Товарные знаки и марки как уязвимые активы для атак конкурентов: проблемы и пути решения
16.04.2012, 23:14

Товарные знаки и марки как уязвимые активы для атак конкурентов: проблемы и пути решения



Д. Н. Максимов (4 курс)
Руководитель: ст.пр. А. М. Кислицына
Ивановский филиал Российского государственного торгово-экономического университета,
г. Иваново, Россия

Товарные знаки являются рекламным инструментом и способствуют продвижению маркированных ими товаров и услуг. Кроме того, товарный знак служит для защиты выпускаемой продукции на рынке и применяется в борьбе с недобросовестной конкуренцией. Как известно, на потребительский выбор влияют не только объективные факторы (например, его стоимость, качество, функциональные характеристики и др.), но и особенности восприятия товара потребителем, в том числе - и неосознанное восприятие символа товара и связанные с ним ассоциации. При этом происходит перенос конкуренции из сферы материальных характеристик товаров и услуг в сферу символическую, в область товарных знаков и фирменных наименований. Не редко возникает естественный вопрос, о том, что если фирма зарегистрирована в регистрирующем органе, зачем регистрировать ее название еще и как товарный знак? А дело в том, что в Российской Федерации проблема правового регулирования столкновений фирменных наименований и сходных с ними товарных знаков стоит весьма остро.

В фирменное наименование входит не только название фирмы, но и организационно-правовая форма, например, "ОАО" или "ООО" - соответственно, одно и то же словосочетание или слово может содержаться в фирменном наименовании компаний с разной организационно-правовой формой. Законодательством установлен запрет на регистрацию товарного знака в отношении одного лица при наличии тождественного фирменного наименования, принадлежащего другому лицу. Однако законом не предусмотрен отказ в регистрации фирменного наименования при наличии тождественного товарного знака.

Зачастую на практике ни товарный знак, ни фирменные названия не проверяются на идентичность. В результате нередки в дальнейшем столкновения интересов фирм и проектов с аналогичными названиями. Как показывает практика, зачастую организационно-правовая форма является решающим фактором и при их различии иски и претензии удовлетворены не будут. Отсюда следует, что товарный знак - очень уязвимый актив для атак конкурентов. Специалисты советуют при разработке товарных знаков и других атрибутов марки заключать договора с художником, рекламной фирмой и др., где должно быть оговорено, кому принадлежат имущественные права на созданную разработку, а так же регистрировать пакет товарных знаков с учетом развития бизнеса, чтобы затем не вкладывать деньги в производство еще не зарегистрированной марки продукта. В рамках Международной классификации товаров и услуг все товары и услуги классифицируются по 45 классам. Регистрация может быть проведена как по одному, так и по нескольким классам. Нужно не позволять конкурентам зарегистрировать аналогичный товарный знак в смежных, значимых для вас областях бизнеса, блокировав своей регистрацией смежные классы и защищая свой товарный знак комплексно, что позволит ограничить возможности недобросовестной конкуренции, имитаций уже "раскрученного" вами бренда. В настоящее время в части пресечения незаконного использования чужих объектов интеллектуальной собственности действует ряд законодательных норм, предусматривающих достаточно суровые наказания для нарушителей. В частности, статьи 180 и 146 Уголовного кодекса РФ предусматривают компенсацию за нарушение авторских прав в размере до 5 млн. рублей.

Проблема правовой защиты товарных знаков может быть решена путем приведения в соответствие законодательных норм о товарных знаках и фирменных наименованиях, но в настоящее время этот вопрос остается открытым и актуальным.

К объектам интеллектуальной собственности фирмы помимо товарных знаков относятся изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программы для ЭВМ и базы данных. Объектами изобретения могут стать: устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток, растений, животных, а также новое применение известного ранее устройства, способа, вещества… Промышленный образец - это художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Промышленные образцы являются проявлениями эстетических и эргономических особенностей внешнего вида изделий, в частности формы, конструкции, орнамента или сочетания цветов.

Для того чтобы обладать исключительным правом на использование товарного знака, его необходимо зарегистрировать. Регистрацией товарных знаков в нашей стране занимается Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент). Процедура регистрации состоит из нескольких этапов и может длиться от пяти месяцев до нескольких лет. Товарный знак регистрируется на 10 лет со дня подачи заявки в Роспатент, по истечении которых по заявлению компании срок может продлеваться. Приоритетным правом на использование товарного знака обладает та организация или физическое лицо, которые раньше других подали заявку в Роспатент на его регистрацию.

Если в течение срока действия регистрации товарный знак не используется компанией три года подряд, то его охрана может быть прекращена по заявлению любого заинтересованного лица.

Регистрируйте пакет товарных знаков "на вырост" с учетом развития бизнеса, чтобы затем не вкладывать деньги в производство еще не зарегистрированной марки продукта, ведь Патентное ведомство, как правило, проводит экспертизу товарного знака в течение года.

В рамках Международной классификации товаров и услуг все товары и услуги классифицируются по 45 классам. Товарный знак будет считаться юридически защищенным на территории только той страны, в которой он зарегистрирован, и только применительно к тем товарам, в отношении которых он зарегистрирован. Это означает, что если вы зарегистрировали свой знак только по классу 41 по разделам "обучение; организация выставок с культурно-просветительной целью; организация и проведение коллоквиумов; организация и проведение конгрессов", то точно такое же наименование может стать собственностью других компаний и физических лиц по другим классам товаров и услуг.

Компании, не защитившие свою интеллектуальную собственность, обречены делить рынок с "фирмами-двойниками". Вы можете вложить в раскрутку своего дела значительные средства и завоевать действительное признание партнеров и потребителей, а затем неожиданно получить претензию от сообразительного конкурента, который зарегистрировал права на разработанный вами интеллектуальный объект и теперь запрещает вам выступать на рынке под "его" именем.



Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс РФ, статья 138 "Интеллектуальная собственность" от 21 октября 1994 года.
2. Уголовный кодекс РФ, статья 146 "Нарушение авторских и смежных прав" (в ред. Федеральных законов от 27.05.98 № 77-ФЗ, от 25.06.98 №92-ФЗ) // ИСПС "Консультант Плюс".
3. Международная классификация товаров и услуг (МКТУ 8) // ИСПС "Консультант Плюс".
4. Федеральный закон от 23 сентября 1992 года, № 3520- I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" // ИСПС "Консультант Плюс".
5. Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 года № 3517 - I // ИСПС "Консультант Плюс".
6. Журнал "Коммерческий директор", май, 2007 г.
Категория: Тезисы | Добавил: GOD | Теги: проблемы, марки, конкурентов:, Знаки, уязвимые, товарные, как, активы, атак, для
Просмотров: 3765 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]