже истории человечество уже имело механизмрегулированиямеханизм регулирования общественных отношений, развивался институт ответственности нравственной.«Длягенезисанравственной. «для генезиса нравственности недостаточно было появления первобытной орды, а необходима известная зрелостьобщественныхзрелость общественных отношений. Исторически и логически этот процесс связан с возникновением не человека, аличностиалчности как относительно автономной системы в общественных отношениях»,–отмечал В. Вичев.Человеческий род существует на нашей планете около двух миллионов лет. Этнография, археология,палеоантропологияархеология, палеоантропология по крупицам собрала и обобщила источники о том, как возникали нравственныеотношениянравственные отношения и ответственность как социальное явление. Эти отношения складывались очень медленно,являлисьмедленно, являлись результатом длительного процесса.Историкипроцесса. Историки приводят убедительные доказательства, что труд по изготовлению орудий особым образоморганизовывалобразом организовывал психику древнейших гоминоидгоминид, развивая в головном мозге те структурные подразделения,которыеподразделения, которые контролируют внимание, сдержанность, самодисциплину–то есть те качества, которые необходимыдлянеобходимы для подавления агрессивности и выработки социального поведения индивида. Нам кажется, что эти жекачестваже качества необходимы и для возникновения ответственности.Значительныйответственности. Значительный интерес представляют данные Я.Я. РогинскогоотносительноРогинского относительно психологии древнейшихгоминоид. По мнению автора, взаимопомощь была развита в неандертальских коллективах (современнаятерриториясовременная территория ФРГ, более 200 тысяч лет назад). Взаимопомощь исключала из жизни неандертальцевуничтожениенеандертальцев уничтожение одних индивидов другими, ибо коллектив изгонял или убивал тех особей, чьи эгоистическиеустремленияэгоистические устремления были вредны для стада. Постепенно в этом коллективе накапливались такие свойства, которыебыликоторые были необходимы для укрепления социальной жизни.В.В. Бунак в своих исследованиях пришел к выводуобвыводу об очень раннем происхождении трудовойдисциплинытрудовой дисциплины, в которой заметны корни стереотипа поведения индивида в коллективе, откудавпоследствиивозникли импульсы нравственного чувства ответственности и долгаПодолгопол мнению В.Г. Нестерова, роль труда в формировании нравственности доказывается тем, что бездобросовестногобез добросовестного исполнения обязанностей, без дисциплины, честности в труде возникновение исуществованиеи существование рода стало бы невозможным, разрушились бы социальные связи между людьми.В.Ф. Зыбковец отмечает, что уже на уровне первобытного человеческого стада внутри стада постепенноначалипостепенно начали складываться такие динамические стереотипы поведения, которые можно рассматривать какэмбрионы последующих нравственных отношений. К числу первичных стереотипов поведения унеандертальцеву неандертальцев автор относит: добросовестный труд, подчинение старшим, охрану детей, дружбуивзаимнуюдружбу взаимную привязанность индивидов стада.Встада. В матриархальном обществе было уважительное отношение к женщине, убийство матери, илипокушениеили покушение на материнское достоинство считалось тягчайшим проступком, не подлежащим прощению.При материнском родовом строе сформировалась нравственная ответственность соблюдения экзогамии,тоэкзогамии, то есть строгой обязанности не вступать в брак внутри рода. Виновных мужчин публично подвергалижестокимподвергали жестоким мучениям и вешали, а виновных женщин живыми сжигали на кострах. Если нарушенное родствобылородство было менее близким (например, сожительство с двоюродной сестрой), наказание ограничивалось изгнаниемизизгнанием из рода. Изгнание виновного из рода в большинстве случаев заканчивалось тоже смертью.В.Ф. ЗыбковецЗубкову полагал, что при родовом строе была создана хорошо продуманная система воспитания(ответственности в том числе) подрастающего поколения. Суть этой системы состояла в том, что подостижениипостижении определенного возраста мальчик должен был пройти учебные занятия и испытания навыносливостьна выносливость и волю, постигнуть и воспринять традиции рода и племени. Особое внимание уделялосьвоспитаниюуделялось воспитанию дисциплины, безупречному повиновению старшим, соблюдению обычаев и нравственныхправилнравственных правил. У разных народов воспитание продолжалось от нескольких месяцев до полутора-двух лет.Жизньлет. Жизнь первобытного общества была регламентирована положительными предписаниями и запретами,системазапретами, система которых в исторической литературе получила название«табу».Для характеристики того, насколько табу связывало волю и сознание человека первобытной формации,этнографыформации, этнографы приводят многочисленные факты.Вождьфакты. Вождь одного из племен Новой Зеландии бросил в пути остатки своего обеда. Проходивший юношасъелюноша съел их. Едва он кончил трапезу, ему сказали, что он съел запрещенный обед вождя. Услышав этосообщениеэто сообщение, юноша упал на землю, у него начались мучительные судороги, ивскореи вскоре он умер. ЗажигалкавождяЗажигалка вождя маори погубила несколько его соплеменников. Вождь потерял ее, соплеменники нашли ееипользовалисьиспользовались ею. Узнав, кому принадлежит эта зажигалка, они скончались от страха.Постраха. О вопросу о сущности табу мнение ученых разделилось. По мере разложения первобытнообщинногострояпервобытнообщинного строя, пишет С.С. Алексеев, стали формироваться«специфическиеформироваться «специфические способы регулирования, которые явилисьпромежуточнымиявились промежуточными образованиями между нормами первобытнообщинного строя и правом. Одним из такихпромежуточных образований явилась«системаявилась «система табу»,а затем общинное право (соответствующее во многихслучаях особой стадии в процессе возникновения государства–военной демократии)». По мнению А.Ф.Анисимова, система табу регламентировала в той или иной степени почтивсе стороны жизни первобытногочеловекапервобытного человека, как личной, так и общественной, и представляла собой особый род санкции за отклонение отидеологии.В отличие от поздних социально-правовых запретов, подчеркивает Ю.М. Бородай, опирающихся напринуждающуюна принуждающую силугосударствасилу государства, табу первобытных людей–это прежде всего самоограничение,действующеесамоограничение, действующее изнутри. Система табу является системой обычаев, но облечена она, как подчеркиваетА.Ф. Анисимов, в форму религиозного запрета. Страх перед непонятными силами и стихийнаяпривычкастихийная привычка, пишет Е.М. Пеньков,–вот, что обеспечивало безотказное действие обычаев и табу.«Табутабу. «Табу, посуществуполсущества, выступало единственным элементом механизма регулирования действия людей».Представляетлюдей». Представляет значительный интерес табу на кровосмешение–запрещение сексуальных отношениймеждуотношений между некоторыми категориями родственников, обычно близких по крови. Некоторые формыобнаруживаются во всех известных обществах, хотя связи, подпадающие под табу, видоизменяются. ЧащевсегоЧаще всего это связи между детьми и родителями, братьями и сестрами. В одних обществах активно поощряютсясексуальныепоощряются сексуальные отношения между кузенами, а в других они считаются кровосмешением.Длякровосмешением. Для универсальности некоторой формы табу выдвигались различные объяснения. Одно из них–нынеизвестныеныне известные генетические последствия. Леви-СтроссСтресс утверждал, что запреты существовали для того, чтобылюдичтобы люди заключали браки за пределами своей социальной группы и тем самым формировали союзы с другимисоциальнымидругими социальными группами. (Однако запреты и нормы брака–не одно и то же). Фрейд подчеркивает значимостькровосмесительныхзначимость кровосмесительных отношений, особенно между сыном и матерью, и табу здесь существует для того, чтобыуменьшитьчтобы уменьшить конфликт внутри семьи. Интернализация табу, по Фрейду, есть важная часть психологическогоразвитияпсихологического развития индивидуума.Ввидуиндивидуума. Ввиду разнообразия способов, которыми выражается табу, акцент на универсальности, а,следовательноа, следовательно, на универсальных объяснениях, вероятно, не уместен. Более плодотворная линияисследованиялиния исследования–ответ на вопрос: почему определенные общества обозначают как кровосмесительные именноодниименно одни, а не другие связи[.Правила поведения, сформированные и закрепленные в табу, осознавались первобытным человеком какнепреложныекак непреложные правила, нарушение которых влечет за собой тягчайшие последствия.Впоследствия. В период матриархата индивид в процессе нравственного воспитания получал двойную нравственнуюориентациюнравственную ориентацию, и соответственно у него формировалась такая же двойная ответственность. Послушание,скромностьПослушание, скромность, ответственность были обязательными нормами поведения индивида только среди сородичей исоплеменникови соплеменников, за пределами же рода и племени, в отношениях с чужими, действовали совершенно иныепринципыиные принципы и нормы: подозрительность, злобность, мстительность. По мнению С.А. Токарева, враждебныемежплеменныевраждебные межплеменные конфликты имели психологические причины. Главным методом вооруженных боевыхоперацийбоевых операций были внезапные нападения из засады, ночью. Тайная опасность, подстерегающая человека днем иночьюи ночью, в лесу и на стойбище, наполняла его сознание страхом и подозрительностью. В таких условияхчеловекусловиях человек не в состоянии провести логическую грань между опасностью тайного нападения врага ипостигшими постигшим его реальным несчастьем, например, болезнью. Он склонен любой несчастный случайприписыватьслучай приписывать проискам злобного и коварного врага.Изврага. Из сказанного следует, что индивид родового общества воспитывался одновременно в полярнопротивоположныхполярно противоположных нравственных принципах, следовательно его нравственность и ответственность всодержательномв содержательном отношении не имеют однозначной оценки.Большойоценки. Большой интерес для исследования истории становления ответственности имеет древнейший обычайкровнойобычай кровной мести, возникший для регулирования межродовых и межплеменных отношений.Кровнаяотношений. Кровная месть существовала у всех народов мира. Всечеловеческий характер кровной местиобъясняетсямести объясняется не только системой воспитания родового общества, но и необходимостью–другого способазащититьспособа защитить жизнь и свободу не существовало. Обязанность мести–это высокий нравственный, а споявлениемс появлением религии, и религиозный долг, забвение которого порождает изгнание из рода и, наоборот, месть влечет за собой общий почет.Дляпочет. Для защиты своей безопасности отдельный человек полагался на покровительство рода и мограссчитыватьмог рассчитывать на это. Тот, кто причинял зло представителю данного рода и племени, причинял зло всему родуи племени.Уплемени. У ирокезов, если члена рода убивал кто-нибудь из чужого рода, весь род убитого был обязан ответитькровнойответить кровной местью. Сначала делалась попытка к примирению: совет рода убийцы собирался и делалсоветурода убитого предложение покончить дело миром, предлагая значительные подарки. Еслипредложениепринималось, то дело считалось улаженным, в противном случае назначался один или несколько мстителей,которыемстителей, которые обязаны были выследить и умертвить убийцу. Если это выполнялось, род убитого неимелнеумел праважаловатьсяправа жаловаться–дело признавалось поконченным.Упоконченным. У арабов месть считалась доблестью, мстителей восхваляли в песнях, а отказ от мести считалсяпозором.У древних германцев месть была обязанностью наследников убитого: они не могли получитьнаследствополучить наследство, пока не отомстят за убийство родственника.Кровнаяродственника. Кровная месть существовала у евреев: ближайший родственник убитого, который обязан был мстить,считалсямстить, считался опозоренным до тех пор, пока ему не удавалось отомстить.Уотомстить. У исландцев убийство оскорбителя считалось необходимым для поддержания достоинства рода, новраждано вражда должна была вестись открыто и иметь известные пределы.Обычайпределы. Обычай кровной мести имел широкое распространение у народов Кавказа и Закавказья.ЕщеЗакавказья. Ещё сто лет назад на пролитии крови была построена сложная система нравственных июридическихотношений Дагестана. Пролита родная кровь–и все, в чьих жилах течет хоть капля той же крови,призываютсякрови, призываются обычаем к кровной мести, чтобы успокоить неотомщенную память убитого родственника.Однакородственника. Однако не всякое убийство вызывало кровную месть. Разбойник, нападающий из засады радиграбежа,оскорбитель женской чести, застигнутый в объятиях жены, сестры, дочери или матери, убиваютсягорцембез ответа, без права возмездия со стороны убитого. По обычаю, убийца«выходитубийца «выходит в канлы»,то естьудаляетсяесть удаляется в искупительное изгнание из своего селения. Чтобы неотвечатьне отвечать за убийцу, его родственникинемедленнородственники немедленно должны внести установленную пеню родным убитого.Черезубитого. Через несколько лет«канлы»могут просить о примирении. Если все родственники убитого, мужчины иженщиныи женщины, согласятся простить убийцу, то устраивался пир с подарками.Послеподарками. После каждого убийства между родственниками убитого и родственниками совершившегоубийствовозникало право мести, которое нередко переходило от одного поколения к другому.Вдругому. В селении Гадар кровная месть между двумя родами, начавшаяся из-за убийства вссоревскоре за курицу,длиласькурицу, длилась более 200 лет.Послелет. После нескольких тысячелетий существования кровная месть постепенно стала ограничиваться,смягчатьсяограничиваться, смягчаться и заменяться выкупом.Обычайвыкупом. Обычай, а затем и право ограничивали не только круг мстителей, но и места, где разрешалось мстить.Такмстить. Так, по чешскому обычаю, если убийца был найден у жены, и она прикрывала своей одеждой илиобнималаего, то мститель не касался своей жертвы. У племен Центральной Австралии имелись священныепещеры,где преследуемому обеспечивалась безопасность. У индейцев Калифорнии местами убежищ были храм,старыехрам, старые деревья, гробницы, города-убежища и т.д.
Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества.
Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям объявлялось моральным, противоположное – аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов. То, что приносит наибольшую пользу. Естественно, что эти представления менялись от века к веку, и, кроме того, они были различны у представителей различных слоев и групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер.
Сфера деятельности морали широка, но тем не менее богатство человеческих отношений можно свести к отношениям:
индивида и общества;
индивида и коллектива;
коллектива и общества;
коллектива и коллектива;
человека и человека;
человека к самому себе.
Таким образом, в решении вопросов морали правомочно не только, коллективное, но и индивидуальное сознание: нравственный авторитет кого-либо зависит от того, насколько правильно он осознает общие моральные принципы и идеалы общества и отраженную в них историческую необходимость. Объективность основания как раз и позволяет личности самостоятельно, в меру собственной сознательности, воспринимать и реализовывать общественные требования, принимать решения, вырабатывать для себя правила жизни и оценивать происходящее. Здесь встает проблема соотношения свободы и необходимости. Правильное определение общего основания морали еще не означает однозначного выведения из него конкретных нравственных норм и принципов или непосредственного следования индивида «исторической тенденции». нравственная деятельность включает не только исполнение, но и творчество новых норм и принципов, нахождение наиболее отвечающих современности идеалов и путей их осуществления.
Бесцельно искать точное определение сущности морали, это безуспешно пытались сделать еще в древности. Можно лишь обозначить основной каркас понятий, которые «складывают» эту науку:
Моральная деятельность – важнейший компонент морали, проявляющийся в поступках. Поступок, или совокупность поступков, характеризующая поведение личности, дает представление о ее подлинной моральности. Таким образом, только деятельность и реализация моральных принципов и норм дают личности право на признание у нее подлинной моральной культуры. Поступок в свою очередь содержит три компонента:
Читать полностью: http://www.km.ru/referats/D51F6F3333E54377ACD056E4FB49C7DB В современных условиях, благодаря подрыву и разрушению основ существования и функционирования цивилизации, резкой интенсификации связей и взаимодействий в мире, решающее значение приобретает его объективное единство. Обоснование полноты бытия и единства мира связано с идеей общности будущего для всего человеческого рода.
Осмысленность человеческого бытия предполагает оценку сложной противоречивости сущности человека, которая может быть выражена через категории всеобщего, особенного и единичного. В человеке есть нечто неизменное, априорное - изначально ему присущие родовые признаки. Наряду с этим сущность его исторична, она изменяется под влиянием определенных общественно-культурных и цивилизационных факторов. Если общее указывает на сходство ряда сравниваемых объектов, особенное - на их отличие друг от друга, то единичное выражает индивидуальные особенности отдельных образований. Уникальность человека проявляется и в присущих только ему наследственных признаках, и в специфике его духовного мира.
Соответственно этому человеческое бытие выступает в виде иерархии взаимосвязанных уровней и форм измерения, сосуществующих в одном человеке одновременно: природное бытие, социальное бытие и индивидуальное бытие составляют триаду бытийственности субъекта.
Природный человек, то есть индивид, понимается как морфологически замкнутый тип, обладающий статистическими характеристиками; естественным пространством его проявления выступает чувственно воспринимаемый предметный мир, а доминантным способом 5.существования индивида в этом мире становится познание. Наука, направленная на познание внешнего мира как такового, скорее объектная, чем субъектная, поэтому познание в его чистом виде можно рассматривать как объектно-объектные отношения. Рационалистическая философия, в рамках которой в основном и развивалось научное познание, главной задачей считала освобождение познания от возможных ошибок на пути движения к истине - отвлечение от всякого рода субъективных интересов и склонностей, способных затемнить действительное положение вещей.
Платон первым дал четкую постановку гносеологического вопроса, показав, что знание должно носить общеобязательный, устойчивый и объективный характер, то есть не может зависеть от индивидуальных характеристик познающего субъекта. В пределах общего космического миропорядка древнегреческий философ рассматривает и понимает человека, его сущность, историческую жизнь, судьбу. Разрабатывая учение о вечных идеях, которые у него являются предметом познания, Платон устанавливает абсолютные и неизменные образцы для того, чтобы человек подражал и следовал этим образцам. Сам человек понимается Платоном как неизменное по своей природе и всегда тождественное себе существо.
Категория: Презентации | Добавил: nadyushka
Просмотров: 2851 | Загрузок: 94
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]