Этикет как историческое явление. Эволюция форм этикета. Запольнова Алёна 3 ЭПО
[ Скачать с сервера (2.27 Mb) ]07.01.2014, 20:51
Средневековое общество Западной Европы было жестко иерархизировано. Общественное сознание этой эпохи представляло его состоящим из трех разрядов – “молящих, воюющих и работающих”. Но постепенно класс феодалов стал расширяться за счет незнатных воинов (рыцарей). К XI в. в Западной Европе сложилось особое сословие – рыцарство, которое в XII – XV вв. достигло своего расцвета. Сами рыцари считали себя “цветом мира”, высшим слоем общества, создавшим свой образ жизни, свой кодекс морали и нравов. Они сформировали особые нормы и ценности, позволившие им отделиться от неблагородных, простолюдинов. XIV – XV вв. называют веком рыцарства, и для этого, действительно, есть основания, поскольку в это время рыцарство окончательно оформляется как особое сословие, как определенный образ жизни и, наконец, как определенный менталитет и культура.
Одним же из главных признаков благородства в среде светских феодалов была длинная родословная, которая велась по отцовской линии – линеаж. Это вызвало стремление каждого из них любым возможным способом и при каждом удобном случае прославлять действительные, а нередко и выдуманные доблести и моральные достоинства и подвиги своих предков.
Ядро рыцарского кодекса чести составляла верность своему сеньору. Предательство и вероломство считались для рыцаря тягчайшим грехом и влекли за собой исключение из военно-аристократической корпорации, которую и представляло собой рыцарство.
От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе.От рыцаря требовались учтивость, умение сочинять или хотя бы читать стихи, играть на каком-либо музыкальном инструменте. Он должен был быть развитым и физически, поскольку от него постоянно требовалась довольно большая физическая сила – иначе он просто не смог бы носить доспехи, которые весили 60 – 80 кг. Отличительной чертой рыцаря была безусловная верность своим обязательствам по отношению к равным себе, поэтому в этой среде были широко распространены различные рыцарские обеты, клятвы, соглашения, которые сопровождались специальными жестами. При этом рыцарским клятвам и обетам придавался характер публичности.
Вместе с тем рыцарские идеалы не совсем соответствовали тем принципам гуманизма, равенства перед Богом, всепрощения и т.д., которые проповедовались христианством. Гордыня – один из самых страшных грехов для христианина – считался важнейшим достоинством рыцаря. Месть за оскорбление (нередко мнимое) была законом его этики. Рыцари мало ценили человеческую жизнь, свою и особенно чужую... Пренебрежение к чужой жизни усугублялось тем, что свой этический кодекс рыцари считали необходимым выполнять только в рамках социальной группы, к которой они принадлежали.
Ну и, наконец, одной из важнейших обязанностей рыцаря было поклонение прекрасной даме. Любовное служение, культ дамы были своего рода религией рыцарства. Любви придавалось исключительное значение. Она должна была облагораживать рыцаря, вдохновлять его на подвиги. Чтобы завоевать благосклонность своей возлюбленной, рыцарь должен был демонстрировать самоотречение, преданность, самоотверженность в служении. Он должен был уметь владеть собой, укрощать свои порывы.
Вместе с тем отношение к женщине зависело от того, кем она была: дамой благородного происхождения или простолюдинкой. Заботливость и обожание, разумеется, могли относиться только к даме из своего сословия. Изысканно ухаживая за женщиной, оказывая ей всевозможные знаки внимания и любви, рыцарь тем самым подчеркивал свою принадлежность к миру избранных, свое отличие от “деревенщины”.
Такой тип любовных отношений к Прекрасной Даме получил название “куртуазной любви” (от старофранц. court – “двор”) – изысканно вежливой, утонченной, любезно-галантной.Куртуазная любовь, по существу, представляла собой некую форму игры, в которой участникам надлежало строго следовать правилам и отведенной им роли. Французский историк Жорж Дюби так описывает модель куртуазной любви: “В центре ее находится замужняя женщина, “дама”. Неженатый мужчина, “юноша”, обращает на нее внимание и загорается желанием. Отныне, пораженный любовью (любовь означала тогда исключительно плотское влечение), он думает только о том, чтобы овладеть этой женщиной. Для достижения цели мужчина делает вид, что подчиняется во всем своей избраннице. Дама – жена сеньора, нередко того, которому он служит, во всяком случае, она хозяйка дома, где он принят, и уже в силу этого является его госпожой. Мужчина, однако, всячески подчеркивает свое подчинение. Он, как вассал, встает на колени, он отдает себя, свою свободу и дар избраннице. Женщина может принять или отклонить этот дар. Если она, позволив себе увлечься словами, принимает его, она более не свободна, так как, по законам того общества, никакой дар не может остаться без вознаграждения... Однако дама не может располагать своим телом по своему усмотрению: оно принадлежит ее мужу. Все в доме наблюдают за ней, и если она будет замечена в нарушении правил поведения, ее обвинят виновной и могут подвергнуть вместе с сообщником самому суровому наказанию.
Опасность игры придавала ей особую пикантность. Рыцарю, пустившемуся в любовное приключение, надлежало быть осторожным и строго соблюдать тайну. Под покровом этой тайны, скрывая ее от посторонних глаз, влюбленный ожидал вознаграждения... По правилам игры, он должен был контролировать себя, бесконечно оттягивая момент обладания возлюбленной. Удовольствие, таким образом, заключалось не столько в удовлетворении желания, сколько в ожидании. Само желание становилось высшим удовольствием. В этом – истинная природа куртуазной любви, которая реализуется в сфере воображаемого и в области игры”.
Но, как бы то ни было, кодекс рыцарской чести лег в основу придворного этикета более позднего времени, который, в свою очередь, оказал существенное влияние на становление этикета наших дней.
Само понятие “этикет” обозначало строго установленный порядок и формы обхождения при дворе монарха. Впервые это слово было использовано в этом значении на одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV, где гостям были предложены карточки с перечнем правил поведения.
Назначение этикета ограничивалось узким кругом людей, принадлежавших к высшему сословию общества, и за пределы этого сословия не выходило.
Этикет задавал стандарты и каноны не только поведения, но и всего образа жизни дворянства, приводя его к “общему знаменателю”: надо было “вести себя как все”, и “жить как все”, и чтобы “все было как у всех”.
Этикет пронизывал все сферы жизни высшего сословия, буквально до мелочей регламентируя жизнь двора. Члены семьи монарха должны были в определенный час вставать. Точно указывалось, кто обязан присутствовать при одевании монарха, кто должен держать и подавать одежду, туалетные принадлежности и т.д. Заранее было определено, кто сопровождает монарха, как проходят церемонии аудиенций, обедов, прогулок, балов.
Представленная ко двору женщина, удалялась от царствующей особы, должна была двигаться спиной к выходу, ногой отбрасывая шлейф своего платья, чтобы не запутаться в нем.
Этикет точно регламентировал, на какую высоту, переступая порог, могли поднимать юбки придворные дамы того или иного ранга. Указывалось, каким именно придворным дамам следует ходить рука об руку. Этикет предписывал количество и конфигурацию линий, которые должны были вычерчивать при реверансе придворные особы.
Этикет носил характер закона и имел очень сильное воздействие на высшее общество. Нарушение норм этикета рассматривалось как преступление. И в своем кругу придворные должны были строго соблюдать понятиям чести. Но и придворная честь, по мнению Монтескье, это выражение интереса к собственному образу в глазах окружающих (а не внутренняя потребность). И человек должен говорить правду, только потому, “что человек, привыкший говорить правду, кажется смелым и свободным”, и быть вежливым не потому, что не может иначе, а потому, что вежливость свидетельствует, что мы не низкого звания.
Застольные манеры в раннем средневековье
Совместное принятие пищи всегда было обставлено определенными ритуалами и церемониями, так как, помимо утоления голода, оно имело еще и огромное социальное значение. Люди собирались за общим столом, чтобы отпраздновать какое-либо событие, установить или подчеркнуть дружеские, деловые или общественные связи, наконец, просто пообщаться.
Поэтому еще в раннесредневековых церемониальных пирах важным было, кто сидит ближе к хозяину, за что поднимают тосты и т. п. О сервировке и застольном этикете в то время говорить сложно, поскольку, несмотря на богатую посуду, ели исключительно руками без соблюдения каких-либо правил.
Пиры в раннем средневековье
Пиры в раннее средневековье длились по многу часов. На них обсуждались дела, разрешались споры, исполнялись песни, происходил обмен ценностями, причем люди одного статуса должны были получить равноценные подарки.
Во время пира хозяин восседал на возвышении во главе трапезы, раздавал милости приближенным, вручал подарки, часто подчеркивая пренебрежение к собственному имуществу. Подобная демонстративная щедрость чрезвычайно долго сохранялась в средневековом обществе и определяла многие правила поведения.
Застольный этикет в 11-13 веках
Применительно к обществу 11–13 веков уже можно говорить о правилах поведения за столом и определенных этикетных установлениях. Пировали за вытянутым столом, во главе которого сидел хозяин, или чаще за столами в форме букв Т или П, где маленький «главный» стол предназначался для хозяина и особо почетных гостей. Ранг гостя определялся близостью к месту хозяина, которого обслуживали первым в знак того, что кушанья не отравлены.
Индивидуальные столовые приборы
Понятие индивидуального прибора появляется только к концу 15 века. В это время при сервировке стола стали приносить каждому тарелку, ложку, нож (раньше ложку тоже могли принести с собой), но все, кроме супа, по-прежнему ели руками, вытирая их об одежду или скатерть. В богатых домах подавались чаши для ополаскивания пальцев, иногда после каждой перемены блюд.
Тем не менее, даже при отсутствии элементарных столовых приборов существовало понятие хороших манер во время еды. Считалось неприличным хватать лучшие куски с общего блюда, следовало аккуратно брать ближайший кусок, вытирать руки не об одежду, а о салфетку или скатерть, вытирать губы, прежде чем пить.
Использование ножа и вилки для еды (для того, чтобы готовить пищу или брать ее с блюда, было известно и ранее) восходит к 16 веку и является величайшим прогрессом в европейском застольном этикете. В 16 веке при помощи вилки ели только в Италии, остальные же европейские страны не спешили принять это нововведение.Пользование ножом и вилкой стало общепринятым лишь к середине 18 века, что чрезвычайно способствовало повышению культуры застолья.
Изменение застольных манер
Салфетки и чаши для омовения рук были чрезвычайно распространены, но, видимо, это не делало тогдашние застольные манеры утонченнее, если еще в 17 веке рекомендовалось не облизывать пальцы, не сморкаться в скатерть, не плевать в свою тарелку, не бросать кости под стол. В 18 веке необходимостью стало соблюдать за собой чистоту, накладывать пищу своей ложкой, не есть с ножа и не сморкаться во время еды. Признаками роскошного стола в этот период являлись уже не только серебряная посуда, дорогие скатерти, салфетки, свечи и светильники, как это было в 16—17 веках, но и изысканные блюда, поскольку в 18 веке появляется кулинария как искусство и как следствие этого — кулинарная мода, законодательницей которой являлась Франция.Также усложняются правила пользования салфеткой, строго регламентируются правила общения за столом, осанка, ритуалы произнесения тостов, начала и конца обеда.
Застольная беседа
Но застольные манеры сводились не только к умению пользоваться приборами и соблюдению правил еды и питья. Неотъемлемой частью любого обеда являлась застольная беседа, которая также подчинялась требованиям этикета.
Не было принято вести за столом слишком серьезные разговоры, касающиеся политики, религии и других тем, способных вызвать споры. Не приветствовалась манера произносить длинные монологи: каждый должен был иметь возможность и время высказаться.
В 19 веке правила общения за столом стали еще более строгими. Необходимо было поддерживать общий разговор, а с соседями общаться так, чтобы разговор был слышен окружающим. Молчание не приветствовалось, даже если сказать было нечего. В руководстве 19 века по этикету описан случай, когда дама, которую посадили за стол рядом со своим личным врагом, сочла необходимым в течение времени, «достаточного для пристойного разговора с соседом», декламировать ему таблицу умножения, чтобы не обидеть хозяйку. Закономерно для 19 столетия расширился и список запретных тем: помимо политики и религии, в него входили болезни, прислуга, отношения между мужчинами и женщинами и любые сколько-нибудь серьезные проблемы, затрагивающие присутствующих.
Многие из этих правил сохранились до настоящего времени, другие давно забыты, но общие принципы общения людей за одним столом сохранились и в наше время — беседа должна быть более или менее общей и не доставлять неудовольствия никому из приглашенных.
Придворный этикет
С 15 века все большее влияние на развитие западноевропейского этикета оказывал чрезвычайно усложнившийся церемониал королевских дворов. Сначала определенное влияние оказывали испанские и бургундские ритуалы, затем с развитием абсолютизма главную роль начала играть Франция.
В это время появляются многочисленные пособия по этикету, который становится настолько сложным, что при дворах появляется специальная должность церемониймейстера, следившего за выполнением всех его тонкостей и строжайшим образом регламентировавшего всю дворцовую жизнь. Члены семьи монарха и придворные должны были в определенный час вставать, точно указывалось, кто должен был присутствовать при одевании монарха, подавать предметы его туалета, сопровождать его во время прогулки и т. д. Было точно определено, как проходили церемонии аудиенции, торжественных выходов, прогулок, обедов, балов.
Например, испанский король – Филипп III – во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелось пламя, он не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам (придворный, который должен был следить за камином, отсутствовал). Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало ему лицо: в этой стойкости он видел проявление своей монаршей чести. За свою спесь Филипп III был жестоко наказан. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней. Однако в памяти современников он остался человеком чести, до конца следовавшим нормам этикета.
Во многом суровая строгость этикета того времени может быть объяснена и тем, что этикет в ту пору служил специфическим способом самосохранения высшего сословия, которое по отношению к другим слоям общества было совсем не многочисленным. Этикет выступал особой знаковой системой, с помощью которой происходило обособление дворянства от более “низких” культур – крестьян и городского населения. Этикет призван был давать представителю дворянства ощущение собственной исключительности, воспитывать сознание собственного превосходства. Этикет тем самым позволял отличать людей “своего круга” от всех прочих и в этом смысле он действительно был “этикеткой”, “ярлыком”. Передаваясь на протяжении нескольких столетий от поколения к поколению, нормы этикета закрепляли существовавшую сословную иерархию на уровне привычных, обычных, повседневных форм поведения.
Этикет представлял собой очень сложную, детализированную и разветвленную систему норм и ценностей, зачастую многозначную и запутанную, усвоить которую без специального обучения было невозможно.
Сложность этикета проявлялась и в многочисленной этикетной атрибутике, обрамлявшей этикетные ситуации. Таким вещам, как платок, цветок, перчатка, лента и т.п., придавалось огромное значение. Манипуляции с ними были очень выразительны и многозначны, особенно в отношениях влюбленных, рыцаря с придворной дамой. Тончайшие цветовые оттенки одежды, цветов, украшений были полны значения. Вещь была неким заместителем самого человека, поэтому человеку, дорожившему своей репутацией, дарить личные вещи, особенно касавшиеся тела, было небезопасно с точки зрения этикетных приличий. Не случайно именно в это время (1604) в творчестве Шекспира рождается трагедия “Отелло”, главный конфликт в которой, по существу, возник из-за потерянного Дездемоной платка.
Этикетные нормы изменяются со временем. Они стали проще, демократичнее. Демократизация этикета началась с освобождения его от патриархальных традиций, от жесткой зависимости “отцы – дети” со всех человеческих взаимоотношений. Это стало первым этапом демократизации этикета. Столь радикальные перемены касались, в первую очередь власть имущих, знатных и богатых.
С возникновением, развитием и укреплением власти буржуазии хорошие манеры начинают приспосабливаться к изменившимся социальным условиям. Этикет перестает быть привилегией аристократов. Нормы его упрощаются, освобождаются от излишней вычурности, бессмысленной эталонности и неукоснительной жесткости.
Этикет в эпоху становления буржуазных общественных отношений и соответствующей им этики.
С развитием капиталистических отношений феодальные сословные моральные принципы сменил буржуазный индивидуализм. Это было более прогрессивно по сравнению с зависимостью от феодального покровителя и необходимостью заботы о существовании своего сословия. Индивидуализм предоставил человеку больше свободы для личностного развития и самосовершенствования. Индивидуализм был чертой раннего буржуазного общества, в период первоначального накопления капитала.
Главенствующая идея буржуазного общества – личный материальный успех, развитие частного предпринимательства, как главного мотива деятельности человека. Этим принципам была подчинена мораль.
Приобретение материальных благ, их приумножение, стремление к власти и престижу становятся главными требованиями буржуазной морали.
Эта мораль буржуазного общества оправдывает наличие имущественного неравенства и провозглашает стяжательство, расчетливость и честолюбие как норму отношений между людьми.
Нормой считались черствость и равнодушие к людям, не входящим в сферу интересов для бизнеса. В достижении поставленных целей особый акцент делался на честолюбие и тщеславие человека. Мораль была циничной и оправдывала ведение захватнических войн, притеснение людей в колониальных территориях, использование грязных политических технологий. Любое социальное недовольство буржуазное государство подавляло системой соответствующих законов.
Мораль оправдывала все возможные средства на пути достижения личных целей. В обществе царила ложь, прикрытая высшими ценностями. Формально признавались права и возможности каждой личности на пути к материальному успеху. Мораль внушала наличие равенства между людьми в достижении частного успеха.В тоже время мораль буржуазного общества позволяла личности проявлять свою активность, ценились знания, умения и навыки, приводящие к успеху. Человек ставил себе цели и задачи, которые старался претворить в жизнь. Добиться успеха можно было только при взаимодействии с другими людьми, что способствовало укреплению общественных связей. Отношения между людьми строились на вещественных мотивах.
Приобщение к аристократическому этикету выходцев из «третьего сословия»
В буржуазную эпоху происходит приобщение к аристократическому этикету выходцев из «третьего сословия», порой комически воспринимавшееся . Однако постепенно сами традиционные «благородные манеры» переосмысливаются с позиций ценностей т.н. протестантской этики и наполняются более широким гуманистическим содержанием.
В буржуазную эпоху этикета утилитаризируется, теряет утонченность и тем самым упрощается; эта тенденция усиливается в современном обществе. Современный этикет дифференцируется: углубляются различия между каждодневным . Под влиянием феминистских аргументов в пользу равенства женщин и мужчин из современного этикета постепенно вымываются многие этикетные правила галантного века. Демократичность современного этикета проявляется в том, что его правила в наибольшей степени призваны утвердить такие общие нравственные принципы, как равенство, безусловное уважение достоинства личности, права человека.
Проявление форм этикета в событиях семейной жизни.
Дороже родных людей никого на свете нет, это факт. Но получается довольно-таки парадоксально, ведь вести себя культурно, сдержанно и согласно правилам этикета мы стараемся с кем угодно, но не с родственниками, оправдывая свое поведение тем, что они «свои» и все поймут без лишних церемоний.
Большинство этих людей, мы либо впервые в жизни видим, либо вообще не увидим больше. Возникает вопрос – почему же так происходит и что с этим можно поделать? Ведь сдержанность, культурность и доброжелательность – основа любых взаимоотношений, в том числе и семейных, восприятие друг друга в рамках взаимопонимания и права на самовыражение. И ничего кроме этого не сможет выступать в качестве залога для прочных отношений в семье, оберегать ее от недоразумений и лишних обид. Следует понимать всю важность культурного обращения в семье, ведь проявление ее в обществе начинается с каждого из нас, а ее формирование – с самого детства.
Ничего сложного в соблюдении правил хорошего тона нет. Гораздо приятнее принимать воспитанность как привычку и проявлять ее не только на работе, в общественных местах, но и дома. Таким образом, говоря детям о воспитанности и хорошем поведении, можно на практике это и показать, как в тех или иных ситуациях ребенку следует поступить и что самое главное – акцентировать внимание на том, что воспитанность не функция, которую надо включать на людях и выключать дома. Скорее, это состояние, которое ребенок должен выносить из семьи и поддерживать на протяжении всей жизни.
Свои негативные суждения в адрес кого-либо из семьи или окружающих не следует озвучивать при детях. Помните о том, что дети словно губка – впитывают все то, что их окружает. Услышав неприятные высказывания в сторону друзей семьи или знакомых, ребенок может не понять, с чем это связано и почему тогда с ними общаются, а с другой стороны ребенок без зазрения совести может подойти и узнать у объекта обсуждения, в чем же проблема. Вот тогда и может возникнуть действительно неприятная ситуация, заложниками которой, зачастую, становятся взрослые. Если действительно существует потребность обсудить родственников, знакомых, либо их действия – делайте это приватно, находясь наедине.
Категория: Презентации | Добавил: ЛиСиК | Теги: Запольнова, эволюция, форм, эпо, Явление., как, этикета., этикет, Color Lines // Скачать игру Color L, историческое
Просмотров: 4108 | Загрузок: 114
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]