Этапы становления политологии и основные направления современной политической мысли. Политология. Лекция. Коваленко С.В., Ермолаева Л.К.
26.01.2012, 17:08

Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Этапы становления политологии и основные направления современной политической мысли

 

I. синергетическая парадигма исследования политики

 

Методология синергетики дает возможность рассматривать эволюцию косной и живой материи как единый процесс материально-энергетических и энергоинформационных взаимодействий. С появлением человека инстинктивное использование эффекта синергетического взаимодействия природы, социума и творческого потенциала личности становится осознанным и целенаправленным. Возрастание роли субъективного фактора нашло свое отражение в абсолютизации значения сознательной деятельности политических лидеров и элитных групп, занятых управлением. Исторический опыт политической самоорганизации выявил последовательный рост значения установок граждан на расширение сфер реализации естественных и гражданских прав человека, повышение уровня и качества жизни за счет рационального использования национальных ресурсов. Таким образом, предметом политологии становится способность субъектов политики рационально использовать энергетический потенциал природы, социального взаимодействия и творческих возможностей личности.

 

§ 1.1. Этапы становления политологии и основные

направления современной политической мысли

 

Политология как наука прошла длительный путь становления и развития. В процессе развития общества политология постепенно отделялась от философии, юриспруденции, этики, религии и других направлений общественной мысли.

В истории политологии можно выделить шесть основных этапов.

1-й этап представлен мыслителями античности. Платон, Аристотель, Цицерон осуществляли поиск вариантов оптимальных форм правления, способных снять социальные противоречия в рамках государства, возникшего на основе традиций общинного равенства для обеспечения его целостности и конкурентоспособности.

2-й этап представлен христианскими мыслителями – Августином Блаженным, Фомой Аквинским. Они теоретически обосновали божественное происхождение власти в христианском мире и ее функциональное назначение – несение блага. Искажение субъектами светской власти воли и закона бога означало нарушение прав христиан и предполагало возможность сопротивления власти. Церковь вела борьбу за приоритет духовной власти для создания системы гарантий реализации прав христиан.

3-й этап связан с мыслителями эпох Возрождения и Реформации. Например, Н. Макиавелли, Ж. Боден, М. Лютер разрабатывали концепции организации национальных государств, независимых от духовной власти Рима. В противоположность католической церкви эти мыслители доказывали, что человек не должен рассматриваться как грешник, он должен быть деятельным, активным. Основная задача власти должна заключаться в создании условий для проявления его созидательного духа. Единство духовного и материального начал в человеке отражается в процессе созидания, которое становится нравственной обязанностью гражданина перед богом и обществом. Результаты созидания закрепляются в собственности, которая начинает рассматриваться как вознаграждение за добросовестный и честный труд. Отсюда вывод – необходимо независимое национальное государство, создающее условия развития созидательной активности человека.

4-й этап связан с именами мыслителей эпохи буржуазно-демократических революций. Б. Спиноза, Т. Гоббе, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо активно критиковали социально-политические привилегии дворянства и политические учреждения феодального государства. Политические порядки и институты власти, по их мнению, должны быть приведены в соответствие с естественными правами человека. Их реализация обусловлена гражданскими правами человека как субъекта собственности, хозяйственных связей. Интересы сохранения и развития этих связей диктуют необходимость заключения общественного договора, на основе которого создается государство. Оно должно использовать власть в соответствии с практическими нуждами и интересами граждан. Гарантия реализации интересов граждан – разделение властей на основе их взаимного сдерживания и контроля. Субъектами разделения властей должны стать исполнительная, законодательная и судебная власти. Представительную власть следует формировать на основе выборов. Результатом данного этапа развития стало образование республиканской формы правления, принятие таких важных исторических актов, как «Декларация независимости» в США (1776) и «Декларация прав человека и гражданина» во Франции (1789).

5-й этап представлен мыслителями, пытавшимися понять последствия Великой французской революции для развития цивилизации. Теоретически обосновывается идея всеобщего развития на основе диалектических противоречий субъектов этого процесса. Процесс развития, как это представлялось И. Канту и Г.В. Гегелю, проходит определенные закономерные этапы, выход за их пределы представляется неразумным, нарушающим естественный ход истории. Для обеспечения закономерного развития необходимо найти компромисс между властью и обществом. Гражданское общество, с точки зрения Гегеля, представляет собой сферу активности частного интереса граждан. Государство представляет собой более высокую степень развития, оно пытается реализовать общий интерес, снимая противоречия внутри гражданского общества Оптимальное взаимодействие между гражданским обществом и государством достигается, по мысли Гегеля, в рамках правового государства, которое объединяет общество в единое целое, сохраняя политическую целостность и возможность развития общества в определенных рамках цивилизации.

6-й этап отражает противоречия развития товарно–денежных отношений, рыночного хозяйства и политическое противоборство конкурирующих классов. Данный период характеризуется появлением ряда течений идеологического характера: праворадикального – Ф. Ницше; консервативного – Л. Гумплович, М. Вебер; либерального – Д. Милль, А. Токвиль; демократически-утопического – Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Щ. Фурье; революционно-социалистического – К. Маркс, В.И. Ленин; революционно-радикального – М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин. Противоречия этих течений заключались в вопросах приоритета интересов объекта или субъекта власти, элиты или массы в рамках единого политического целого. Политическая мысль правой ориентации отстаивает приоритет гражданских интересов элиты, а левой ориентации – интересы массы, направленные на реализацию своих естественных и гражданских прав посредством политического давления и борьбы за власть.

При анализе современных политических доктрин необходимо отказаться от критического подхода и признать право на существование каждой, независимо от того, соответствует ли ее содержание нашим представлениям о политическом процессе или нет. Анализируя современные политические доктрины Запада, принято выделять несколько направлений политической науки в зависимости от страны или группы стран, имеющих свою общую специфику в исследовании политических процессов. Обычно принято выделять англо-американские, германские, французские школы политической мысли.

Политическая наука Англии и Америки обогатила развитие политологии направлениями прагматизма и политического реализма. Вклад в разработку методик количественного измерения политических процессов очень значителен. В рамках американской политологии разрабатывалась концепция политического психоанализа, объявлявшего важнейшим фактором политического поведения психологическую мотивацию личности. Авторы данной концепции подчеркивали связь определенных типов личности с выполнением тех или иных политических ролей и исследовали влияние скрытых, подсознательных побуждений на политическую активность личности. Особое место в исследованиях американских политологов занимает проблема концентрации власти в руках лиц, имеющих особые достоинства и заслуги перед обществом. Согласно принципам и нормам демократии граждане делегируют властные полномочия меритократии, а роль демократии заключается в организации контроля над деятельностью лидеров. Заслугой американских политологов является разработка теории конфликта и согласия. Она основана на деятельности среднего класса, ценности которого способствуют достижению единства и целостности общества. Формируется представление граждан об обществе как о свободной ассоциации, в которой каждый обладает свободой и возможностью занять соответствующее место. Американская и английская политология активно занималась разработкой концепции всемирного общества, всемирного государства, теории конвергенции, т.е. сближения конкурирующих социально-политических систем и организации единой общемировой общности под эгидой и руководством Соединенных Штатов Америки.

Политическая наука Германии ориентирована на разработку проблем «сильного государства», ограниченного демократией «здорового культурно-политического консерватизма». В данном направлении исходным тезисом является тезис о государстве как об организации, способной предотвратить хаос и анархию в обществе. Германские политологи, используя теоретическое наследие И. Канта и Г.В. Гегеля, рассматривают государство как носителя трансцендентального (божественного) разума и ценностей свободы гражданина. Государство должно обеспечить достойное бытие граждан, подавлять стремление к агрессии и самоутверждению посредством насилия. Характерной чертой развития германской политологии является исследование природы тоталитаризма, стремления лидеров к авторитарной власти, механизмов снятия внутренних конфликтов в развитии общества. Необходимость снятия и подавления конфликта определяет сущность и значение государства в рамках германской политологической школы. В условиях демократии государство становится правовым, расширяющим возможности самореализации личности посредством созидания. В то же время демократия и правовое государство являются гарантией защиты общества от авторитарного лидера или партии.

Политическая наука Франции рассматривает проблемы взаимодействия личности и общества. Предметом политологических исследований становится человек, его свобода, его ценности и его отношения с властью. Взаимодействие между личностью и властью, согласно французской политологической школе, определяется институтами власти. Они выступают в виде объединений граждан, созданных для реализации определенной идеи. Политический институт может действовать в форме выборов, которые представляют собой систему оценки действующих субъектов власти и степени доверия к ним со стороны определенных групп избирателей. Политологическая мысль Франции сосредоточена на разработке теории общественного самоуправления, которое имеет глубокие традиции в политической жизни страны. Идеи самоуправления отражались в трудах французских социалистов-утопистов, в работах представителей анархо-синдикалистского и анархо-реформистского течений. Основной заслугой данного направления является анализ традиций и возможностей самоуправления на местном, региональном и на федеральном уровнях.

Политическая наука Советского Союза в своем развитии активно использовала теоретическое наследие русских революционеров-демократов и классиков марксизма. Её представителей отличало тщательное изучение объекта власти и привлечение масс к участию в работе нижних звеньев аппарата управления. В политологических исследованиях усиленно разрабатывались вопросы теории ускоренного построения социализма и коммунизма под руководством партии и государства. Теория построения коммунистического общества основывалась на концепции «большого скачка» – возможности ускоренного экономического и социального развития страны на основе структурных реформ, осуществляемых под руководством централизованной и концентрированной политико-государственной власти. Влияние этой концепции оказалось настолько значительным, что переход общества к рыночным отношениям также осуществлялся по методологии «большого скачка».

Становление политологии как науки связано с международным коллоквиумом, организованным по инициативе ЮНЕСКО в Париже в 1948 г. На нем был сформулирован и принят специальный документ, в котором была предпринята попытка систематизировать и обнародовать составные элементы политической науки. Были выделены четыре блока этих элементов.

1. Политическая теория: политическая теория и история идей.

2. Политические институты: а) конституция; б) центральное управление; в) региональное и местное управление; г) публичная администрация; д) экономические и социальные функции управления; е) сравнительный анализ политических институтов.

3. Партии, группы и общественное мнение: а) политические партии; б) группы и ассоциации; в) участие граждан в управлении и работа в администрации; г) общественное мнение.

4. Международные отношения: а) международная политика; б) политика и международные организации; в) международное право.

В 1949 г. в рамках ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политических наук, ежегодные конференции которой внесли существенный вклад в развитие политологии.


Список рекомендуемой литературы

1. Баталов, Э.Я. Восхождение к политической науке / Э.Я. Баталов // Общественные науки и современность. - 2005. - № 3. - С. 34-47.
2. Бондаренко, Д. М. Сложности со "сложностью" (Гетерархия, гомоархия и категориальные расхождения между социаль-ной антропологией и синергетикой) / Д.М. Бондаренко // Общественные науки и современность. - 2007. - № 5. - С. 141-149.
3. Воробьев, Д. М. Политология в СССР: формирование и раз-витие научного сообщества / Д.М. Воробьев // Полис. - 2004. - № 4. - С. 169-178.
4. Воробьев, Д. М. Развитие политологического сообщества в постсоветской России / Д.М. Воробьев // Полис. - 2004. - № 6. - С. 151-161.
5. Кравченко, И. И. Политика и сознание / И.И. Кравченко // Вопросы философии. - 2006. - № 11. - С. 14-26.
6. Синергетика: перспективы, проблемы, трудности (материалы "круглого стола") / В.С. Лекторский [и др.] // Вопр. филосо-фии. - 2006. - № 9. - С. 3-33.
7. Мы в мире - мир в нас: 50 лет интеграции отечественной политологии в мировую политическую науку (Виртуальный "круглый стол") // Полис. - 2005. - № 6. - С. 5-30.

 

Категория: Политология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | Добавил: GOD | Теги: Политология
Просмотров: 26946 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]