Авдеева Н.В. Образ Иерусалима в исторической повести «Казанская история».
05.09.2015, 23:08 | |
«Казанская история» была посвящена отношениям Руси и Золотой Орды от нашествия Батыя (1237 г.) до присоединения Иваном IV Казанского ханства в 1552 г. Именно взятие Казани являлось ключевым событием в повествовании. Образ Ивана Грозного идеализировался автором, из организатора осады он превращался в миротворца, призывавшего неразумных казанцев «пожалеть себя»[ Волкова Т. Ф. Работа автора «Казанской истории» над сюжетом повествования об осаде и взятии Казани // ТОДРЛ. Л., 1985, т. 39, с. 308—322, с 319]. Кроме того, он сравнивался со знаменитыми правителями прошлого. Примечательно, что данный памятник обладает ярко выраженными художественными достоинствами. Ощутимо авторское начало, светский характер «Казанской истории»; автор называл свою повесть «сладкой» — то есть искусно написанной, с увлекательным сюжетом. Она, по выражению Д.С. Лихачёва, «заглянула в будущее», представив те особенности литературы, которые разовьются позже (уже упомянутое авторское начало, усложнение рассказа) [Лихачев. Д.С. Великий путь: становление русской литературы XI - XVII веков. - М.: Современник, 1987, с. 195]. Как же в «Казанской истории» был представлен образ Иерусалима? Во второй главе Иерусалиму, захваченному Навуходоносором, уподоблялся Владимир, а затем и вся Русь :«Осиротѣ бо тогда и обнища великая наша Руская земля, и отъяся слава и честь ея, но не вовѣки, и поработися богомерску царю и лукавнѣйшю паче всеа земли, и предана бысть, яко Иерусалимъ в наказание Навходоносору, царю вавилонскому, яко да тѣм смирится». В следующей главе также возник образ Иерусалима, но здесь автор обвинял новгородцев в пренебрежении к власти царя, а Ивана Грозного сравнивал с римским императором Титом : «Но аще не бы ускорилъ борзо ратию приити на них великий князь Иоаннъ Васильевичь, Богу его воздвигшу и пославшу за уничижение и ихъ презрѣние к нему, яко Тита, римскаго царя, Еуспасиянова сына, разорити градъ Иерусалимъ и разсѣяти жиды за беззаконие ихъ по всей вселенней. Тако же и сему покори Богь под работное его иго крѣпкия и жестосердыя люди новъгородския тезоименитому своему слузе, благовѣрному и великому князю Иоанну Васильевичу Московскому». В 56 и 59 главах с Иерусалимом сравнивалась уже Казань. В 56 главе использовался парафраз стиха из ветхозаветной книги пророка Иеремии :«И тѣ люди безчислены, якоже о приходе вавилонскаго царя ко Иерусалиму и пророчествова Иеремия: «От яждения бо, — рече, — громовъ колесниц его и от ступания коней и слоновъ его потрясется вся земля».Сице же и здѣ бысть.И было тех людей бесчисленное множество, что уподобить можно приходу вавилонского царя к Иерусалиму, о котором пророчествовал Иеремия. «От грохота, — говорит он, — двигающихся колесниц его и топота коней и слонов его потрясается вся земля». Так же и здесь было». В 59 главе Иван IV был уподоблен сирийскому царю Антиоху: «И не хуже Антиоха явленаго, егда прииде Иерусалимъ плѣнити. Но онъ невѣренъ и поганъ и хотя законъ жидовский потребити и церковь Божию осквернити и разорити. Сей же вѣрный на невѣрныя и за беззаконие к нему, и за злодѣяние ихъ прииде погубити ихъ». Итак, в «Казанской истории» Владимир (как и вся Русь) , Новгород и Казань представали воплощением Иерусалима как города, наказанного Богом за грехи. Особо следует обратить внимание на отношение автора к Казани, её жителям, не лишенное определённой доли симпатии и сочувствия. Автор призывал город радоваться (90 глава): «не унывай, но паче ликоствуй и свѣтло торжествуй, и красуйся! Отъят бо Господь от тебе неправды твоя, бывшая от зачала в тебѣ, избави тя от варварскаго державства и жертвъ служения сквернаго Бахмета. И воцарися Господь посредѣ тебе, и той сохранит тя, яко сѣницу ока десницею своею покрыет, и заступит тя от враг твоих, и не узриши зла к тому ни от кого же, яко новорожденнаго младенца, и мир Божий на тебѣ до вѣка временных пребудет!» | |
Категория: Разное | | | |
Просмотров: 2939 | Загрузок: 0 |
Всего комментариев: 0 | |