Административные субъекты политики – выводы, вопросы, тесты, список литературы. Политология. Лекция. Коваленко С.В., Ермолаева Л.К.
27.01.2012, 19:13

Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Административные субъекты политики  – выводы, вопросы, тесты, список литературы

 

9. Административные субъекты политики

 

Синергетика процессов взаимодействия субъектов национального производства в силу появления новых секторов и технологий, изменения места и роли в самоорганизации специализированных групп в этом процессе может привести к усилению как энтропийных, так и негэнтропийных процессов в обществе. Негэнтропийность государства как политического института определяется необходимостью разработать единые политико-правовые нормы взаимодействия, обеспечивающие возможность рационального использования потенциала элит, средних слоев и масс в процессе созидания общественно значимых ценностей. Разработка, реализация и корректировка единых политико-правовых норм взаимодействия, направленных на сохранение целостности и обеспечение конкурентоспособности общества, осуществляются государством и его административной системой – бюрократией. Эволюция государства и бюрократии определяется способностью граждан к самоорганизации и контролю над деятельностью административной системы управления, для создания оптимальных условий самореализации личности через участие в созидании ценностей, реализацию естественных и гражданских прав человека.

 

Выводы

 

1. Государство представляет собой процесс самоорганизации различных сообществ посредством формирования специального аппарата власти, который координирует действия элит и рядовых общинников, обеспечивая целостность и развитие этноса, права человека на сохранение жизни и продолжение рода.

2. На этапе личной зависимости общество делегирует всю полноту власти легитимному субъекту, способному координировать деятельность конкурирующих элит, подавлять их эгоизм, обеспечивать реализацию минимума прав рядовых граждан и свою целостность и стабильность.

3. На этапе экономической зависимости развитие социально-экономических связей между субъектами рынка на основе взаимовыгодности и необходимости их защиты от бюрократии формирует потребность в создании представительных органов политики и власти. Субъекты рыночных отношений, осознав свои частные интересы, в целях их защиты формируют системы политического представительства и контроля над деятельностью административных органов государства.

4. Государство – это механизм территориально-политической самоорганизации общества, посредством которого субъекты политики координируют процессы взаимодействия в рамках стратегических управленческих решений, направленных на обеспечение целостности и развитие общества, повышение уровня и качества жизни граждан.

5. Гражданское общество – это совокупность самоуправляющихся объединений граждан, определяющих порядок взаимодействия личности и структур государственной власти в процессе созидательной деятельности на основе сохранения и развития традиций, навыков, образцов самоуправления.

6. Правовое государство – это политическое взаимодействие представительных субъектов политики под контролем гражданского общества, направленное на максимальное стимулирование созидательной активности граждан в целях развития национального производства, роста их уровня жизни и повышения качества жизни, расширенной реализации прав человека.

7. Предпосылки появления бюрократии обусловлены потребностями государства в согласовании интересов субъектов общества посредством права. Бюрократия представляет собой систему организации административной власти, обеспечивающую адекватную реализацию воли субъекта государственной власти на всех уровнях функционирования общества.

8. Бюрократия – это группа профессиональных государственных служащих, деятельность которых регламентируется государственными нормативными актами, строгой иерархией и направлена на защиту существующего строя посредством монопольного использования информации и ресурсов государства.

9. В результате усиления тенденций централизации, концентрации власти и отсутствия гражданского контроля бюрократия становится неконтролируемой. Бюрократизм проявляется в количественном росте аппарата, формировании его на основе личной преданности, отсеивании наиболее способных, энергичных, квалифицированных кадров; расширении тайных льгот и привилегий, распространении коррупции и взяточничества.

10. Только на этапе экономической зависимости гражданское общество обретает способность создать систему правового государства, т.е. систему общественного контроля над деятельностью бюрократии.

 

Вопросы для самоконтроля

 

·   Каковы предпосылки возникновения государства? Назовите три точки зрения.

·   Дайте определение понятию «государство».

·   Назовите основные признаки государства.

·   Какие формы государства и системы управления им характерны для общества личной зависимости?

·   Какие формы государства и системы управления им характерны для общества экономической зависимости?

·   В чем различие функций государства на этапе общества личной зависимости и этапе общества экономической зависимости?

·    Дайте определение гражданского общества. Перечислите основные предпосылки его возникновения.

·   Дайте определение понятию «правовое государство».

·   Перечислите основные признаки правового государства.

·   Как связано государство и бюрократия?

·   Назовите две точки зрения на явление бюрократии и дайте им краткую характеристику.

·   Перечислите функции бюрократии.

·   Чем характеризуется явление бюрократии на этапе общества личной зависимости?

·   Чем характеризуется явление бюрократии на этапе общества экономической зависимости?

 

Список рекомендуемой литературы

 

1.       Андреев, А.Л. Современная Россия: запрос на компетентного чиновника / А.Л. Андреев // Общественные науки и современность. – 2007. – № 1. – С. 57–65.

2.    Аршинев, В.И. Гражданское общество в контексте синергетического подхода / В. И. Аршинев, Н.Г. Савичева // Общественные науки и современность. – 1999. – № 3. – С. 131–138.

3.    Гаман-Голутвина, О.В. Меняющаяся роль государства в контексте реформ государственного управления: отечественный и зарубежный опыт / О.В. Гаман-Голутвина // Полис. – 2007. – № 4. – С. 24–45.

4.    Гельман, В.Я. Возвращение Левиафана? (Политика рецентрализации в современной России) / В.Я. Гельман // Полис. – 2006. – № 2. – С. 90–109.

5.    Дахин, А.В. Система государственной власти в России: феноменологический транзит / А.В. Дахин // Полис. – 2006. – № 3. – С. 29–40.

6.       Кемпинский, Э.В. Государство против интеллектуальной контрэлиты / Э.В. Кемпинский // Общественные науки и современность. – 2006. – № 4. – С. 68–77.

7.    Кинг, П. Классифицирование федераций / П. Кинг // Полис. – 2000. – № 5. – С. 6–18.

8.    Кудинов, О.А. Разработка теории правового государства в российской науке начала XX века / О.А. Кудинов // Общественные науки и современность. – 2002. – № 3. – С. 101–109.

9.    Мамут, Л.С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения / Л.С. Мамут // Общественные науки и современность. – 2002. – № 5. – С. 94–103.

10. Перегудов, С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики / С.П. Перегудов // Полис. – 2006. – № 2. – С. 139–150.

11.   Тамбовцев, В. Л. Государство как инициатор развития гражданского общества / В. Л. Тамбовцев // Общественные науки и современность. – 2007. – № 2. – С. 69–77.

12. Турунок, С. Г. Федерализм, унитаризм, конфедератизм (Российский опыт в сравнительной перспективе) / С.Г. Турунок // Общественные науки и современность. – 2000. – № 2. – С. 49–60.

13. Хенкин, С.М. Федерализм: опыт российский и зарубежный / С.М. Хенкин // Полис. – 2005. – № 2. – С. 179–182.

 

Тесты

 

1. Термин «государство» означает:

а) особую форму организации политической власти, обладающую суверенитетом, монополией на управление обществом;

б) форму правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением;

в) способ политической самоорганизации общества, посредством которого координируют процесс взаимодействия субъектов социально-экономической, политико-правовой и духовно-нравственной деятельности для обеспечения целостности и развития общества, реализации конкретного уровня прав человека.

2. Под термином «правовое государство» следует понимать:

а) политическую самоорганизацию общества, обеспечивающую максимальное стимулирование и использование созидательной активности граждан в целях развития национального производства, повышения их уровня и качества жизни, реализации прав человека посредством систем общественного контроля за деятельностью бюрократии;

б) форму государственного устройства, при которой входящие в состав государства административно-территориальные образования обладают ограниченной юридической и политической самостоятельностью;

в) тип государства, в котором существует верховенство закона, гарантированы права человека и осуществляется разделение властей;

г) административно-территориальную организацию власти, систему взаимоотношений высших и региональных органов власти

3. Укажите, какое из приведенных ниже определений соответствует понятию «гражданское общество»:

а) система социального неравенства, состоящая из совокупности взаимосвязанных и иерархически организованных слоев;

б) совокупность самоуправляющихся объединений граждан, определяющих порядок взаимодействия личности и структур государственной власти в процессе созидательной деятельности на основе сохранения и развития традиций, навыков, образцов самоуправления;

в) совокупность социальных образований, объединенных специфическими интересами, реализуемыми вне сферы деятельности государства.

 

Категория: Политология. Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. | Добавил: GOD | Теги: Политология
Просмотров: 5647 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]