13.02.2012, 08:41 | |
Чугунова Т.В. Ивановский государственный университет Идеализм и ценности разума на пути освобождения от зла в трактовке Вл. Соловьева Все философское наследие, от прошлого до настоящего, пронизано непримиримым противоборством разумного и бессознательного, отрицания одного ради другого. Однако ни преобладание рационального мышления (в западной философии вплоть до XIX в.), ни иррационального (в XX в.), не привело человечество к пониманию того, как усилием мысли можно преодолеть социальный и культурный кризис своего времени. Наиболее близко к разрешению проблемы "рациональное - иррациональное", на наш взгляд, подошел крупнейший русский философ XIX в. B.C. Соловьев, историософский характер исканий которого, обращение к мыслительной традиции прошлого помогали ему в поиске средства противопоставления хаосу, деструкции и гибели мира. В исследованиях, посвященных творчеству В. Соловьева, обозначился целый спектр характеристик его мировоззрения, показывающих философа или чистым идеалистом и иррационалистом "B.C. Соловьев - ...крупнейший среди русских философов-идеалистов" (Рашковский Е.Б. Вл. Соловьев: учение о природе философского знания // Вопр. философии. 1982. .№ 6. С. 81); "система Гартмана, которая открыла путь для гибельных крайностей иррационализма конца XIX - начала XX веков была признана...Соловьевым" (Там же. С. 82 - 83), или обвиняющих философа в приверженстве к чистому рационализму, т. к. можно проследить "глубинную связь соловьевской мысли с европейской рационалистической традицией". (Гулыга А.В., Кормин Н.А. Рец. на кн. Л. Венцлера "Свобода и зло в трудах Вл. Соловьева //Вопр.философии. 1981. № 4. С. 148). Философия Владимира Соловьева поддается смещению в ту или другую сторону, если принимать жестко сциентистскую эпликацию рациональности. Отклоняя такой вариант трактовки рациональности, многие философы "указывают на неправомерность отождествления философской рациональности с рациональностью научной, очищению ее от нравственного контекста как не имеющего отношения к установлению объективной истины". (Новиков А. А. Рациональность в ее истоках и утратах // Вопр. философии. 1995. № 5. С. 48 - 49). Философия Вл. Соловьева не поддается рассмотрению в рамках узко понятой рациональности, она раздвигает ее границы, привлекая социально - гуманистические ценности предшествующих эпох, вплоть до античности. Вл. Соловьев,
признавая значение чистого рационального знания как рационалист, в то же время
выступает и как иррационалист, рассматривая его не способным дать знания
сущности предмета в целом. Какое знание предполагал Вл. Соловьев? В своей
работе "Критика отвлеченных начал", выступая против рационализма Гегеля,
русский философ предстает непримиримым врагом чисто мыслительного отвлеченного
рационализма "...нетрудно вывести, что познание истины... недоступно для
отвлеченного рационализма". (Соловьев B.C. Соч.: В 2-х т. Т. Будучи создателем философии всеединства Вл. Соловьев постулирует признание такого сущего, которое охватывает все существующее: "для истинного познания необходимо предположить безусловное бытие его предмета, т. е. истинно-сущего, или всеединого. Только в связи с истинно-сущим, как безусловно реальным, могут явления нашего опыта иметь настоящую реальность и понятия нашего мышления настоящую, положительную универсальность". (Там же. С. 685). Вл. Соловьев не мог допустить, как это делал рациональный Гегель, чтобы вся действительность в своем конечном развитии пришла к философии и на ней остановилась. Настало время для нового этапа развития философии, когда, опираясь на достижения односторонних, частичных учений, можно создать философию, охватывающую все жизненно важные сферы бытия и способную достичь их в органическом единстве. Уже в своей магистерской диссертации он убежден, что "философия в смысле отвлеченного, исключительно теоретического познания окончила свое развитие и перешла безвозвратно в мир прошедшего". (Там же. С. 5). Идея всеединства оказалась для него столь значительной еще и по причине обостренно бережного отношения философа к культуре, стремления сохранить все ею добытое. Философия всеединства утверждает не только единство различного, но и единство, в котором сохраняется все. Всякое рафинирование рациональности, по Соловьеву, приводит к разобщенности, бездуховности и пассивности. Для освоения такого мира необходимо целостное знание. Предполагается синтез религии, философии, науки. Поэтому, выстраивая новую "синтетическую" философию, Вл. Соловьев обратился к анализу предшествовавшей философской мысли. В стремлении подвести "исторический фундамент" под метафизическую конструкцию своего учения философ имеет двух последовательных сторонников - С.Н. и Е.Н. Трубецких. Их исследования можно назвать "историческим аспектом" трудов Вл. Соловьева. Главным для них было критически проанализировать метафизические системы древности и отыскать исторические аналогии концепции всеединства, в частности среди философских учений древней Греции и раннего христианства. Вл. Соловьев, встав на позиции критического рационализма, в обстановке кризиса доверия к разуму, утрате им приоритета на познание истины, не отрицал ценности разума для достижения счастья человечества, а искал пути преодоления его толкования как инструментальной рациональности. Зарождение идеи рационального сознания, связанного с гармонизацией человека и мира, философ находит в истории античной философии. Философское обоснование необходимости нравственного поведения, перевоплощение универсума для создания мира, освобожденного от зла, Вл. Соловьев выразил в своем большом труде "Оправдание добра. Нравственная философия". Анализ исторических попыток раскрыть пути освобождения от зла, о возможном образе действий мышления, разума перед его лицом, философ показывает на примере древнегреческого сознания, в работе "Жизненная драма Платона". Главное, по мнению Соловьева, то, что Платон пришел к утверждению мира добра, трансцендентного мира идей, которому противостоит реальная действительность: "тот мир, в котором праведник должен умереть за правду, не есть настоящий, подлинный мир, существует другой мир, где правда живет". (Венцлep Л. Свобода и зло у Вл. Соловьева. Фрайбург - Мюнхен, 1978. С. 605). Но для преобразования жизни мало одних идей, человек не может "исполнить свое назначение... одною силою ума, гения и нравственной воли...". (Там же. С. 625). Согласно взглядам Вл. Соловьева, необходимо материальное воплощение идеи в ее идеальности. Не случайно Л. Шестов обвинял русского философа в том, что он делает свободу "пленницей разума", подчиняет религию знанию. Здесь мы видим слишком жесткое разграничение и противопоставление выводов Вл. Соловьева относительно того, как человечество должно освободиться от зла и обрести добро как высшую сущность. Русский философ пытается решить проблему свободы, добра и зла с помощью мысли об универсальной гармонии, когда богочеловечество мыслится как человечество, вобравшее в себя нравственные принципы и добро, которое "возможно тогда, когда человек приходит к нему сам своею волею и сознанием принимает его". (Соловьев B.C. Собр. соч. 2-е изд. т. 7. С. 147). Вера выступает не менее важным элементом, так как в философии всеединства она не противопоставлялась знанию, но опосредованная одним из элементов своей структуры, а именно мистическим знанием, сама выступила как знание (особое, "высшее", но не самодостаточное). Поэтому свойственное Вл. Соловьеву представление о религиозной вере как интуитивном восприятий истины и как основоположении мысли приводит философа к выводу, что человек с помощью интуитивного мистического знания или веры сможет "поднять" наличное бытие до уровня Эйдетического состояния. | |
Категория: Философия | | | |
Просмотров: 4093 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||