Социальная перцепция.
16.04.2012, 23:57

Социальная перцепция


М.В. Антипова, А.В. Корнева 2( ФК )
Руководитель к.п.н., доц. Данилов А.А.
Ивановский филиал Российского торгово-экономического университета, г. Иваново, Россия



Современная психология все больше обращает внимание на социальную сферу жизни. В последнее время актуальность приобрела проблема социальной перцепции.

Социальная перцепция – это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумевается люди и социальные группы.

Социальная перцепция обычно проявляется как:

восприятие членами группы, друг друга и членов другой группы;

восприятие человеком самого себя, своей группы и «чужой группы»;

восприятие группой «своего» человека и членов другой группы;

восприятие группой другой группы (или групп).

Процесс социальной перцепции - это деятельность его субъекта(наблюдателя) по оценке внешнего облика, психологических особенностей, действий и поступков наблюдаемого лица или объекта, в результате которой у субъекта социальной перцепции складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируется определенные представления о возможном поведении конкретных людей и групп.

Наиболее значимыми факторами восприятия людьми друг друга являются психологическая чувствительность; знание возможностей, трудностей восприятия другого человека и способов предупреждения наиболее вероятных ошибок восприятия; навыки и умения восприятия и наблюдения; условия (ситуация), в которых осуществляется социальная перцепция. Особенностями социальной перцепции являются активность субъекта социальной перцепции, целостность воспринимаемого, мотивированность субъекта социальной перцепции.

Существуют определенные функции социального восприятия: познание себя, познание партнеров по взаимодействию, функция установления эмоциональных отношений, функция организации совместной деятельности.

Особенно важно каждому члену общества владеть механизмами, посредством которых реализуется функции социального восприятия:

1. Стереотипизация. Социальный стереотип – это устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека.

2. Идентификация – это социально-психологический процесс познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними, при котором осуществляется сравнение или сопоставление внутренних состояний или положения партнеров, а также образцов для подражания, со своими психологическими и другими характеристиками.

3. Эмпатия – это эмоциональное сопереживание другому человеку.

4. Аттракция – форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитива к нему.

5. Рефлексия – это механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению.

6. Казуальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (стремление к выяснению причин поведения субъекта).

Таким образом, проблема социальной перцепции ориентирует каждого члена общества на осознанное восприятие конкретных людей групп и, следовательно, на продуктивное взаимодействие с ними.
Категория: Тезисы | Добавил: GOD | Теги: перцепция., социальная
Просмотров: 4000 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]