Эволюция индивидуального политического участия. Политология. Лекция. Коваленко С.В., Ермолаева Л.К.
26.01.2012, 18:18

Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Эволюция индивидуального политического участия

 

3. Политическое участие

 

§ 3.2. Эволюция индивидуального политического участия

 

На этапе общества личной зависимости основным принципом индивидуального политического участия является попытка самореализации в форме политического вождя.

Во времена военной демократии субъектом власти является герой-вождь, обладающий высокой степенью эффективности достижения общезначимых целей посредством выдающихся личных качеств: физической силы, природной ловкости и смекалки (Геракл, Илья Муромец, Одиссей). Деятельность вождя была примером для членов его рода, племени или дружины. В период сословного общества феодализма вождь защищает, прежде всего, интересы своего сословия, его деятельность регламентируется групповыми нормами морали. Например, бунтари С. Разин, Е. Пугачев были героями для крестьянской массы; государи России Алексей Михайлович и Екатерина II были вождями феодальной элиты. В период гражданской войны руководители белого движения Колчак и Деникин были вождями элиты, в то время как Ленин, Троцкий были вождями рабочих и крестьянских масс. Появление общенационального вождя связано как с экстремальной ситуацией, так и с индивидуальной попыткой личности обеспечить выживание и целостность общества.

Власть вождя характеризуется следующими положениями.

1. Власть абсолютна, непререкаема для всех членов сословия или общества, независимо от индивидуального выбора и желания.

2. Направлена на реализацию божественной воли или достижение блага сословия.

3. В глазах подданных вождь является единственным субъектом власти, способным обеспечить целостность и развитие общества и гарантировать реализацию определенного минимума прав человека.

4. Искажение божественной воли, игнорирование конкретного минимума естественных прав подданных дает им право подвергать критике словом и делом власть вождя.

Политический авторитет – вождь – это субъект, способный использовать предельную концентрацию власти, чтобы обеспечить возможность развития общества и целостность, координируя взаимодействие элит и масс, любыми методами и способами.

Во времена становления капитализма новой политической силой становится буржуазия и новая религия протестантства. Протестанты считали, что служение богу проявляется в добросовестном и честном труде. Лидером становится тот, кто в результате упорного труда достиг собственности и богатства, которые общество начинает рассматривать как вознаграждение бога за честный и упорный труд. Развивая идеи протестантства М. Вебер создал типологию лидерства, основанную на законе экономической рациональности. Общество развивается по пути капитализа с его рациональной религией – протестантством, рациональным правом и бюрократией, позволяющими добиться предельной экономической эффективности. Поэтому Вебер выделял:

а) традиционных лидеров, авторитет которых основан на обычаях, традициях (вожди племен, монархи);

б) рационально-легальных лидеров, избранных демократическим путем (президенты США, европейских стран, В. Путин в России), выражавших идеи повышения экономической эффективности;

в) харизматических лидеров, наделенных, по мнению масс, особыми выдающимися качествами, способностями к руководству (В.И. Ленин, И.В. Сталин, Фидель Кастро).

Ницше и Фрейд разрабатывали тему роли биологических предпосылок феномена лидерства. Лидером способен стать только тот, кто с максимальной эффективностью может концентрировать и целенаправленно использовать природную энергетику – волю к жизни, т.е. волю к власти. Поэтому общество делится на аристократию – способную создавать ценности, и массу – не способную к творчеству созидания.

Современные концепции лидерства развивают идеи естественно-биологического деления человечества на ведущих и ведомых. Это деление, по мнению авторов, обусловлено психологией, поэтому лидерство рассматривается как способность субъекта влиять на объект.

По теории черт лидером является человек, обладающий определенной совокупностью психологических черт, значимых для прихода к власти и ее использования. Авторы выделяют разные черты: ум, волю, целеустремленность, такт, юмор. Однако практика показывает, что существуют лидеры, у которых отсутствует стандартный набор таких черт. Например, Л.И. Брежнев был лидером бюрократического типа, и в этом случае черты его личности не имеют большого значения.

Последователи концепции лидерства как функции ситуации считают, что сложившиеся обстоятельства и конкретные потребности группы определяют выбор средств и методов, используемых лидером. Лидером становится тот, кто способен наиболее точно прочувствовать ситуацию и обратить ее в свой актив. Отсюда следует вывод, что лидер – человек конъюнктуры, заботящийся только о своей карьере. Но история знает немало противоположных примеров (деятельность революционеров, принадлежащих к высшим слоям общества). Поэтому данная теория не отражает активную роль лидера, его способность противостоять обстоятельствам или менять их.

Сторонники концепции социального заказа считают, что лидером становится тот, кто обеспечивает максимальную эффективность реализации социального заказа. Лидер живет в своем окружении, «вычитывает» в нем цели, средства и методы их реализации. Но такие политические лидеры, как Петр I, В.И. Ленин, не приспосабливались к потребностям массы, а наоборот, ставили принципиально новые задачи. Их деятельность обрекала массы на дополнительные лишения и страдания, но авторитет этих лидеров был очень высок.

Основные характеристики политической власти лидера основаны:

1) на добровольном признании обществом или его частью власти того или иного политического деятеля, что возможно только в условиях относительной политической свободы и конкуренции за власть;

2) на ограничении власти лидера:

а) необходимостью удержания и закрепления своего авторитета в глазах граждан посредством целенаправленной деятельности на развитие производства, рост уровня и качества жизни, расширение сфер реализации прав человека;

б) законом, правовыми нормами, разделением и балансом властей;

в) демократическими механизмами контроля за деятельностью политического лидера;

3) на том, что деятельность лидера является открытой, доступной для критики, ответственной перед обществом и подконтрольной гражданскому обществу, которое требует от лидера экономической рациональности в использовании национальных ресурсов, роста доходов и уровня реализации прав человека.

Власть политического лидера определяется его способностью влиять на поведение своих сторонников. Лидер должен быть достаточно близким и понятным для массы, уметь использовать её инстинкты и ценностные ориентации в процессе организации взаимодействия массы, различных элит, структур государственной власти и средств массовой информации для обеспечения стабильности и развития своей группы или общества.

Дадим общее определение политического лидера. Политический лидер – это субъект, выражающий интересы какой-либо группы и ответственный за их реализацию посредством использования политической и государственной власти.

Исходя из определения основными функциями лидера являются следующие:

1). интеграция своих сторонников в единую группу общества, снятие внутренних противоречий в группе сторонников;

2). разработка конкретной формы подачи политической цели общности и средств ее реализации;

3). убеждение, агитация, привлечение граждан к реализации политических целей;

4). контроль над функционированием институтов власти;

5). осуществление координации, взаимодействия политического и правового сознания граждан, институтов власти и средств массовой информации.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Гудков, Л.Д. "Советский человек" в социологии Юрия Ле-вады / Л.Д. Гудков // Общественные науки и современ-ность. - 2007. - №6. - С. 16-30.
2. Кравченко, И.И. Политика и сознание / И.И. Кравченко // Вопросы философии. - 2006. - № 11. - С. 14-26.
3. Новиков, В.И. Бог, цари и герои / В.И. Новиков // Общест-венные науки и современность. - 2007. - № 5. - С. 150-158.
4. Мюрберг, И.И. Политика - свобода - мораль: опыт связы-вания понятий / И.И. Мюрберг // Вопросы философии. - 2007. - № 4. - С. 24-35.
5. Оболонский, А.В. Мораль и право в политике и управле-нии / А.В. Оболонский // Общественные науки и совре-менность. - 2007. - № 1. - С. 66-72.
6. Седов, Л.А. Россия: культурно-генетическая специфика / Л.А. Седов // Общественные науки и современность. - 2007. - № 6. - С. 98-110.
7. Седов, Л.А. Традиционные черты российской политиче-ской культуры в их современном преломлении / Л.А. Седов // Общественные науки и современность. - 2006. - № 3. - С. 67-74.
8. Урнов, М.Ю. Эмоциональная атмосфера общества как объект политологического исследования. Статья 3 / М.Ю. Урнов // Общественные науки и современность. - 2007. - № 4. - С. 105-116.
9. Филиппов, А.Ф. Пространство власти и конструкция мас-сы: Канетти и политическая социология / А.Ф. Филиппов // Вопросы философии. - 2007. - № 3. - С. 30-37.
Категория: Политология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | Добавил: GOD | Теги: Политология
Просмотров: 6960 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]