Последствия влияния средств массовой коммуникации на сознание россиян
16.04.2012, 22:39

"Игра в бисер": Последствия влияния средств массовой коммуникации на сознание россиян



А. Барышева (2 курс)
Руководитель: к.и.н.,ст.преп. Т.Ф. Аржаных
Ивановский филиал Российского государственного торгово-экономического университета
г. Иваново, Россия

Формирование сознания россиян сегодня происходит в условиях мощного воздействия средств массовых коммуникаций и массовой культуры. Бесспорно, информационное влияние средств массовой информации на общество и отдельно взятую личность велико, оно открывает новые возможности и даёт преимущества. Вместе с тем следует сказать и о деструктивных аксиологических последствиях информационного влияния СМИ. К сожалению, современная медиакультура ориентирует на развлечение и поверхностное отношение к миру, формирует человеческий тип, в основе которого лежит ослабленный тип мышления. Это фрагментарное ("клиповое") восприятие, рождённое СМИ, становится постепенно фундаментальным для человеческого сознания.

Ещё одно изменение в сознании современного человека связано с проблемой симуляционного пространства, создаваемого новейшими технологиями. Специфически новая форма передачи и восприятия данных - виртуальная реальность, искусная подделка реально существующего мира. Одна из характерных линий поведения человека в современном техногенном обществе - эскапизм ("escape"-выход, бегство, избавление от чего-либо). Человек преодолевает диссонансы внутреннего состояния весьма просто: он спасается от них бегством, в том числе в иллюзорный мир виртуальности.

Человек становится личностью только тогда, когда он сам выбирает свою роль в обществе. Быть личностью - значит, созидать свой уникальный внутренний духовно-нравственный мир и посредством этого выбирать причину собственного существования. За последнее десятилетие новомодным средством самоутверждения индивида стало так называемое "хамелеонство", или мастерство выглядеть сообразно ситуации. "Встроенность" (адаптивность) в среду, умение "плыть по течению" и использование системы двойных стандартов являются не только необходимой атрибутикой успешности, но даже обозначаются как особый более высокий уровень личностного и интеллектуального развития. Личность оказывается прикрытой "имиджем". Ориентация на демонстративность, эффектную зрелищность, жизнь по принципу "казаться, но не быть" - не в традициях российского менталитета. Западная культура опирается на идею успеха (лидерства). Русская культура - это культура достоинства. Internet - идеальная арена для лицедейства, поскольку технические посредники общения позволяют выбрать несколько ролевых позиций (имён) при сохранении отчуждённо-обособленного мирка виртуалов.

Германский писатель двадцатого столетия Г. Гессе в одном из своих романов описал фантастическую Касталию - страну духовной элиты будущего, самозабвенно предающейся интеллектуальным занятиям, или "игре в бисер". Иронично называя элитарные теоретические штудии "игрой в стеклянные бусы", Г. Гессе в философской форме размышляет о роли интеллектуальной элиты в массовой культуре так называемой "фельетонистической эпохи" и приходит к убеждению, что подобная несерьёзная безыдейная цивилизация исчерпала себя и стоит на пороге крушения. Сегодня постоянно говорят о появлении "цифровой агоры", или всемирной информационной деревни": Internet. Глобальная компьютерная сеть - особое пространство, обладающее почти безграничным радиусом действия, а, значит, и возможностями культурно-информационной экспансии мощных мировых информационных корпораций. Такая свобода информации нуждается в ограничении и контроле.

Категория: Тезисы | Добавил: GOD | Теги: массовой, сознание, влияния, на, Последствия, средств, коммуникации, россиян
Просмотров: 3569 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]