Парадигма синергетики как методология исследования политики. Политология. Лекция. Коваленко С.В., Ермолаева Л.К.
26.01.2012, 17:11

Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Парадигма синергетики как методология исследования политики

 

I. Синергетическая парадигма исследования политики

 

§ 1.2. Парадигма синергетики как методология исследования политики

 

Существование и взаимодействие естественных и гуманитарных наук отразились в различном понимании науки как явления общественной мысли. В конце XIX в. были сформулированы основные критерии разграничения естественных и общественных наук. В естественных науках преобладало исследование общих закономерностей развития и строго очерченных причинно-следственных связей. В общественных науках объектом исследования стали неповторяющиеся феномены и события. Отсюда делался вывод, что гуманитарные дисциплины используют принципиально отличные методы исследования и не могут рассматриваться как науки, оперирующие достоверными фактами.

Тем не менее основной тенденцией в развитии науки стал поиск методологии, способной снять противоречия между методами естествознания и гуманитарных наук.

Методологией, способной снять противоречия между естествознанием и гуманитарной сферой знания, может стать междисциплинарный синергетический подход, изучающий процессы самоорганизации. Безусловный приоритет в разработке универсальной материалистической концепции самоорганизации материи и человека принадлежит И.В. Вернадскому. Вот как он сформулировал свое фундаментальное методологическое обобщение: «Мы должны различать три реальности: 1) реальность в области жизни человека, природные явления ноосферы и нашей планеты, взятой как целое; 2) микроскопическую реальность атомных явлений, которая захватывает и микроскопическую жизнь, и жизнь организмов, даже посредством приборов не видную вооруженному глазу человека и 3) реальность космических просторов, в которых солнечная система и даже галактики теряются, неощутимые в ноосферическом разрезе мира» (Вернадский В.И.Размышления натуралиста // Научная мысль как планетное явление. Кн. 2. М., 1977. С. 54). Все эти три реальности взаимодействуют как материально-энергетические системы (Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989. С. 172). Следовательно, универсальным принципом исследования процессов самоорганизации различных сообществ человека являются материально-энергетические взаимодействия биосферы и космоса.

Современные представления о материально–энергетических взаимодействиях различных систем анализируются в парадигме законов термодинамики. Согласно первому закону термодинамики энергия не исчезает и не возникает из ничего, но она может переходить из одной формы существования в другую. Согласно второму закону термодинамики все виды энергии подвергаются энтропии. Но поскольку действует первый закон, то, следовательно, происходит аккумулирование энергии в некоторых пространственно-временных точках. Переработка полученной энергии живыми организмами связана с таким фундаментальным свойством живого вещества, как создание устойчивого неравновесия, соответствующего законам Вернадского – Бауэра. Они формулируются следующим образом: 1. Геохимическая биогенная энергия стремится в биосфере к максимальному проявлению. 2. При эволюции видов выживают те организмы, которые своею жизнью увеличивают биогенную геохимическую энергию. Следовательно, процессы энтропии сбалансированы с процессами негэнтропии.

В основе процессов эволюционной самоорганизации, по мнению Г.Н. Наана, лежат законы, ответственные за стабильность и преемственность мирового порядка. Это законы термодинамики: сохранения и дезинтеграции энергии. «Между тем в природе мы наблюдаем самые разнообразные процессы, так сказать, антиэнтропийного характера - процессы становления, если брать их в философском плане, процессы возникновения сложного из более простого» (Наан Г.И. Философские проблемы современного естествознания. М., 1959. С. 420). Самоорганизация простого в более сложное отражает действие принципа универсального эволюционизма в контексте антропного взаимодействия материально–энергетических структур биосферы и космоса, результатом которого стало появление человека. Н.Н. Моисеев, разрабатывая концепцию ноосферы и используя этот принцип, отметил, что «особую роль в мировом эволюционном процессе играет «принцип минимума диссипации энергии» (Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990. С. 42) или негэнтропии. Реализация этого принципа означает, что в конкуренции биологических и социальных систем выживают те, которые способны максимально эффективно использовать энергию природной и социальной среды обитания для своего расширенного воспроизводства. Очевидно, что негэнтропийность следует рассматривать как с точки зрения естествознания (перевод рассеянной энергии в концентрированную энергию), так и с позиции гуманитарных наук (созидание материальных, культурных, этических и других ценностей, обеспечивающих упорядоченность и прогнозируемость взаимодействия людей в обществе). Следовательно, негэнтропия – это способность открытой системы концентрировать энергию в форме вещества и информации (знания) в целях её использования для своего расширенного воспроизводства. Исходя из вышесказанного человек – это субъект негэнтропийной деятельности, осуществляемой посредством субъективно-духовного моделирования окружающей реальности в целях её антропологического преобразования.

В физическом аспекте негэнтропийность проявляется в способности личности совершенствовать свое тело, его физиологические и психологические характеристики, а энтропийность – в саморазрушении (алкоголизм, наркомания). В социальном аспекте негэнтропийность – это ориентация личности на созидание общественно значимых ценностей посредством взаимодействия с другими личностями. Энтропийность в социальном аспекте – это конфликт интересов граждан, разрушение государства, упадок науки и культуры. В духовно-нравственном аспекте негэнтропийность является основой формирования чувства общности, взаимопомощи, единства и готовности к созиданию. Следовательно, основой функционирования и развития любого общества является способность его субъектов усваивать рассеянную энергию природы и индивидуумов посредством организации социального взаимодействия людей в целях её использования для расширенного воспроизводства.

В данном процессе следует выделить:

сферу экономики, роль которой заключается в созидании общественно значимых ценностей, концентрирующую в себе энергетический потенциал (материального и духовного порядка);

социальную сферу, роль которой заключается в стимулировании созидательной активности граждан через распределение и потребление результатов совместного производства;

сферу духовности, роль которой заключается в формировании мировоззрения граждан, осознания ими своего места и роли в процессе самоорганизации общества.

В рамках данного деления роль политики как сферы жизнедеятельности общества заключается в принятии управленческих решений, направленных на максимально эффективное использование энергетического потенциала природы, социума и его субъектов, чтобы обеспечить расширенное воспроизводство и конкурентоспособность общества.

Следовательно, предметом политики как сферы жизни является изучение процесса согласования интересов конкурирующих субъектов при принятии общего управленческого решения и его реализации. Этот процесс обеспечивает рост энергоресурсов общества и их использование в целях его расширенного воспроизводства.


Список рекомендуемой литературы

1. Баталов, Э.Я. Восхождение к политической науке / Э.Я. Баталов // Общественные науки и современность. - 2005. - № 3. - С. 34-47.
2. Бондаренко, Д. М. Сложности со "сложностью" (Гетерархия, гомоархия и категориальные расхождения между социаль-ной антропологией и синергетикой) / Д.М. Бондаренко // Общественные науки и современность. - 2007. - № 5. - С. 141-149.
3. Воробьев, Д. М. Политология в СССР: формирование и раз-витие научного сообщества / Д.М. Воробьев // Полис. - 2004. - № 4. - С. 169-178.
4. Воробьев, Д. М. Развитие политологического сообщества в постсоветской России / Д.М. Воробьев // Полис. - 2004. - № 6. - С. 151-161.
5. Кравченко, И. И. Политика и сознание / И.И. Кравченко // Вопросы философии. - 2006. - № 11. - С. 14-26.
6. Синергетика: перспективы, проблемы, трудности (материалы "круглого стола") / В.С. Лекторский [и др.] // Вопр. филосо-фии. - 2006. - № 9. - С. 3-33.
7. Мы в мире - мир в нас: 50 лет интеграции отечественной политологии в мировую политическую науку (Виртуальный "круглый стол") // Полис. - 2005. - № 6. - С. 5-30.

 

Категория: Политология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | Добавил: GOD | Теги: Политология
Просмотров: 16050 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]