Основы педагогической профилактики злоупотребления психоактивными веществами
05.02.2015, 07:30
Основы педагогической профилактики злоупотребления психоактивными веществами

Конькова, Н.Л., аспирант Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема (г. Биробиджан), старший преподаватель областного института повышения квалификации педагогических работников

Ключевые слова: Психоактивные вещества (ПАВ), злоупотребление психоактивными веществами, профилактика злоупотребления психоактивными веществами, жизненные ценности, социальная установка, ценностная ориентация, мотивация, профилактика, воспитательная система.

Согласно концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде активные профилактические мероприятия должны опираться, прежде всего, на методологию формирования у детей и молодежи представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению их в наркогенную ситуацию и формирование у детей и молодежи умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и асоциальную деятельность. Русская народная мудрость гласит: «Учись доброму, так худое и на ум не пойдет».
Целями первичной профилактической деятельности в образователь­ной среде являются:
изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам и формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детской и молодежной среде;
сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием нарко­тических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилакти­ческой работы, осуществляемой сотрудниками образователь­ных учреждений.
Таким образом, в качестве стратегического приоритета первичной профилактики следует рассматривать создание системы пози­тивной профилактики, которая ориентируется не на патоло­гию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья – освоение и рас­крытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в реализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель первичной профилактики состоит в воспитании пси­хически здорового человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологически­ми затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающе­гося в приеме психоактивных веществ.

Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на
формирование личностных ресурсов, обеспечивающих раз­витие у детей и молодежи социально-нормативного жизнен­ного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоак­тивных веществ;
формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков успешного и ответ­ственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечиваю­щих прекращение приема наркотиков ребенком, начавшему их употреблять;
внедрение в образовательной среде инновационных педа­гогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;
развитие социально-поддерживающей инфраструктуры, направленной на работу с микросоциальным окружением ребенка «группы риска наркотизации» и ребенка, страдающего нарко­манией.
В ряду основных задач активной профилактики употребления ПАВ в образовательной среде хотелось бы выделить:
вовлечение в профилактическую антинаркотическую дея­тельность всех без исключения учреждений системы образова­ния;
улучшение качества образования за счет повышения уров­ня здоровья и изменения ценностной ориентации учащихся;
улучшение качества воспитания и формирования у детей и молодежи антинаркотических установок;
возвращение в образовательные учреждения детей и моло­дежи, прошедших лечение и реабилитацию в связи с наркозависимостью и осуществление профилактической работы с ними по предотвращению срывов и рецидивов заболевания;
создание в образовательных учреждениях атмосферы нега­тивного отношения к наркотикам и лицам, употребляющим наркотики, с привлечением к этой работе нравственно устой­чивых учащихся;
создание системы раннего выявления и контроля лиц, при­общенных к употреблению наркотиков и наркозависимых на уровне школы, семьи и мест досуга (секции, кружки и пр.);
реализацию этапов профилактической деятельности: созда­ние организационных структур; подготовка (кадров, норма­тивно-правовой базы, дифференцированных программ профи­лактики, программ научных исследований); взаимодействие с различными государственными, общественными, частными учреждениями и организациями, а также со средствами массо­вой информации.

Педагогическая профилактика предполагает решение двух групп задач:
1. Реализация общих задач направлена на формирование у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение социально ценных поведенческих норм, коммуникативных навыков, обеспечивающих ребенку эффективную социальную адаптацию; развитие умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий. Важнейшим условием педагогической профилактики наркотизма является формирование представления о здоровье как главной человеческой ценности, осознание личной значимости здоровья, необходимости заботиться и укреплять его. В результате решения этих задач формируются неспецифические знания о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах работы с ними, заботы о себе. Цель данной работы – развитие самосознания.
2. Реализация специфических задач связана с формированием у детей представления о негативном воздействии одурманивания на физическое здоровье человека и его социальное благополучие, готовности отказаться от любых форм использования одурманивающих веществ; с развитием отрицательных оценок в отношении различных аспектов наркотизма; освоением приемов поведения, позволяющих избежать наркотизации. В результате решения этих задач формируются специфические знания о пагубном действии наркотических и психотропных веществ на организм. Цель данной работы – научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении наркотических и психотропных веществ.

Наибольшее распространение получили следующие виды профилактических программ:
региональные и территориальные комплексные программы;
школьные комплексные программы профилактической работы;
тематические образовательные программы, направленные на снижение спроса на алкоголь и наркотики и уменьшение вреда от их употребления. Данные программы могут охватывать пять ос­новных направлений:
1) воспитательная работа – повышение культур­ного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов;
2) оздоровительное воспитание – пропаганда здорового об­раза жизни, развитие физкультурного движения, обучение ме­тодам психофизиологической саморегуляции, искоренение вредных привычек;
3) психологическое воспитание и психокоррекционная работа – развитие навыков обучения и социальной адаптации, поиск средств для решения задач взросления, регулирование стрессов, осознание положительных свойств личности и формирование жизненных целей для достижения здорового образа жизни;
4) общественные меры борьбы – привлечение общественнос­ти к социально-реабилитационной помощи;
5) правовые средства борьбы – пропаганда нормативных ак­тов, регламентирующих ответственность за наркоманию.
С психолого-педагогической точки зрения все факторы наркомании раз­деляются на факторы среды (объективные) – социально-психологические и факторы личности подростка (субъективные) – психологические. Соответ­ственно в вопросах профилактики наркотической зависимости выделяются также два основных направления:
- во-первых, работа со средой обитания подростка (выделение факто­ров риска и их нейтрализация);
- во-вторых, работа с личностью учащегося: воспитание и развитие устойчивости к неблагоприятным социально-психологическим факторам и воздействиям.
По второму направлению профилактические программы работают на развитие личностной компетенции (реализуется посредством обучения навыкам эффективного общения, принятия решений); на выработку и развитие навыков защиты (посредством обучения умению противостоять различным факторам риска); на предупреждение возникновения проблем (реализуется посредством формирования навыков регуляции эмоций, разрешения конфликтов и т.д.).
Существуют необходимые условия для развития эффективной системы профилактической работы:
понимание значимости комплексного, интегративного подхода к решению проблемы; только совместная работа «одной команды» – психологов, социальных работников, педагогов, валеологов, медицинских работников, родителей может дать реальный результат;
формирование в педагогическом коллективе ценностно-смыслового единства по отношению к наркотикам;
применение наиболее эффективных методов, в которых актуализирован личностный потенциал ребенка, его желание изменить ситуацию к лучшему, поддержка значимого для него окружения;
необходимость начинать работу по оказанию помощи ребенку с семьи и школы; бездействие или противоборство одной из сторон усиливает действие факторов риска;
формирование адекватных условий среды жизнедеятельности ребенка, которая смогла мы противостоять факторам риска (школьные сообщества, детские общественные организации, дома детского творчества и др.);
улучшение информационного сопровождения детей «группы риска»; специалист не должен стремиться решать проблемы, при решении которых он чувствует себя некомпетентным, но он должен обладать всей широтой информации о том, где находятся специализированные службы и центры, способные оказать помощь;
владение имеющейся нормативной правовой документацией по данной проблеме;
исследование детской субкультуры с целью поиска и разрешения проблем детей «группы риска».
Цель профилактической программы – создание в школьной среде условий, препятствующих распространению наркотиков, становление активной отрицательной позиции по отношению к наркотикам у большинства учащихся. Наркотики стали настолько доступны для детско-возрастной популяции, что вошли в структуру окружающей реальности. Поэтому не менее доступной должна стать и помощь, прежде всего, в образовательных учреждениях, где дети и подростки проводят достаточно много времени, где они на виду.
Смысл профилактической деятельности современной школы – создание образовательной среды, способствующей развитию. Наркотизация же пространства школьной жизнедеятельности ребенка гарантировано разрушает все другие педагогические усилия.
Решение основного конфликта подросткового возраста во многом зависит от групповых норм его окружения, а поскольку подросток значимую долю времени реализует себя в образовательном пространстве, то и от его норм и правил. Если нормой образовательного пространства будет здоровый образ жизни, то ученик, не отторгаемый этим пространством, вероятнее всего, будет мотивирован на ведение здорового образа жизни (при наличии других благоприятных для этого условий). Как часть единого целого он может обладать его свойствами, которые в сочетании с его индивидуальностью определят степень устойчивости динамического равновесия, психического здоровья, независимости.
Свойства образовательного пространства могут способствовать как отождествлению с ним и его нормами, так и отторжению, принятию антисоциальных норм и правил. В последнем случае велика вероятность приобщения подростков к наркотикам.
Важные элементы климата школы:
Выявление потенциальных возможностей учеников.
Установка четких правил и их последовательное соблюдение.
Соблюдение дисциплины.
Сохранение высокого качества образовательного процесса.
Сохранение здания школы в хорошем состоянии.
Составление четкого режима работы.
Поддержка участия учеников и родителей в жизнедеятельности школы.
Проявление поддержки со стороны учителей.
Выражение позитивных ожиданий в отношении учеников.
Предоставление помещений для неформального общения учителей и учеников.
В сфере образования необходим пересмотр некоторых подходов к воспитанию и преподаванию учебных предметов. В связи с проблемой аддиктивного поведения актуальны такие стороны школьной жизни, как адекватная учебная нагрузка детей, придание особой значимости личностному аспекту, касающемуся и детского, и педагогического контингента. Целесообразно включение в образовательный цикл предметов, интегрированных курсов, спецкурсов и факультативов, направленных в своем содержании на расширение объема знаний о реальной жизни. Эта работа может быть дополнена рядом внеклассных мероприятий профилактического характера (беседы, ролевые игры, театральные постановки).
Для детей с проблемами психофизического и социального характера организуется компенсирующее обучение, в результате чего формируется целостная система оптимальных педагогических условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями состояния соматического и нервно-психического здоровья.
В школах должна создаваться атмосфера нетерпимости в отношении возможной наркотизации. В то же время подростки должны быть уверены в том, что они всегда получат необходимую консультацию, помощь в случае возникновения у них проблем, связанных с наркотизацией, алкоголизацией как со стороны преподавателей, так и со стороны медработников. В случае добровольного обращения учащихся за помощью должны строго соблюдаться принципы доверия, уважения, врачебной тайны. Эти принципы должны соблюдаться и во всех случаях необходимого обмена информацией по поводу конкретной наркологической ситуации в образовательном учреждении. Выяснение обстоятельств возможного употребления наркотических веществ, наблюдение за подозреваемыми подростками должны вестись корректно, без ненужной гласности и применения «методов воздействия», унижающих достоинство человека.
Возможны и некоторые структурные изменения в школе по развитию системы сопровождения – это метод взаимодействия специалистов и ребенка, направленный на решение сложных проблем развития: в области обучения; в области «школьной карьеры» или выбора образовательного и профессионального пути; в области социально-эмоциональных отношений; в области формирования и сохранения здорового образа жизни; в области свободного времени.
Сопровождение учеников – это процесс постоянного поиска оптимального согласования между требованиями, задачами, правилами и целями школы; возможностями и мотивацией учеников; ожиданиями учеников, родителей и руководства; навыками и возможностями администрации и учащихся. Основой служат доверие, открытость и стремление к решению проблем.
В целях повышения эффективности вся профилактическая работа обязательно нуждается в психологической и социальной разработке, научно-методической экспертизе. Информация о наркотиках и наркопреступности, поданная без учета подростковой психологии, может возбудить нездоровый интерес у слушателей и даже побудить их к употреблению наркотических средств. Поэтому при организации педагогической профилактики должны быть учтены следующие методические принципы:
комплексный характер педагогической профилактики, т.е. вопросы предупреждения использования психоактивных веществ должны рассматриваться в качестве звеньев единой системы воспитательного процесса;
актуальность – содержание педагогической профилактики должно отражать наиболее актуальные для данного возраста проблемы, связанные с различными аспектами наркотизма; содержание мероприятий профилактической программы определяется в соответствии с тем, как в разных возрастных груп­пах происходят накопление знаний о наркотиках и алкоголе и формирование отношения к ним;
опережающий характер – целевая подготовка детей должна осуществляться заблаговременно, т.е. до наступления того возрастного этапа, когда приобщение к тому или иному виду одурманивания для ребенка становится реальным; приоритетным в ее структуре является направление, связанное с предотвращением первичного обращения ребенка к одурманиванию;
конструктивно-позитивный характер, предполагающий не только запрещение тех или иных поведенческих форм, связанных с одурманиванием, но и, главным образом, развитие индивидуальных механизмов, обеспечивающих ребенку успешную социальную адаптацию – важно не только сформировать у ребенка представление о недопустимости одурманивания, но и показать ему, как без помощи одурманивающих веществ можно сделать свою жизнь интересной и счастливой;
при организации педагогической профилактики должен соблюдаться принцип запретной информации – полностью исключается использование сведений, способных провоцировать интерес детей к наркотизации, облегчающих возможность приобщения к одурманивающим веществам (информация о специфических свойствах различных одурманивающих веществ, способах их применения).
Таким образом, одним из главных требо­ваний организации профилактической работы выступает максимальное исключение воз­можности обратного эффекта – «повышенного интереса», т.е. со­общаемая информация не должна вызывать «поисковой ак­тивности» ребенка, желания на собственном опыте проверить до­стоверность приводимых фактов. Кроме того, отрицательная информация о воздей­ствии тех или иных наркотических ве­ществ, лекарственных препаратов не должна затрагивать возможности смертельного исхода, так как в слу­чае возникновения мыслей о само­убийстве она может спровоцировать ребенка на реальное действие. До настоящего времени акцент в профилактике делался на методе запретов и наказаний. Но эта технология не учитывала социально-психологических и возрастных особенностей подростков. Современные подходы заменяют «деструктивные методы», связанные с запугиванием, ориентируют на формирование таких установок и ориентации личности, при которых наркотики не являются ценностями.

С целью подготовки аналитической справки для научно-экспертного совета по выработке прогнозов и оценки эффективности мероприятий, направленных на профилактику наркомании, пропаганду здорового образа жизни в ОУ области Областное государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации педагогических работников» по поручению научно-экспертного совета провел заочный мониторинг по экспертизе эффективности деятельности образовательных учреждений по профилактике наркомании, формированию потребности в здоровом образе жизни среди детей и подростков. Эффективность является важной интегральной характеристикой достигнутых результатов профилактики в образовательной среде и отражает их социальную значимость: вклад в решение государственной задачи предупреждения употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью.
В мониторинге приняли участие 47 образовательных учреждений области, из них:
Общее количество обучающихся, охваченных работой по профилактике наркомании и профилактике здорового образа жизни, составило 13178 человек. Осуществляют эту деятельность 1118 педагогов.
К организации деятельности по профилактике употребления психоактивных веществ привлекаются психологи, медицинские работники, социальные педагоги. Всего в области работают 10 психологов, 19 социальных работников, 40 медицинских работников. В Смидовичском, Октябрьском, Облученском вообще нет психологов, в Ленинском районе-1, в городе-7. Отсутствует социальный педагог в Смидовичском и Октябрьском районах. Несмотря на нехватку специалистов, психолого-педагогическая помощь детям и родителям оказывается. Занятия проводят классные руководители с привлечением специалистов. Для реализации психолого-педагогической помощи применяются как традиционные, так и современные подходы к профилактической работе: ролевые игры, тренинги, релаксационные упражнения.

Город
Биробиджанский район
Смидовичский
Октябрьский
Облученский
Ленинский
«Жить без вредных привычек», «Жить с собой в ладу», «Я всегда говорю «Нет!» наркомании» (ПЛ), «Наркомания-страшная болезнь 21 века» (СОШ № 7),
«Проблема наркомании-общая проблема»-Бирофельд.
«Правда о наркотиках»-Надеждинское.
«Умей сказать нет»-Птичник
«Я учусь владеть собой», «Мой жизненный выбор» (СОШ № 1 Смидович), «Счастье-жить!» (СОШ № 4 Даниловка), «Употребление табака», «Скажи наркотикам «Нет!», «Сделай свой выбор» (СОШ № 7 Николаевка), «Если друг оказался вдруг...» (СОШ № 11 Волочаевка), по линии волонтеров «К новым берегам» (СОШ № 18 Приамурский), «Как сказать «Нет!» (СОШ № 10 Волочаевка), «не допустить беды!» ( СОШ № 5 Камышовка)
«Как сказать «Нет!», Правовая декада
Интернет-тренинги (Известковый)
«Школа самоуважения» (Будукан)
По профилактике ПАВ (СОШ № 2 Облучье)
Обучение волонтеров на базе Центра психологической помощи.-Биджан.
«Курение-дело серьезное». «Умей противостоять зависимостям»-СОШ с. Ленинское.

За прошедший период психологическая помощь оказана 1739 обучающимся и 1280 детям в различных формах:
Дети
Родители
беседы психолога, индивидуальная работа, психолог из «Центра социально-педагогической помощи семье и молодежи», консультации, часы общения, составление режима дня, телефон доверия, тренинги, дискуссии, Общественная приемная «Доверие» (Бира)
Университет педагогических знаний-Надеждинское. Консультации специалистов-бирофельд. Индивидуальная помощь-Птичник.Беседы-Опытное поле; индивидуальные беседы, психолог из «Центра социально-педагогической помощи семье и молодежи», памятки, консультации, разбор ситуаций, тематические собрания. Телефон доверия, буклеты, лектории, индивидуальные беседы

В каждом ОУ создан Совет по профилактике. Всего за пройденный период в Совете профилактике были задействованы 2498 детей и 577 педагогов в различных видах деятельности:

Город
Биробиджанский район
Смидовичский
Октябрьский
Облученский
Ленинский
Отчеты классных руководителей, профилактическая работа с сотрудниками СООВД УВД, контроль за обучением и поведением, занятость, анализ работы, правовое просвещение, организация месячников, организация лекториев, адресная работа,
Организация всеобуча.
Прфилактика наркомании и табакокурения
предупреждение детского алкоголизма.
Через школьное самоуправление

Партизанское
«Наркотики-это страшно», «Профилактика болезней», «День борьбы против СПИДа», «Остановись и подумай!», «Умей сказать «Нет!», «О состоянии здоровья школьников», «Методы борьбы с курением», «Режим дня», Планирование работы по профилактике наркомании, негативных привычек. Организация взаимодействия служб и ведомств системы профилактики. Круглый стол «За здоровую альтернативу» для трудных подростков, «Вредные и опасные привычки», профилактика курения, асоциального поведения в школе и за ее территорией

Успеваемость, посещаемость, занятость детей «группы риска»встречи с сотрудниками ГДН, беседы о вреде курения
«Профилактика вредных привычек», «Профилактическая работа по предупреждению рецидива». Проведение мониторинга. Создание системы профилактической работы. Обеспечение защиты прав. Реабилитация. Выявление и пресечение.
Результаты диагностики.
Приглашение родителей.
Встречи со специалистами.
Реализация планов помощи детям, находящихся в социально опасном положении.

С целью пропаганды здорового образа жизни, формирования потребности в занятии по интересам в ОУ созданы разнообразные кружки и секции, которые посещают 8790 детей. Организуют работу кружков и секций 314 педагогов.
Город
Биробиджанский район
Смидовичский
Октябрьский
Облученский
Ленинский
Спортивные секции, туризм, каратэ, футбол, волейбол, тренажеры, школа «Юный спасатель» ( Детский дом 2). баскетбол, ЛФК, 6 спортивных секций в ПУ 3
Волейбол, футбол, баскетбол,теннис, кружок «Тропинками здоровья» (Птичник), «Меткий стрелок» (Птичник), туристический, бокс (Птичник). Спортивная секция, секция «Олимпионик», клуб «Казачья станица» (Надеждинское).
Направления: социальное, спортивно-оздоровительное, интеллектуальное, духовно-нравственное, патриотическое, экологическое.
Секции: футбол, баскетбол, волейбол, туризм, лыжный спорт, каратэ. Кружки: «Здоровячок», «Олимпионик», «Азбука безопасности жизнедеятельности», «Волонтер».

Волейбол, «Здоровым быть здорово» (Благословенное)
Волейбол, теннис, самозащита и самооборона. «Подвижные игры», «Юные атлеты». Клуб «Олимпионик», баскетбол, футбол, тренажерный зал, «Спортивные игры». «Я-гражданин». «Тхэквандо».

«Мы за здоровый образ жизни».
Туризм, баскетбол, волейбол, спортивная секция, акробатика, теннис. Легкая атлетика.

Летней занятостью охвачено 8025 детей. Организованы разнообразные формы занятости детей и подростков: летние лагеря с дневным пребыванием, профильные отряды, ремонтные бригады, форпосты, спортивные отряды, дворовые площадки, сельскохозяйственные отряды.

С целью выявления детей «группы риска», оказания своевременной целенаправленной поддержки, получения детьми и молодежью консультативной, психокорекционной и реабилитационной помощи педагоги ОУ систематически проводят социологическое исследование обучающихся. По данным мониторинга за текущий период проведено социологическое исследование 7661 обучающегося в следующих формах:

Город
Биробиджанский район
Смидовичский
Октябрьский
Облученский
Ленинский
Уровень воспитанности, «Мое отношение к ПАВ», психолого-педагогическое обследование (ПЛ), «Диагностика вредных привычек», Анкета для старшеклассников, Диагностика отклоняющегося поведения (Детский дом 2), анализ социального паспорта класса, анализ межличностных отношений, тестирование. Изучение уровня школьной тревожности, анкетирование «Твое свободное время»
не обозначено — ПУ 3
Мониторинг заболеваемости, анкетирование, паспорт здоровья,
Тестирование и анкетирование:
«Отношение к наркотическим веществам», использование материалов ГУ «Краевой молодежный социальный медико-педагогический центр «Контакт» г. Хабаровск., диагностика «Я выбираю», из0учение семейных взаимоотношений, социального окружения. Анкетирование по выявлению наклонностей к употреблению наркотических веществ.
Анкетирование «Факт отношения к наркотическим веществам», «Как оградить себя от вредных привычек»
Анкетирование, составление социального паспорта, тестирование, опрос, наблюдение.
Составление социальных паспортов, анкетирование,
выявление неблагополучных семей, составление картотеки.
Операция «Занятость» в МКОУ СОШ с. Ленинское.
Акты посещения семей.

В настоящее время в образовательной среде система профилактики строится с учетом трех основных сфер жизнедеятельности детей и молодежи- семья, ОУ, досуг, включая связанное с ними социальное окружение. Поэтому в ОУ большое внимание уделяется организации досуга детей с привлечением родителей. В совместных мероприятиях с детьми участвовал 4891 родитель.

Город
Биробиджанский район
Смидовичский
Октябрьский
Облученский
Ленинский
Общешкольные и классные собрания, индивидуальное консультирование, семейный клуб «Исток» в СОШ № 1, встречи, День открытых дверей,
Лекторий, собрания
Родительские собрания, лектории, круглые столы, беседы, участие родителей в работе Совета профилактики, День открытых дверей, родительский всеобуч, совместные мероприятия, индивидуальные и групповые консультации, встречи со специалистами, анкетирование родителей, «Школа для родителей» (СОШ № 2 Николаевка).
Родительские собрания, анкетирование, День здоровья, на школьном сайте -раздел «Здоровье школьников (СОШ с. Благословенное)
Родительские собрания, родительский всеобуч (Будукан),
родительские комитеты, лектории, вечер вопросов и ответов (Теплоозерск),
психологическое консультирование (Семисточный)
Родительские собрания, лекторий, консультации, встречи со специалистами, разработка рекомендаций, индивидуальные беседы, рейды в семьи

Приведенная таблица показывает, что основной формой работы классных руководителей остается родительское собрание и классный час. Необходимо строить данные мероприятия с учетом значимости для родителей и обучающихся, использовать современные технологии, например, такие как:
Город
Биробиджанский район
Смидовичский
Октябрьский
Облученский
Ленинский
Создание проектов, роликов, презентаций. Интернет-ресурсы. Копилка мультимедийных материаловы в СОШ № 1. конкурсы видеороликов и презентаций в СОШ № 7. ролевая игра «суд над наркотиками» игра «Я выбираю» в ООШ № 4. проведение Интернет-урока в СОШ № 23.
Участие в интернет-конференциях (Дубовое)
интернет-уроки (Валдгейм),

Видеолекции, проектная деятельность (СОШ № 3 Смидович), Интернет ресурсы сайта ФСКН России (СОШ № 2,7 Николаевка), презентации (СОШ № 11 Волочаевка, № 18 Приамурский). Интернет-уроки «Нет наркотикам для 5-11 кл» (СОШ № 5 Камышовка
Прочерк? СОШ № 4 Даниловка, НШ № 22 с. Тельмана

Видеофильмы, видеоролики (ООШ Полевое), изготовление буклетов, презентаций (СОШ Благословенное)
Школьное радио, видеоролики, презентации, интернет-ресурсы (интернат).
Всероссийский интернет-урок (Известковый)
проектная деятельность (Будукан)
Интерактивная доска, ресурсы интернета, презентации. Интернет-урок.

С помощь родителей, общественности, использования современных технологий педагоги ОУ в системе организуют деятельность по профилактике употребления ПАВ и пропаганде здорового образа жизни; проводят разнообразные по форме и содержанию занятия, коллективно-творческие дела, событийные мероприятия, воспитательные дела. В таких делах приняли участие 9851 ребенок разного возраста, начиная с 1 класса.

Город
Биробиджанский район
Смидовичский
Октябрьский
Облученский
Ленинский
Лектории, спортивные праздники, соревнования, профилактические игры, тестирование, классные часы, психологический клуб, марафон здоровья, тематические беседы, акции, встречи, дни правовых знаний, волонтерская деятельность, ш8кольный пресс-центр, лекторий, Неделя физкультуры и спорта, агитбригада, конкурсы, социальные проекты, индивидуальная работа
Классные часы, игры, викторины, конкурсы, спортивные праздники, соревнования, День информации ((Дубовое), акции, Час суда (Дубовое), волонтерское движение «Будь здоров» (Найфельд), встречи со специалистами, беседы, КТД, ткрслет, спартакиада.

Профилактические беседы, акции по ЗОЖ, классные часы, конкурсы, дни здоровья, Видеолекторий, встречи со специалистами, анкетирование и тестирование детей, индивидуальные беседы, Недели профилактики, агитбригада в сош № 7 Николаевка, встреча с волонтерами из центра «Живи» г. Хабаровска (СОШ № 18 Приамурский), кружок «Расти здоровым», тренинги, мозговой штурм «К чему ведет проба наркотика и токсичного вещества» в СОШ № 5 Камышовка)
Диспут, классные часы, брейн-ринг, день здоровья, профилактические беседы, встречи с мед. Работником, акции, анкетирование, встречи с сотрудниками правоохранительных органов, конкурсы, месячники
Часы общения, дискуссии, беседы, внеклассные мероприятия, акции, агитбригада, обсуждение телепередач, встречи со специалистами (школа-интернат).
Классные часы (№ 24 Бира).
День здоровья, классные часы (Семисточный).
Беседы, классные часы, проекты, конкурсы рисунков, плакатов, день здоровья (Теплоозерск).
Конкурс рисунков, акция «Нет наркотикам» (Известковый).
Классные часы, беседы, разбор ситуаций, конкурс плакатов, Президентские игры (Будукан).
Конкурс стихов, лозунгов, плакатов, рисунков, сочинений, обсуждение фильмов, конкурс компьютерных открыток (СОШ № 2 Облучье)
Беседы, конкурсы, игры, агитбригада, День здоровья, Выставки плакатов, акции,профилактические беседы, встречи со специалистами, выпуск газет, тематические классные часы, месячник,

Для предоставления обучающимся и родителям объективной информации по данной проблеме в ОУ оформлена наглядная агитация по пропаганде здорового образа жизни с целью формирования устойчиво-негативного личностного отношения к вредным привычкам:

Город
Биробиджанский район
Смидовичский
Октябрьский
Облученский
Ленинский
Стенгазеты, рисунки, плакаты, уголки здоровья, баннеры, стенды, бюллетени, уголки в классах, листовки
Стенды, школьное радио и газета (Птичник), паспорт здоровья, выставки с рекомендациями ((Бирофельд), рубрика в классных уголках
Уголки здоровья, листовки по итогам акций, выставка книг и журналов в библиотеке
Стенды, уголки здоровья, рисунки, плакаты, буклеты, «Общественная приемная «Доверие» (ООШ с.Полевое)
Стенд «Здоровое питание», классные уголки, листовки, выставки, санбюллетени, стенд-общественная приемная «Доверие». Буклеты и газеты.
Стенды, классные уголки, выпуск санбюллетеня, буклеты,

В оформлении стендов участвуют не только педагоги, но и дети (1700).
Для успешной социализации школьников, улучшения антинаркотической работы в местах досуга детей и молодежи, с целью разъединения наркотических асоциальных групп ОУ области ведут большую работу на микрорайоне:

Город
Биробиджанский район
Смидовичский
Октябрьский
Облученский
Ленинский
Игровые мероприятия в детском доме Валдгейм, д/с № 28-СОШ 23
рейдовые мероприятия- ПУ 3
совместные праздники-ООШ № 4
волонтеры-СОШ № 6
рейды-СОШ № 1
акция «День отказа от курения»-СОШ № 5
не обозначена-ПЛ, СОШ № 7, Детский дом № 2
Дети-222
педагоги-32
Акции, рейды.
Совместно с Домом культуры мероприятия-Птичник.
Нет-Дубовое, Найфельд, Опытное поле.
Дети-1211
педагоги-154
Месячник профилактики, работа с инспектором, рейды, организация дворовых команд ( СОШ № 3 Смидович), волонтерская деятельность (СОШ № 22 Тельмана), акция молодежной организации «СМИД» (СОШ № 4 Даниловка),
Дети- 390
педагоги-15
не обозначено-Благословенное
акция «Один день без вредных привычек» (Амурзет),

Дети-665
Педагоги-53
акции «Нет курению», «Нет наркотикам», «Мы за здоровый образ жизни» (Будукан).
Распространение буклетов (Облучье)
Тесты, акции в поселке (Известковый)
Факельное шествие, поселковый кросс, листовки (Теплоозерск)
Спортивные соревнования (Бира)
Не обозначено-школа-интернат, Семисточный.
Совмеситные мероприятия, акция «Молодежь против наркотиков»
акция «Белая ромашка».

Чтобы реализовать все этапы деятельности: создание организационных структур; подготовка кадров; нормативно-правовой базы, дифференцированных программ; взаимодействие с различными учреждениями и организациями, со средствами массовой информации, в ОУ области действуют различные программы по профилактике ПАВ и формированию потребности в здоровом образе жизни:
Город
Биробиджанский район
Смидовичский
Октябрьский
Облученский
Ленинский
Программа по валеологии. Направление по пропаганде ЗОЖ (СОШ № 1), программа «Профилактика преступлений и правонарушений на 2011-2013 г.г. (ПУ 3), программа «Профилактика правонарушений» (ООШ № 4), методические рекомендации по тестированию, программа «Будущее для всех»
сборник «Профилактика суицида в детской среде»
программа «Здоровое питание» (СОШ № 6), методическое пособие «Профилактика ПАВ» (СОШ № 7), план работы волонтерского корпуса, видеоархив по проекту «Общее дело» (ПЛ), проект «Здоровая и дружественная школа» (СОШ № 5)
Программа «Мы выбираем ЗОЖ»-Бирофельд
программа «Наш путь к здоровью»-Надеждинское
программа «Здоровье»-Птичник
план работы по профилактике-Опытное поле
программа «Я в огромном мире»-Дубовое
программа «Дороги, которые мы выбираем» -Валдгейм
нет-Найфельд
План работы совета профилактики, методические рекомендации, программа «Жизнь без ПАВ», брошюры ОГБУ «Центр социально-психологической помощи семье и молодежи», программа «Здоровье», тренинги, программа «Не допустить беды!», электронная методическая копилка (СОШ № 5 Камышовка), ФГОС НОО «Методическое обеспечение к программе формирования здорового и безопасного образа жизни», программа «Альтернатива», использование в работе материалов, предоставленных Хабаровской краевой ассоциацией «Планирование семьи», Отделением по оказанию наркологической помощи населению (НШ № 22 с. Тельмана), программа «Здоровый образ жизни»
Методические ркомендации ОблИПКПР, ресурсы сети интернет,
Методическая литература.
Программа «Здоровье» (школа-интернат)
программа «Шаг в будущее» (интернат)
образовательная программа ОблИПКПР за 2008 г. (интернат)
программа «Компас здоровья» (Известковый)
Программа совместной деятельности педагогов и родителей.
Проект «Здоровое поколение». Программа «Здоровое питание» (Школа № 24 Бира)
Программа «Жизнь без вредных привычек». Программа «Будь здоров», программа внеурочной деятельности «Растем здоровыми» (Будукан)
Программа «Ровесник»-Башмак.
Программа «Будущее без наркотиков»-Венцелево.
Детская газета «Добрая дорога детства»-Бабстово.
Программа «профилактика наркомании среди подростков».
Методическое пособие «работа с трудными».
Программа «Социализация обучающихся и воспитанников»-школа-интернат с. Ленинское.
Программа «Подросток». Программа «Здоровье». Методические пособия. -СОШ с. Ленинское.
Сайт по контролю за оборотом наркотиков. Газеты, журналы. Программа «Школа-территория здоровья»-Биджан.
Для прослеживания результативности существующих программ педагоги проводят мониторинг эффективной работы по антинаркотической программе: мониторинг отношения к наркотикам, тестирование, мониторинг профилактической деятельности; анкетирование, тестирование, «Нравится ли мне внеклассная работа в школе», опросник «Вредные привычки в нашей жизни», «Мое отношение к вредным привычкам», «Оцени работу в школе», мониторинг результативности программы по профилактике, мониторинг «Уровень воспитанности». Исходя из полученных сведений от ОУ можно сделать вывод, что назрела необходимость создавать единую систему мониторинга результативности программ.
Чтобы обеспечить целенаправленную, системную работу по данной проблеме, при создании программы ОУ в первую очередь создают нормативно-правовую базу.
Город
Биробиджанский район
Смидовичский
Октябрьский
Облученский
Ленинский
Положение о совете профилактики (СОШ № 23, № 5),
Закон № 120, устав, правила поведения, приказы (детский дом № 2)
Закон об образовании, положения, приказ о совете профилактики, Закон ЕАО (СОШ № 6)
приказ о мера правонарушений и по профилактике преступности, положение об учете неблагополучных семей
Положение- Дубовое
Постановление правительства ЕАО от 28.10.2011 года № 532-ПП «О внесении изменений в областную целевую программу «Профилактика наркомании на территории ЕАО» на 2012-2013 годы. (Валдгейм»
ФЗ РФ № 120 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений», «Закон об образовании», локальные акты, положение о совете профилактики.-во всех учреждениях.
Закон ЕАО «О профилактике наркомании и токсикомании на территории ЕАО» от 30.01.2008 г. только в МБОУ СОШ № 8 с. Аур
Приказ о создании совета профилактики, совместные планы работы с полицией, домами культуры, погранзаставой. «Комплексная программа профилактики правонарушений и преступлений на территории ЕАО», 120 закон РФ, Положение о совете профилактики
Устав.
Комплексная программа.
Положение о проведении рейдов, о совете профилактики, об учете неблагополучных семей.
ФЗ № 120 (школа-интернат)
Указ президента РФ 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»-Биджан.
Приказы комитета образования, администрации Ленинского района, школы-Степное.
Закон об образовании. ПриказМО РФ от 25 сентября 2005 года-СОШ с. Ленинское.
Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия употреблению наркотиков»-Венцелево.
Положение-Башмак.

Проведенный мониторинг показал, что назрела необходимость создания единой базы нормативно-правовых документов для реализации программ по профилактике употребления ПАВ и формирования у обучающихся потребности в здоровом образе жизни.

Чтобы сформировать в педагогическом коллективе ценностно-смысловое единство по отношению к данной проблеме педагоги должны овладеть общей логикой построения профилактической работы. Поэтому очень важно отношение педагога к постоянному совершенствованию своей профессиональной компетентности по этому направлению деятельности. Такая работа проводится в ОУ через:
1.Семинары.
Город
Биробиджанский район
Смидовичский
Октябрьский
Облученский
Ленинский
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках» (СОШ № 5), «Организация профилактики и наркопреступности в ЕАО совместно со службами Госнаркоконтроля» (ПЛ), «Современные технологии профилактической работы», «Молодежные субкультуры» (СОШ № 7), «Формы работы по профилактике вредных привычек»»Пути сохранения здоровья школьника» (ООШ № 4),
На базе ОблИПКПР
Дубовое:
«Что такое наркомания»
«»Факторы риска»
«Как воспитать не наркомана»
«Как узнать, употребляет ли ребенок наркотики»
«На пороге страшной беды»
«За здоровый образ жизни»
Надеждинское:
«Ответственность несовершеннолетних за хранение и сбыт наркотиков»

«Физическая культура и массовый спорт в основе здоровьесберегающих технологий», (СОШ № 7 Николаевка), «Профилактика правонарушений. Ранняя профилактика семейного неблагополучия», «Социализация детей и подростков. Профилактика асоциального поведения» (СОШ № 2 Николаевка), «Не стань жертвой» (СОШ № 11 Волочаевка), «Вместе против ПАВ» (СОШ № 1 Смидович), «Можно ли продлить молодость» (СОШ № 3 Смидович), «Методические приемы по профилактике ПАВ» (СОШ № 8 Аур)
При ОБЛИПКПР
В школах: «КТД-основа вовлечения школьников в социально-значимую деятельность», «Формы, методы и приемы работы с несовершеннолетними по профилактике употребления ПАВ» (Благословенное)
Обсуждение фильма «Знакомство человека с наркотиками» (Семисточный)
«Здоровье детей в наших руках», «Беда где-то рядом» (Будукан)
«Формы работы кл. руководителей по пропаганде здорового образа жизни» (Известковый)
«Как сохранить свое здоровье» (СОШ № 2 Облучье)
«Здоровый образ жизни». «Дети и курение»-СОШ с. ленинское.
«Работа с детьми «группы риска»- школа-интернат с. Ленинское.

2.Конференции:

Город
Биробиджанский район
Смидовичский
Октябрьский
Ленинский
Областная конференция на базе наркоконтроля (СОШ № 1), «Здоровьесберегающие технологии в практике работы современной школы» (СОШ № 4),
«Сохраним себе жизнь». -Дубовое
«Наше богатство-здоровье России»-Птичник.
«Скажи наркотикам-»Нет!»-Надеждинское.
«Здоровье»-Бирофельд
«Ты не мишень для наркотиков» (СОШ № 11 Волочаевка), «Как выявить ребенка, употребляющего ПАВ» (СОШ № 2 Николаевка с участием специалистов служб и ведомств системы профилактики, медицинских работников), «Здоровье населения и лечебно-оздоровительный туризм»; «Роль информационных технологий в формировании здорового образа жизни» (СОШ № 7 Николаевка), «Это ваши и наши проблемы» (СОШ № 4 Даниловка), «Здоровым быть здорово!» (СОШ № 1 Смидович),
«Ты и твое поколение», «Первые шаги в науку»
Твой выбор-Венцелево.
«Умей сказать «Нет!»-школа-интернат с. Ленинское.
«Профилактика правонарушений и вредных привычек»-СОШ с. Ленинское.
«Мир и современная молодежь»-Степное.

3.Круглые столы:

Город
Биробиджанский район
Смидовичский
Октябрьский
Облученский
Ленинский
«Право ребенка на жизнь и здоровье», «Дети и насилие» (ООШ № 4), «Успех ребенка в его здоровье», (Детский дом № 2) «Взаимодействие Госнаркоконтроля и администрации ПЛ по профилактике наркомании
«Наш выбор-здоровая нация»-Птичник.
«Мой выбор-здоровье»-Надеждинское.
«молодежь против наркотиков»-Бирофельд.
«Быть здоровым, спортивным-становится престижным»-Найфельд.
«Разные дороги в бездну»-Дубовое
«Быть здоровым-это модно» (СОШ № 10 Волочаевка), «Взаимодействие общественных институтов по профилактике ПАВ» (СОШ № 18 Приамурский), «Опасное заблуждение» ( СОШ № 11 Волочаевка), «Наркомания-время действовать», «Здоровье нации-основа процветания России», «Общество против наркотиков» (СОШ № 7 Николаевка), «Есть выбор-жизнь без наркотиков» (СОШ № 4 Даниловка), «Как предупредить?» (СОШ № 1 Смидович), «Формирование здорового образа жизни» (СОШ № 8 Аур), «Права и обязанности семьи», «Бесконтрольность свободного времени-основная причина правонарушений», «Десять ошибок в воспитании» (СОШ № 2 Николаевка), «Энергетическая зависимость», «Мой выбор-ЗОЖ», «Наркомания-болезнь юная», «не кури-жизнь не губи» (СОШ № 3 Смидович)
«Наркотики и закон», «Мифы и реальность», районный при КДН И ЗП «Итоги работы по профилактике с несовершеннолетними»
Школа-интернат «Пропаганда в подростковой среде здорового образа жизни», «Мы-дети закона»
«Быть или не быть»-Венцелево.
«Нет наркотикам»-Бабстово.
«Уголовная ответственность за правонарушения, связанные с употреблением и распространением наркотиков» с участием прокурора района.-школа-интернат.
«Мы за здоровый образ жизни»-СОШ с. Ленинское.

Исходя из проведенного мониторинга выявился показатель комплексного подхода ОУ к организации работы по профилактике наркомании, пропаганде здорового образа жизни:

1).Количество детей, подростков, занимающихся в различных кружках, студиях, спортивных секциях на базе ОУ
77%
2).Количество детей, подростков, занимающихся в кружках, студиях, секциях в учреждениях дополнительного образования детей
45%
3).Уменьшение количества лиц, употребляющих ПАВ
31%
4).Вовлеченность детей и подростков в антинаркотические программы, способствующие повышению ответственности молодых людей за собственное здоровье
69%
5).Информированность населения о наркомании, алкоголизме и последствиях употребления ПАВ
59%
6).Вовлеченность родителей в антинаркотические программы
37%
Средний показатель по области:
53%

Мониторинг показал:
1.Деятельность ОУ по профилактике употребления ПАВ и формирования потребности в здоровом образе жизни строится по следующим направлениям:
-распространение информации о причинах, формах, последствиях потребления наркотических веществ;
-формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, умение принимать правильное решение;
-представление альтернативы наркотизации;
-коррекция социально-психологических особенностей личности;
-целевая работа с детьми «группы риска»;
-тесное взаимодействие с организациями и структурами;
-повышение педагогической культуры родителей.
2.В ОУ созданы программы по данному направлению работы, используются как традиционные, так и современные подходы к профилактической работе.
3.Осуществляется антинаркотическая профилактическая работа в семьях учащихся, а также в местах досуга детей и молодежи.
4.Педагоги ОУ успешно осуществляют задачи профилактики правонарушений, приобщения обучающихся к здоровому образу жизни, социализации учащихся.
По итогам мониторинга выявились следующие проблемы:
1.Отсутствие единой нормативно-правовой базы для изучения и применения в работе ОУ.
2.Некоторые ОУ недостаточно осознают значимость организации работы на микрорайоне.
3.Отсутствие психолога, социального педагога создает трудности в оказании социальной и психологической помощи.
4.Отсутствие систематического мониторинга. Набор случайно выбранных методик и диагностик не позволяет объектино проследить эффективность работы по данному направлению.

В связи с этими проблемами необходимо:
1.ОУ строить программу деятельности в соответствии с Концепцией комплексной активной профилактики и реабилитации (КАПР), которая предусматривает субъектную направленность: дети, подростки, молодежь, родители, общественность.
2.Организовать повышение квалификации классных руководителей по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся и родителям.
3.Создать единую нормативно-правовую базу по данной проблеме.
4.В ОУ активизировать работу органов самоуправления.
5.Внедрять в образовательный процесс педагогические технологии, которые позволяют включать учеников в интересную, неконфликтную, несоревновательную, кооперативную работу на уроке и во внеурочное время.
6.Применять современные подходы к организации воспитательного процесса; технологию коллективного творческого дела, воспитательные дела, событийный подход, личностно-ориентированный подход.
7.При создании программы включать следующие этапы: создание организационных структур; подготовка кадров; нормативно-правовой базы; дифференцированных программ профилактики; мониторинг эффективности; взаимодействие с семьей, общественными организациями, средствами массовой информации.
8.Организовать обмен опытом по организации в ОУ области работв по профилактике употребления ПАВ и формировании потребности в здоровом образе жизни.

ЛИТЕРАТУРА
1. Алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение, природные и бытовые яды. справочник для родителей и детей. С-Пб.: «Зенит», «Энеогия»,2000.
2. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. М.: С-Пб.: 1999.
3. Данилин А. Кокаин, первитин и другие психостимуляторы – «Врачи предупреждают».- М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000.
4. Данилин А. ,Данилина И. Героин – «Врачи предупреждают».- М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000.
5. Дефевере Х., Вандерфее Р. Политика школы в отношении наркотиков. М.: Издательский дом Эко, 2001.
6. Джонсон В. Как заставить наркомана или алкоголика лечиться. М.:В. Секачев, 2000.
7. Дунаев А.Г. Методическое пособие по курсу «Основы психологии аномального развития детей и подростков. Ростов н/Д, 1994.
8. Информационно-методические документы и материалы по профилактике наркомании среди детей и подростков. Ростов н/Д: 2000.
9. Колесов А.В. Предупреждение вредных привычек у школьников М.: Изд-во УРАО. 1999.
10. Колесов Д. В. Антинаркотическое воспитание: Учебное пособие. – 3-е изд., доп. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001.
11. Колесов Д. В. Эволюция психики и природа наркотизма. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
12. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М.: 1998.
13. Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики среди младших школьников. С-Пб.: Издательство «Образование - культура», 1999.
14. Макеева А.Г., Ранняя профилактика наркотизма у детей и подростков. М.: 2000.
15. Междисциплинарная программа «Здоровье» для средних образовательных учреждений / Вестник Образования, №12, 2001. М.: Издательство «Про-Пресс»,2001.
16. Наркотики: социальные, медицинские и правовые аспекты. Справочник, Минск: 2001.
17. Наркомания. Методические рекомендации по преодолению наркозависимости. М, С- Пб.: 2000.
18. Нейк А. Наркотики. М.: Институт общегуманитарных исследований.2001.
19. Педагогика здоровья. Программы и методическое руководство для учителей начальных классов. Под ред. В.Н. Касаткина. М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
20. Подростковая наркомания. Пособие для учителей.
21. Психолого-педагогические аспекты профилактики наркозависимости у школьников Ростов н/Д: Изд-во ИПК и ПРО, 1999.
22. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1999.
23. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Учебное пособие. Под редакцией Сергеева А.Н. – М.: Издательство «ЩИТ – М», 2001.
24. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. М.: Генезис, 2001.
25. Тарасов К.С. «Божий дар», ставший проклятием. М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2000.
26. Шабанов П.Д. Руководство по наркомании. С-Пб.: Издательство «Лань», 1999.
27. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. С-Пб.: 2001.
28. http://www.otrok.ru/narko/profil/index.htm
29. http://www.akipkro.ru/main.php?id=1842
30. http://www.screen.ru/narkom/gazeta14.htm
31. http://www.pippkro.primorye.ru/index.php?id=19
32. http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/1998/vestniksf83-16/index/vestniksf83-16000.htm
33. http://www.sinergi.ru/p834aa1.html
34. http://festival.1september.ru/
35. http://festival.1september.ru/2003_2004/index.php
36. http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php
37. http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php

38. Акопов Г. В. и др. (ред.) Методы профилактики суицидального поведения. – Самара-Ульяновск, 1998.
39.Амбрумова А.Г., Бородин С.В.. Михлин А.С. Предупреждение самоубийств. – М., 1980.
40.Амбрумова А. Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. Методические рекомендации. – М., 1980.
41.Бек А., Раш А. И др. Когнитивная терапия депрессий. – СПб.: Питер, 2003.
42.Гилинский Я.И. Самоубийство как социальное явление. Проблемы борьбы с девиантным поведением. – М., 1989.
43.Голант М.. Голант С. Если тот, кого вы любите, в депрессии. Помоги себе - помоги другому. – М.: Институт психотерапии, 2001.
44. Конанчук Н. В. Первый психотерапевтический контакт после суицида. Психогигиена и психопрофилактика. – Л., 1983.
45.Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону: Феликс, 1997.
46.Литвак М.Е., Мирович М.О. Как преодолеть острое горе. – Ростов-на-Дону: Феликс, 2000.
47.Лукас К., Сейден Г. Молчаливое горе: жизнь в тени самоубийства. – М.: Смысл, 2000.
48.Пурич-Пейакович Й., Дуньич Д. Й. Самоубийство подростков. – М.: Медицина, 2000.
49.Старшенбаум Г. В. Формы и методы кризисной психотерапии. Методическое рекомендаци. – М., 1987.
50.Суицид. Профилактика суицида среди детей и подростков. centercep.ru/.../132-suicid-o-merah-profilaktiki-suicida-sredi-detey-i-..
51.Суицид в детской среде school1.sedelnikovo.omskedu.ru/index.php?...
52.Психолого-педагогические аспекты профилактики суицидов www.rae.ru/forum2012/275/1638
Категория: Статьи | Добавил: innovaciya
Просмотров: 3134 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]