Основы государственной молодежной политики
15.11.2012, 21:26
Введение

Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание.
В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.
Чтобы оказать помощь молодежи, нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д. Социология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам для того, чтобы эффективно построить работу.
Молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения.
Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни. Объектом государственной политики являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения. Субъектами этой политики являются государственные органы и их должностные лица, молодежные предоставлении необходимой помощи, а на минимальной стартовой поддержке. Тем самым государство снимает с себя обязательство всемерной опеки, что уменьшает материальные затраты и стимулирует раскрытие способностей молодых людей, творческих начал посредством развития сети социальных учреждений.
Таким образом, государственная молодежная политика – это вопрос стратегического развития общества и его стабильного будущего. Отсюда и особая актуальность данной проблемы, поскольку очевидно, что успешное реформирование общественного устройства возможно лишь при активном участии молодежи. Ориентиром в этой деятельности является содействие решению проблем молодого человека в различных сферах, в создании условий для его всестороннего развития, адаптации молодежи в рыночных условиях, поддержки и использования инновационного потенциала молодого поколения.
Необходимо помнить, что не только объект социализации, но и субъект активного исторического действия. Молодежные проблемы - это не только и не столько проблемы самой молодежи, это общенациональные, общегосударственные задачи. Через их решение общества, народы и страны выходят на качественно новый уровень цивилизационного развития.
Молодежь как основа существования государственной молодежной политики

Чтобы рассмотреть проблемы молодёжи, необходимо представить себе, что же такое молодёжь, чем она отличается от других общественных групп. Именно поэтому первая глава посвящена анализу индивидуально-личностных особенностей, свойственных молодому возрасту, и закономерностей усвоения норм, ценностей, установок, присущих обществу, различным организованным и неорганизованным группам, оказывающим воздействие на личность.
Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.
Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов не одновременно и не однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфера и чувствовать себя как подросток в другой.
Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархированной системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.
В заключении можно сказать, что молодость - это пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и дарования. Это период, сопряжённый с мучительно трудным процессом самопознания, обретения собственного “Я”. Человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе. С другой стороны, в это же время ему необходимо сформировать максимально достоверное представление об окружающем мире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические воззрения. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта. Выбор профессии, выбор спутника жизни, выбор друзей - вот далеко не полный перечень проблем, то или иное решение которых в значительной степени формирует образ последующей жизни.


Сущность современного понимания государственной молодежной политики
государственная молодежная политика
Исходя из того, что молодежь – самая динамичная, энергичная и критически мыслящая часть нашего общества. Молодое поколение обладает огромным социальным, интеллектуальным и творческим потенциалом, но не всегда бывает востребовано обществом. Особое значение потенциал молодого поколения имеет для тех обществ, в которых осуществляется модернизация – процесс, соединивший стихийную и сознательную трансформацию экономики и других сфер бытия на основе проводимых властными элитами реформ.
В России особенно ярко определились противоречия между потребностями и стремлениями молодежи и реальными возможностями, которые ей предоставляет государство, общество в целом. Как и какие тенденции будут развиваться в молодежной среде, во многом зависит от общества, от старшего поколения и государства. Отсутствие условий для разрешения названных противоречий приводит к росту социальной напряженности, порождает инфантилизм, иждивенчество, социальную и гражданскую безответственность или же уход части молодежи в религиозные секты, криминальные группировки и другие маргинальные объединения. Поэтому предоставление молодежи прав и возможностей в решении ее собственных проблем – реальное требование развития общества.
ГМП является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в возрождении России.
Согласно принятым законодательным и подзаконным актам под государственной молодежной политикой понимается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика должна отражать стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, формирование у молодежи патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, соблюдение прав человека.
Объектом государственной политики являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения. Субъектами этой политики являются государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.
Государственная молодежная политика в силу ее комплексного межведомственного характера осуществляется путем координации программ отраслевых министерств и ведомств с привлечением к работе с молодежью негосударственных организаций. При этом реализация государственной молодежной политики осуществляется на следующих принципах:
• принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом;
• принцип социальной компенсации: обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;
• принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансирована мероприятий в области молодежной политики. Основными направлениями осуществления государственное молодежной политики являются: обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодежи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодежи; формирование условий для физического и духовного развития молодежи; поддержка деятельности молодежных объединений и содействие международным обменам.
Цель молодежной политики заключается в создании благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежи популяции (не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоев общества). Данная цель определяет две взаимосвязанные задачи: создание объективных условий для цивилизованного социального становления и развития подрастающего поколения (как объекта молодежной политики); создание благоприятных условий для инновационной, самостоятельной деятельности молодежи в различных сферах общества и в интересах самого общества; практической отработки новых общественных отношений и форм жизнедеятельности молодежи (как субъектов политики).
Участие молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики является одним из принципов этой политики. Молодежь - важнейший субъект этого направления государственной деятельности. В то же время механизм действительного вовлечения молодежи в проводимые государством мероприятия, ей адресованные, остаются коренной проблемой государственной молодежной политики.
Очевидно, что молодежь имеет мощный инновационный потенциал. Признавая необходимость материальной и духовной поддержки молодежи, предоставления ей льгот в силу недостаточной социальной защищенности и сложных стартовых условий, ориентиры современной молодежной политики направлены и на содействие молодым людям в самоорганизации и самореализации.
Вместе с тем, инновационный потенциал молодежи при определенных условиях и влиянии политических сил может носить как конструктивную направленность, так и деструктивную, в ущерб государству в целом, в том числе и самой молодежи. Мероприятия государственных органов призваны способствовать развитию созидательной, творческой деятельности молодежи, реализации ее инициатив во всех сферах жизнедеятельности. Молодежная политика призвана способствовать формированию потребности молодежи в общественном служении, в понимании своей ответственности за сегодняшний день общества и его будущее.
Реализация государственной молодежной политики направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, на развитие и поддержку молодежных и детских общественных объединений, движений и инициатив.
ГМП отражает стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Направления совершенствования государственной молодежной политики

Ни одно государство в мире не может не переживать за состояние отечественной молодежи. Каждого взрослого человека волнует не только судьба своих родных детей, продолжателей рода, но и, возможно, современное понимание иных представителей молодежного поколения, их проблемы, задачи, жизненные цели, достижение которых составляет государство принимать и усовершенствовать государственную молодежную политику. Поэтому Российская Федерация не оставляет за пределами государственного внимания проблемы и пути развития молодого поколения. В этой связи в России государственная молодежная политика направлена на то, чтобы как можно быстрее скоординировать на уровне государства все усилия по укреплению тесного взаимодействия молодежи и общества. И это справедливо, так как молодежь немыслима вне общества, а общество — вне молодежи. Она занимает центральное место в политике российского государства, так как ее формирования и развития зависит и активизация диалога — государство и личность, и авторитет Российской Федерации как внутри ее территории, так и на международной арене, успешное и элективное функционирование органов государственной власти и, наконец, будущее самой России, строить которое именно молодежи.
В условиях проведения важнейших для России реформ и вступления ее на новый этап развития стало очевидным, что современная российская молодежь нуждается не только в охране со стороны государства, но и в стимулировании культурно-досуговой деятельности, достигнуто которое может быть государством только за счет проводимой им же молодежной политики, ориентированной на обеспечение защищенности молодежи во всех сферах жизни общества, на улучшение ее положения и на привлечение ее к участию в политико-правовой жизни России.
Анализ современного состояния молодежи позволяет отметить следующие проблемы. В первую очередь, это большое число наркоманов среди лиц молодого возраста, токсикоманов и иных правонарушителей, что не внушает уверенности российскому населению в славное отечественное будущее; во-вторых, на территории России все сильнее растет преступность среди совершеннолетних и несовершеннолетних граждан. И, в-третьих, в России наблюдается отток молодых, высокопрофессиональных специалистов за границу, что отмечается в работах политиков и ученых.
Таким образом, одним из важных направлений государственной молодежной политики, учитывая вышеуказанное состояние российской молодежи, является улучшение культурно-досуговой деятельности молодежи, проблемы современного развития которой требуют своего немедленного разрешения. Оценивая сложность и необходимость, а вместе с тем и актуальность данного направления молодежной политики, государство решило качественно преобразовать настоящее состояние российской молодежи в лучшую сторону, объединившись для этих целей в организацию, а равно в сообщество людей, совместно реализующих государственную молодежную программу (политику) по улучшению культурно-досуговой деятельности молодежи, которое можно будет достигнуть только за счет принятия определенных мер, направленных на ее стимулирование.
Известно, что культурно-досуговая деятельность устроена определенным образом, позволяющим решать проблемы современной молодежи в оптимальном для нее режиме. Устройство данного вида человеческой деятельности, в особенности касающейся представителей молодежного поколения, помогает с точки зрения права понять саму внутреннюю ее структуру или же ее строение, основными элементами которой, являются во-первых субъект, то есть основные участники государственной молодежной политики или же сама молодежь, реализующий программные положения культурно-досуговой деятельности по поводу усиления ее позиции и места в жизни вся российского общества.
К разряду мер, стимулирующих культурно-досуговую деятельность молодежи, можно отнести проведение различных интеллектуальных игр, турниров не только в стенах ВУЗов, но и других учебных заведений. Проведение различных молодежных акций, инициированных как самими представителями молодого поколения, так и государством, улучшение жизненных условий, уровня жизни или социальной микросреды молодого поколения, в частности, увеличение денежной величины пособий, стипендий, введение новых премий, как в учебе, так и в спорте, обеспечение доступной для бюджета молодой семьи, ипотеки и предоставление им каких-либо иных льгот, заметно повышающий вероятность стимуле их кулътурно-досуговой деятельности.
Очевидно, что на претворение вышеуказанных мер необходимы немалые государственно-финансовые, материально-технические затраты, выделив которые можно будет определять будущее развитие современной российской молодежи.
Реализация отмеченных направлений стимулирования культурно-досуговой деятельности позволит создать условия для здорового образа жизни молодого поколения и ощутить себя достойной частью «свободного социума свободных людей».


Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что ГМП является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в возрождении России.
Государственная молодежная политика должна отражать стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, формирование у молодежи патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, соблюдение прав человека.
Категория: Тезисы
Просмотров: 3484 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]