Международные рейтинговые агенства
25.04.2012, 18:33

Международные рейтинговые агенства



И.А. Волков, (4 курс)
Руководитель: к.э.н., доцент Т.Б. Малкова
Ивановский филиал Российского государственного торгово-экономического университета, г. Иваново, Россия
Рейтинговое агентство – это коммерческая организация, занимающаяся оценкой платёжеспособности эмитентов, долговых обязательств, качества корпоративного управления, качества управления активами и т. п. В мире насчитывается более 100 рейтинговых агентств. К наиболее известным международным рейтинговым агентствам относятся Flitch Ratings, Moody’s, Standart & Poor’s, Morningstar. Наиболее известными рейтинговыми агентствами в России считаются «Эксперт РА», Национальное Рейтинговое Агентство, Рейтинговое агентство AK&M, Moody’s Interfax Rating Agency (совместная компания Moody’s Investors Service и Итерфакс).

Наиболее известный продукт рейтинговых агентств — это оценка платёжеспособности — кредитный рейтинг. Кредитный рейтинг представляет собой меру кредитоспособности частного лица, предприятия, региона или страны. Кредитные рейтинги рассчитываются на основе прошлой и текущей финансовой истории вышеперечисленных участников рынка, а также на основе оценок размера их собственности и взятых на себя финансовых обязательств (долгов). Основное предназначение подобных оценок — дать потенциальным кредиторам - вкладчикам представление о вероятности своевременной выплаты взятых финансовых обязательств. В последнее время расширилась и сфера применения кредитных рейтингов: они стали применяться и для установления новых размеров страховых взносов, для определения арендных залогов, определения качества новых кандидатов при приёме их на работу, оценку рисков и качества корпоративного управления.

У каждого рейтингового агентства существует своя (и не одна) шкала оценки. Например, краткосрочный кредитный рейтинг Fitch имеет буквенные обозначения: F1, F2, F3, B, C и D. При этом F1 – это самый высокий уровень кредитоспособности, а D присваивается компании, банку или стране, которые объявили дефолт по своим финансовым обязательствам. Рейтинги финансовой устойчивости по Fitch обозначаются от «ааа» до «f» c «+» или «-». «ааа» обозначает наиболее высокий уровень самостоятельной кредитоспособности, «f» — заемщик требует предоставления поддержки и не может брать кредит самостоятельно. Различны обозначения и у Moody’s, и у Standard & Poor’s. Например, недавно агентство Moody's понизил корпоративный рейтинг концерна «Fiat» с Ва1 до Ва2. Это означает, что долгосрочные долговые обязательства итальянской компании не только подвержены существенному кредитному риску, но и имеют негативный прогноз. Ниже приведена таблица кредитных рейтингов стран Большой Восьмерки согласно Standard & Poor’s

Табл.1. Кредитные рейтинги стран G8 согласно S&P

Эмитент Рейтинг по обязательствам в национальной валюте Рейтинг по обязательствам в иностранной валюте Оценка риска перевода и конвертации валют
Германия ААА ААА ААА
Канада ААА ААА ААА
Франция АА+ АА+ ААА
Россия ВВВ+ ВВВ+ ВВВ
Италия ВВВ+ ВВВ+ ААА
США АА+ АА+ ААА
Великобритания ААА ААА ААА
Япония АА- АА- ААА

Значение рейтинговых агентств переоценить сложно. От их оценки зависит курс акций компаний, возможность получения кредитов, привлекательность страны или фирмы для инвесторов, степень доверия к банку, а также доверие к управляющей команде и т.д. С другой стороны, хотелось бы остановиться на одном важном аспекте – объективности рейтинговых агентств. Практически все компании, которые находятся на рынке оценочных услуг, являются коммерческими, основная цель которых, разумеется, получение прибыли. Это относится и к международным, и к национальным агентствам, которых также немало на рынке подобных услуг. По мнению самих компаний, их оценка является полностью объективной. Однако практика показывает, что это далеко не всегда так. Корпоративные заказы на хороший или, наоборот, плохой для конкурента прогноз, нередко имеют место – за деньги можно купить многое. Наиболее ярким примером явился мировой финансовый кризис 2008-09 годов, когда рейтинговые агентства показали свою некомпетентность, присваивая высокие рейтинги эмитентам и ценным бумагам компаниям дефолтного уровня. В результате, США начали изменять законодательство для снижения зависимости при принятии инвестиционных решений от рейтингов. Объективность рейтинговых агентств также подвергли сомнению на прошедшей в конце февраля 2012 года встрече финансовой G20 в Мехико. На ней было высказано мнение о том, что необходим иной регулятор, который бы курировал процесс аккредитации рейтинговых агентств и повышения их ответственности за предоставляемую прессе информацию.
Категория: Тезисы | Добавил: VanDerVol | Теги: рейтинговые, агенства, Международные
Просмотров: 3598 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]