Предмет этики
[ Скачать с сервера (143.0 Kb) · Скриншот ]12.01.2014, 12:13
Предмет этики
Термин «этика». Предмет этики. Мораль. Структура морали.

Этикет – очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности – в области культуры материальной.
Термин «этика» происходит от греческого слова «этос», означающего нрав, привычку. Этика – дисциплина, исследующая мораль, нравственность и их место в жизни человека и общества. Она изучает природу морали, ее структуру, происхождение и историческое развитие нравственных ценностей и норм, а также дает теоретические обоснования различных систем нравственности. В сферу исследования этики входит все, что связано с образом жизни человека, его поступками, долгом, целями и смыслом его стремлений, его взаимодействием и общением с другими людьми и его надеждами на счастье. Этика тесно связана с такими дисциплинами как психология и политика, и не случайно греческий философ Аристотель (384-322 до н.э.), введший термин «этика» в философский обиход, располагал ее между ними, видя в психологии основание для возникновения этических ценностей, а в политике – главное их применение

Таким образом важнейшие вопросы, волнующие человека и определяющие его жизнь, являются предметом этики. Потому неудивительно, что именно этические проблемы были основой первых размышлений древнейших людей о мире, что столь многие философские учения носят ярко выраженный этический характер, и что во все времена человеческая мысль явно или неявно видела свою цель в формулировке и обосновании определенных систем ценностей.
Аристотель, рассмотрев этику в плане человеческой (а не божественной) воли, сделал человека ответственным за свою судьбу и благополучие. Этим он отверг религиозно-мифологическую концепцию, согласно которой благодействие или несчастье человека определяется капризами судьбы. Аристотель исключил также благочестие из числа исследуемых добродетелей. Философ ничего не говорит о роли богов в нравственной жизни людей, в его этике полностью отсутствует религиозность. Аристотель исследует этические проблема, чтобы помощь людям стать лучше и сделать общество более совершенным. В противоположность Сократу, Аристотель (впервые в истории этики) связывает этическую добродетель с желанием, хотением, волей, считая, что, хотя нравственность и зависит от знаний, тем не менее, она коренится в доброй воле: ведь одно дело знать, что хорошо и что плохо, а другое - хотеть следовать хорошему. Добродетели не качества разума, они составляют склад души. Поэтому Аристотель различает диапоэтические (мыслительные) добродетели, связанные деятельностью разума, и этические - добродетели душевного склада, характера. И те, и другие добродетели не даны нам от природы, нам можно приобрести их. Этическая добродетель есть нахождение надлежащей середины в поведении и в чувствах, выбор середины между их избытком и недостатком. Как определить надлежащую середину для каждого из нас? По Аристотелю, для этого необходимо либо обладать практической мудростью, рассудительностью, либо следовать примеру или наставлениям добродетельного человека.

Этика - наука, предметом которой является мораль.
Основными условиями существования и развития человеческого сообщества являются:
• гармонизация структуры общества;
• согласование интересов членов общества, их действий;
• определение взаимных обязанностей членов общества и т. д.
В ходе исторического развития общества нормы поведения людей, их взаимные обязанности приняли устойчивые формы, осмысливались людьми, становились предметом нравственного сознания, получали теоретическое обоснование. Мораль - это:
• совокупность норм, правил поведения людей (реализуется в их поступках);
• универсальная форма отношений людей в обществе. Выделяют три типа теорий происхождения морали. Идеалистические, креационистские концепции морали, которые включают представления о:
• божественном происхождении морали (религиозная мораль);
• "априорной сущности" морали (идеи И. Канта);
• "абсолютной идеальной заданности морали" (Платон) и др.

Согласно данной концепции мораль имеет трансцедентальную заданность и не зависит от психических или физических свойств людей. Следовательно, этика не пересекается с науками, изучающими человека.
Натуралистические (гуманистические) концепции утверждают:
• биологическую заданность нравственных свойств людей;
• эволюционное происхождение морали (в процессе развития человека).
Натуралистическая этика взаимосвязана с психологией, антропологией и другими науками, изучающими человека. Сторонниками натуралистических концепций были Л. Фейербах (XIX в.), Э. Фромм (XX в.).

Социально-исторические концепции морали включают в себя различные вариации:
• теорию антропосоциогенеза;
• диалектико-материалистическую теорию этики;
• теории, основанные на принципе историзма в развитии морали.

Структура морали. Существуют разные подходы к рассмотрению структуры морали:
• нормативный (изучение морали как системы предписаний);
• философский;
• личностный (изучение морального сознания индивида);
• биологический (изучение предпосылок нравственности на природном уровне),
• социологический (изучение роли морали в обществе);
• психологический (изучение психологических механизмов морали). Элементами структуры морали являются:
• сознание (убеждения, намерения и пр.);
• деятельность (поступки);
• взаимоотношения между сознанием и деятельностью;
• нравственные нормы (простейшая форма утверждений, например 7 библейских заповедей и т. п.);
• нравственные качества человека (добродетели), которые проявляются в его поступках;
• нравственные принципы, составляющие моральную ориентацию человека (эгоизм, альтруизм и т. п.);
• нравственные идеалы (цель развития личности);
• высшие моральные ценности (Свобода, счастье и т. п.), общечеловеческие моральные ориентиры.

Теоретическим обоснованием морали является этика: совокупность этических знаний и принципов; субъективные моральные убеждения.
Эмоционально-чувственный и рационально-теоретический уровни морального сознания:
- являются субъективной стороной нравственности;
- тесно взаимосвязаны (это проявляется в нормативно-оценочных свойствах морального сознания);
- формируются исторически;
- постоянно развиваются (иногда регрессируют).
Моральная практика - деятельность людей, их поведение. Является составной частью всех видов общественных отношений (социальных, политических и т. д.).
Моральная практика состоит из моральных поступков (действие или отсутствие действия) и совокупности поступков (линии поведения). Действие считается поступком при наличии мотивов и цели действия.
Предмет, специфика и задачи этики
Слово "этика" обычно вызывает несколько ассоциаций:
· это нечто, имеющее отношение к поведению людей;
· это способ оценки человеческих поступков;
· это регулятор отношений между людьми.
Этика относится к классу гуманитарных дисциплин (от лат. homo -- "человек"), ибо объект ее изучения -- человек, его поведение и отношения.
Специфический аспект, в котором человек и его жизнь рассматриваются этикой,
- это общение, понимаемое как фундаментальная предпосылка и основа человеческой жизни;
-насущная необходимость;
-важнейшая потребность людей; способ человеческого существования и жизнедеятельности.
В этом аспекте цель этики -- создание оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения.
Главный вопрос этики -- определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным.
Общество осуществляет контроль и коррекцию поведения людей, стремясь увязать интересы индивидов и человеческих сообществ, найти "баланс" общественного и личного блага.
Для этого существуют социальные регуляторы поведения (традиции, право, мораль, этикет), которые содержат социальные нормы, программные установки, приемлемые формы взаимодействия.
Этическая оценка поступков и отношений дается в зависимости от ориентации на достижение Добра или Зла, которые выступают, таким образом, критерием этического суждения.
Впервые термин "этика" был употреблен Аристотелем для обозначения философского учения о нравственной деятельности и добродетелях.
Происхождение понятия связано с древнегреческим словом "этос" (нрав, обычай, привычка, характер). Отсюда и "этикос" -- относящийся к нравам; поэтому "этика" в буквальном значении -- учение о нравственности.
Со временем этика, перейдя от описания нравов к их объяснению, превратилась в теоретическую дисциплину -- философию морали ("мораль" и "нравственность" -- синонимы, по латыни mores -- "нравы").
Таким образом, этика -- это гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной проблемой -- соотношение Добра и Зла.
Специфика этики как теории морали заключается, во-первых, в ее предмете.
Предметом этики выступает мораль: ее генезис, сущность, специфика; этика раскрывает место и роль морали в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса.

Этика рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни.
Во-вторых, специфика этики -- в методах исследования.
Это изучение философских первоисточников с целью вычленения в них этического аспекта; социологические исследования общественного мнения; историческая реконструкция нравов -- не только по документам, но и на основании памятников и произведений культуры. Для этики характерен особый язык и терминология.
В-третьих, специфика этики состоит в том, что, с одной стороны, она осмысливает, обобщает и систематизирует, т.е. отражает в виде этических доктрин и моральных кодексов те принципы, ценности и нормы поведения, которые формируются объективно, в процессе социальной практики. В этом смысле этика -- учение о морали.
С другой стороны, она и часть морали, поскольку она не только отражает реальную мораль, но и задает ценностную основу человеческой деятельности, определяя ее направленность на достижение добродетели.
Поэтому изучение этики необходимо не столько для того, чтобы знать, что такое добродетель (моральность), сколько для того, чтобы быть добродетельным (моральным).
Развитая этическая система, как правило, включает в себя нормативную программу достойного поведения, предусматривающую возможный синтез добродетельности и счастья.
В-четвертых, этика тесно связана с другими гуманитарными науками: психологией, этнографией, культурологией и т.д.
Особо следует отметить связь этики и философии. Этика базируется на определенной философии, выражает ее основные идеи, является ее частью.
И одновременно отличается от нее: если философия изучает общие принципы отношений человека и мира, то этика -- нравственные принципы отношений человека с миром и другими людьми.
Основные задачи этики:
-- описывать мораль -- ее историю, сегодняшние нормы, принципы и идеалы -- то, что называется нравственной культурой общества;
-- объяснять мораль -- анализировать сущность, структуру, механизмы функционирования морали в ее "должном" и "сущем" вариантах;
-- учить морали -- давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии и тактики "правильной жизни".
Последняя задача -- одна из самых сложных и спорных. Можно ли научить человека морали, вооружив его этическими знаниями?
Становится ли он автоматически моральным, как только узнает, "что такое хорошо и что такое плохо"? И кто решает, что на самом деле "хорошо" и что -- "плохо"?
Почему можно и нужно учить морали, но нельзя (а возможно, и не нужно) морали научить: ей можно только научиться.

Понятие и виды профессиональной этики
Среди отраслей этической науки выделяют профессиональную этику.
Термин "профессиональная этика" обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной профессии. Таковы, к примеру, "клятва Гиппократа", Кодекс чести судьи Российской Федерации.
Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.
В каждой профессии есть свои нравственные проблемы. Но среди всех профессий можно выделить группу таких, в которых они возникают особенно часто, которые требуют повышенного внимания к нравственной стороне выполняемых функций. Профессиональная этика имеет значение прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Там, где представители определенной профессии в силу ее специ­фики находятся в постоянном или даже непрерывном общении с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями, существуют специфические "нравственные кодексы" людей этих профессий, специальностей. Таковы этика учителя, этика врача, этика судьи.
Прикладная этика
Прикладная этика – совокупность принципов, норм и правил, выполняющих на основе нормативной этики практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их жизнедеятельности. Сущность прикладной этики заключается, следовательно, в конкретизации общечеловеческих моральных норм и принципов применительно к данным ситуациям, для отдельных групп людей, с учетом специфики жизнедеятельности. Прикладная этика (ПЭ) аккумулирует в себе взаимодействие этической теории, моральной жизни и нравственного воспитания личности, разрабатывает специальные формы и технологии этих процессов и управления ими. Она не просто использует теоретические этические наработки, а превращает их в специфическую, практически новую информацию, преобразованную для новой конкретной деятельности или ситуации.
Специфичность ПЭ проявляется в ряде ее особенностей.
По сравнению с общей этикой ПЭ более специализирована и более прагматична. ПЭ включает в себя не только собственно теорию морали, но и комплекс внеэтических знаний о морали — социологических, психологических, педагогических.
ПЭ отличается сильным технологическим аспектом: она предполагает разработку способов и методов внедрения прикладного знания в практику в виде проектов, программ, эталонов, моделей, кодексов, представляющих в своей совокупности ее «опредмеченную силу»; В процессе «приложения» происходит доразвитие общечеловеческих норм и требований этики.
«Практичность» ПЭ проявляется, прежде всего, в ее структуре, в которую входят:
этика гражданственности;
экологическая этика и биоэтика;
этика межличностного общения;
ситуативная этика;
профессиональные этики;
этика делового общения.
Нормативная этика
Нормативная этика «помогает» морали в выработке наиболее общих понятий (долга, смысла жизни и др.), в обосновании и оценке моральных ценностей, в установлении их субординации. Нормативная этика выступает своеобразной формой связи теоретической этики и практической морали. Воплощаясь в нормативных формах знания, образующих систему норм практической морали, она по каналам этического образования и нравственного воспитания непосредственно участвует в преобразовании нравственной жизни общества и формировании личности. Таким образом, нормативная этика служит «передаточным механизмом» от теоретической к прикладной этике, занимающейся моральными коллизиями в конкретных ситуациях и сферах общественной практики. Но для этого необходимо предварительное решение проблем моральных приоритетов и ценностей. Эти проблемы как раз ставятся и решаются нормативной этикой на основе учения о моральных ценностях, вырабатываемых человечеством в процессе исторического развития нравственности.
Ценность — философское понятие, обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта для субъекта, во-вторых, нормативную, предписательно-оценочную сторону феноменов человеческого сознания.

В первом случае мы имеем дело с так называемыми предметными, «объектными» ценностями.
Во втором — с ценностями «субъектными», к которым в частности, относятся и моральные ценности — общественные установки, императивы, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека, о его идеалах и принципах.
Наши представления о ценностях, заключающие в себе деятельностно-заинтересованное отношение человека к миру, во-первых, позволяют обосновать нормативные моральные требования. Bо-вторых, они служат нормативной формой моральной ориентации человека в мире, воплощая и реализуя ее в виде конкретных и зачастую «готовых» регулятивов. В-третьих, в наших представлениях о ценностях одновременно содержится оценка явлений действительности и поступков людей с точки зрения их моральной значимости.
Отношение к ценностям, выявление меры их значимости для людей содержится в понятии «оценка». Нравственная оценка моральных и внеморальных ценностей создает иерархию ценностей, обосновывает их неравенство и соподчинение. Отсюда деление ценностей на: а) общечеловеческие, групповые и индивидуальные — по степени распространенности их значимости (для человечества в целом; для различных групп людей — наций, классов, объединений; для отдельного человека); б) альтернативные и комплементарные — по способу их взаимосвязи друг с другом: альтернативные ценности обладают ярко выраженной тенденцией взаимоисключения и борьбы (например, добро и зло), комплементарные — взаимодополняют друг друга (например, страдание и сострадание); в) высшие моральные ценности — по их месту в иерархии ценностей. Конечно же, деление это весьма условно. Во-первых, оно носит субъективный характер, так как каждый человек (а тем более группа людей) на основе собственных предпочтений и интересов может объявлять одни ценности высшими и общезначимыми, другие — принижать или даже отрицать.
Так, на протяжении почти двух тысячелетий существования христианства, библейские заповеди считались выражением высших человеческих моральных ценностей. Коммунистический режим «отменяет» их и заменяет другими: вместо «не укради» — «экспроприация экспроприаторов» («грабь награбленное»); вместо веры в Бога — вера в идеалы коммунизма; вместо любви к Богу — ненависть к классовому врагу.

Автор: студентка РГТЭУ ИФ
2 курс СП Финансы и кредит
Кувенева В.А
Категория: Презентации | Добавил: Kufka | Теги: этики, предмет
Просмотров: 1554 | Загрузок: 39
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]